Лучано Паваротти: «Я ухожу счастливым»
Двери лучших оперных театров мира были открыты перед ним: Ковент-Гардена, Ла Скала, Метрополитен-оперы, Штатсопер. Паваротти — первый в истории оперы тенор, который спел все девять до второй октавы в арии «Quel destin» из «Дочери полка» Доницетти, за что его наградили титулом «Короля верхнего до». «Совершенное вокальное мастерство», «превосходная высокая постановка голоса», «уникальный, серебристый тембр», «легкая, солнечная манера исполнения» — говорили профессионалы о пении великого тенора. Лучано Паваротти пробыл на сцене более 40 лет.
Паваротти родился 12 октября 1935 года в семье пекаря и работницы табачной фабрики в провинциальном городке Модена на севере Италии.
Однажды пятилетний Лучано вышел во двор со своей игрушечной мандолиной и исполнил «La Donna e Mobile» (самую известную арию из «Риголетто»). Соседи, оценив талант юного исполнителя, бурно зааплодировали и щедро одарили мальчика конфетами и орехами. Так Лучано Паваротти завоевал первых поклонников и заработал первый гонорар. Вероятно, с этого момента начался его долгий путь оперного артиста.
Музыкальный талант и обаяние мальчика во многом объяснялись его происхождением и окружающей обстановкой. Родители Лучано были пылкими поклонниками оперного искусства: отец обладал на диво красивым тенором и регулярно посещал моденский хор «Корала Росси», а мать, приходя домой, всегда слушала пластинки великих теноров эпохи — Энрико Карузо, Беньямино Джили и Джованни Мартинелли.
Маленький Лучано был единственным сыном своих родителей и, как ни странно, единственным мальчиком во всем пятнадцатиквартирном доме, он с детства привык быть в центре внимания и, несмотря на нехватку денег в семье, чувствовал себя весьма счастливым и воплощал радость жизни.
Жизнерадостность Паваротти проявлялась и в его разносторонних интересах. Учась в школе, Лучано посещал церковный хор, одновременно он увлекся футболом и стал капитаном юношеской городской команды. Он славился тем, что мог поднять всеобщий дух своим призывным «кличем» и привести команду к победе.
Но судьбу не перехитрить: футболистом Паваротти так и не стал — опера помешала. Отправился по стопам отца — петь в «Коралу Росси». Отец Паваротти был невысокого мнения о его вокальных данных. Певец вспоминал: «После моего первого выступления отец, будучи строгим человеком, сказал: «Мальчик, ты неплохо поешь, но ты не Карузо. Так что перестань заниматься ерундой и осваивай серьезную профессию». Но я сказал сам себе: «Да, есть Карузо. Но должен быть и Паваротти».
Случилось так, что в один прекрасный день любительский провинциальный хор победил на