Православный пост
[1] [2] [3] [4] [5]
Введение
В наше время, когда современное общество пренебрегает православным постом или совершенно отвергает это величайшее сокровище, данное нам Самим Богом, тема о православном посте является одной из актуальнейших и насущных.
Причинами такого отвержения или отрицания православного поста, с одной стороны, является отголосок прошлого — безрелигиозное мировоззрение, сформировавшееся в нашем обществе на нашей многострадальной земле более чем за семидесятилетнее господство атеизма, а, с другой стороны, мы не можем не считаться с существующим воздействием находящегося в духовно-бедственном состоянии западного мира, где под влиянием протестантской теологии пост не имеет важного значения в его жизни и порой совершенно отвергается.
Мы еще помним, как в советское время в обществе прививалось всякое отвращение к религии, как к пережитку прошлого, присущему только отживающим пожилым людям. Православный пост вызывал, по меньшей мере, недоумение, а на постящихся смотрели, как на самоубийц — ненормальных и отсталых от жизни людей, наносящих вред своему здоровью. Сейчас, в современном обществе, ведётся не явная уже, как раньше, а тайная, но, как и прежде, целенаправленная методическая борьба. Идет разрушение всех основ Православной веры, национальных традиций и культуры, отравление всей благочестивой жизни православных христиан, в которую, как основное начало духовного возрождения (не только одного человека, но и всего общества в целом), входит православный пост; но самое ужасное, что иногда мы не понимаем, что происходит в мире и к чему нас ведут.
Присмотревшись внимательно, мы можем видеть, что в наше время у людей происходит изменение сознания, воспитывается и укореняется новое восприятие мира с западно-протестантским психологическим уклоном, мало в чем уступающим атеистическому мировоззрению; мало кому известно, что на западе верующих в реальное пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа протестанты считают ненормальными.
Сладострастие, пресыщение, невоздержанность и распущенность, бесславящие человеческое достоинство и причиняющие действительно настоящий вред человеческому здоровью и здоровью общества, становятся нормой. Комфорт ставится на передний план, и люди настолько преданы ему, что жизнь свою без этого кумира уже не мыслят, любовь к нему настолько велика, что они готовы за него душу положить, лишь бы быть соединенными с ним навсегда, а речи о посте вызывают у них такую ярость, что они измышляют апологии в защиту своего бога — комфорта. «Забота века и обольщение богатства заглушает слово» (Мф. 13, 22), и мы вместо плодов благодатных, подобно нашим прародителям, поедаем запретные плоды: удовольствие становится смыслом жизни, все высшее, духовное, отодвигается в сторону, и вместо того, чтобы искать прежде всего Царствия Божия и правды его, мы ищем, прежде всего, что нам поесть, что попить или во что одеться покрасивее и помоднее. Раболепство страстям облекается в благородные формы и преподносится в виде чего-то возвышенного и культурного, но как бы мы ни возвышались, предаваясь плотским удовольствиям и усердно служа своим страстям, реально при этом мы можем достичь не Царствия Божия, а пресыщения, которое по словам святителя Василия Великого[1] — начало всякого зла.
Теперь человек сам себе причиняет много горя, если перестает бороться со своими страстями: калечит свое здоровье, тратит душевные и телесные силы, и опускается до уровня животного. И в этой борьбе на помощь ему приходит православный пост — чудесное средство борьбы со страстями, которое вводит в жизнь воздержания и трезвения или, по словам святителя Димитрия Ростовского, — в рай на земле и избавляет от жизни растленной и греховной, что есть ад на земле и превеликое тление[2].
Потому начнём поститься, как научает нас Святая Православная Церковь, просвещая чад своих светом Христовым, светом Разума и Истины. И, несмотря на все тёмные стороны нашей жизни, мы видим, как идет процесс постепенного духовного оздоровления. Сегодня наша Святая Православная Церковь ликует и торжествует, так как настало долгожданное время перемен, время восстановления в прошлом жестоко поруганного драгоценного национального культурно-традиционного наследия: открываются храмы, воцерковляются блудные сыны и дочери, возвращаясь в Отчий дом, с благоговением соблюдаются православные посты. Но поскольку современное общество XXI века в своей жизни православный пост не считает обязательным, то многие полагают, что православный пост — это лишь отказ от скоромной пищи (мяса, молока, яиц и т.п.), и в этом для них, как они понимают, весь смысл и цель православного поста. Другие в неведении приравнивают православный пост к вегетарианству, диете, голоданию и тем самым производят смешение этих понятий. Кто-то соблюдает диету и голодание с целью оздоровления организма или похудения и при этом думает, что он соблюдает православный пост, в какой-то мере, даже сугубый, а вегетарианец может подумать, что в своем пощении он превосходит православных христиан.
Необходимо признать и тот факт, что большинство людей не знают учения Святой Православной Церкви о православном посте и его величайшей несомненной пользе, о том, что он не самоцель, а лишь путь к добродетели, а добродетель — путь к спасению, к вечной жизни. Поэтому, чтобы нам правильно выполнять деятельный православный пост, начнем рассмотрение его с общих положений, а после и его составляющих.
Пост как воздержание; его виды и составные части
Пост вообще — это добровольное неядение или воздержание желания от наслаждения принимаемой пищей.
Пост называется именно добровольным воздержанием от пищи, а не по причине скудости, как это бывает при отсутствии средств к пропитанию у неимущих людей, и не по причине физической немощи, как это бывает с больными, и не по причине тщеславия, как это бывает у тех, кто лицемерит. В перечисленных моментах хотя и наличествует воздержание среди указанных лиц, но они не стяжают благотворной силы, свойственной посту, так как такое неядение происходит не от добронамерения, а от других причин.
Различают пост четырёх видов: духовный, нравственный, естественный и церковный.
Духовный пост — это добровольное воздержание и удаление себя от всех злых дел вообще и во всякое время, даже, а может быть, особенно, в самые светлые праздники. В Ветхом Завете мы видим, как через пророка Исаию Господь призывает свой народ (Ис. 58, 5 — 7): «Таков ли тот пост, который Я избрал, и день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма и угнетенных отпусти на свободу, и всякое твое писание неправедное раздери. Раздробляй алчущим хлеб твой и нищих, не имеющих крова, введи в дом твой. Если видишь нагого, одень его, и единокровного твоего не презри».
Нравственный пост — это добровольное исправление нравов, умеренное употребление пищи и пития ради самой благочестивой жизни. В древности многие эллинские философы придерживались такого поста, а в наше время его соблюдают магометане.
Естественный пост, как определяют богословы, состоит в том, чтобы абсолютно ничего не есть и не пить. Соблюдается он православными христианами перед принятием Тела и Крови Христовых, ради святости и благодати, заключающейся в Святых Христовых Тайнах, и, поскольку само естество причащающегося по высоте Таинства располагает к воздержанию от пищи и пития, постольку и называется этот пост естественным.
Церковный пост заключается в добровольном воздержании от пищи по учению и постановлениям святой Православной Церкви. Церковные посты бывают повсеместные, которые православные христиане твердо и неизменно сохраняют в любом месте, и местные — устанавливаемые по благословению священноначалия по особому случаю и на определенной местности, например, по причине войны, наводнения, засухи, моровой язвы, землетрясения и прочих бедствий. Кроме того, различают церковный пост общий и частный. Общий соблюдается всей Церковью, а частный — когда человек сохраняет пост по отношению к самому себе, что бывает или из послушания духовному лицу, или по какому-либо обету.
Пост вообще имеет три составляющие: время, количество и качество.
Время — относится к моменту принятия пищи. По Ветхому Завету постящиеся пищу должны были принимать вечером: «И пошли все сыны Израилевы и все люди, и пришли Вефиль, в дом Божий: и плакали там пред Господом; и постились в тот день даже до вечера» (Суд. 20, 26); «Плакали и постились до вечера о Сауле» (2 Цар. 1, 12); «Клялся Давид, говоря: то и то да сотворит со мною Бог, если, пока не зайдет солнце, вкушу хлеба или иное что»(2 Цар. 3, 35). И из других мест Священного Писания видно, что ветхозаветные праведники во время поста употребляли пищу только один раз и вечером. Святая Православная Церковь своим постящимся чадам не предписывает определенного времени для принятия пищи во время поста. Это личный подвиг верующего.
Количество употребляемой пищи пребывающего в посте должно быть таким, какое требуется для укрепления изнемогающей плоти и восстановления сил ее, но не для пресыщения, и поэтому святая Церковь не определила для всех одинаковой меры, непреложной в употреблении.
Качество пищи.
Вопросы о том, какую пищу должен употреблять постящийся: мясную, рыбную или же только овощи и фрукты? Как надо относиться к животной пище: сыру, сливочному маслу, молоку, яйцам и т.п.? — эти вопросы о вкушении различных снедей в пост вызывают наибольшие разногласия и прения с противниками православной веры.
Святая Православная Церковь хранит Правила поста, определенные Типиконом, во всех его составных частях: времени, количестве и качестве.
Теперь обратимся к вопросу о начале поста и его установлении в Священном Писании.
Начало поста и установление его в Священном Писании
Начало поста. Пост в раю
Само установление поста восходит к ветхозаветным временам, когда Господом в раю первым людям дана была заповедь поста: « И заповедовал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2,16-17).
Пост дан был прародителям в раю с целью воздержания и послушания воле Божьей, для усовершенствования в добродетелях, началом и фундаментом которых он и является, возвышая духовную сторону над телесной.
Но прародители подпали под влияние искусителя и нарушили заповедь Божию о посте, «вкусили запретный плод». И изгнан «бысть Адам от райския сладости, снедию горькою в невоздержании, — говорится в одном из церковных песнопений, — заповеди не сохранив Владычни, и осудися делати землю, от неяже взят бысть сам, потом же многим ясти хлеб свой...».
Мы видим, как гибельно невоздержание и как дорого за него заплатил наш Праотец. И потому Святая Церковь, напоминая всем нам, потомкам Адамовым, это событие в последний день Масленицы — в Прощеное Воскресение, вразумляет нас быть послушными Богу, удаляться невоздержания, любить пост: «Тем же мы возлюбим воздержание, да не вне рая возрыдаем, яко же он; но в него внидем»[3]. Пробуждая в нашей душе сострадание, как бы поставляет нас прямо у рая рядом со злополучным изгнанником:
«Седе Адам прямо рая, и, оплакивая наготу свою, рыдаше: увы мне! — лукавою прелестию обманутому и окраденному, и лишенному славы. Увы мне! Прежде я наг был ради невинности, а теперь не знаю, что мне делать. О рай! Я уже не буду наслаждаться твоею сладостию, я уже не буду зреть Господа Бога и Создателя моего: я должен возвратиться в землю, из нея же взят бых, Милостиве и Щедре! Вопию Ти: помилуй мя падшего» (Суббота Сырной седмицы вечера, стихира на «Господи, воззвах», глас 6-й)[4].
А вслед за Адамом так вопиет каждый потомок его, целое человечество: «Рыдаю и плачу душею, и очесем ищу множество слез, егда воззрю и познаю мою наготу, юже имею от преступления» (Неделя сырная, канон, песнь пятая).[5]
И через эти вопли и стоны взор кающегося грешника снова устремляется к раю, из которого изгнан, скорбь разрывает сердце, и моление становится еще сильнее и умилительнее. И Господь не оставляет свое любимое творение и говорит: «обратитесь ко мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не ризы ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и сожалеет о бедствии.... Вострубите трубою в Сионе, освятите пост, проповедайте исцеление» (Иоил. 2, 12-13, 15). «Доброе дело — молитва с постом и милостынею и справедливостью... лучше,... нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет и очищает всякий грех» (Тов. 12, 8-9) — назидает Господь, указывая путь, путь поста и послушания.
[1] [2] [3] [4] [5]
[1] Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. 4-е изд. Сергиев Посад. 1900. Часть 4. Первое слово о посте.
[2] Епископ Иустин. «Алфавит Духовный» святителя Димитрия Ростовского. Изд. 3, М., 1909. С. 55.
[3] «Пост — время благоприятное, время покаяния». Великопостное семейное чтение. СПб, 2002.С.27.
[4] Там же. С.28.
[5] Там же.
Опубликовано: 02/04/2011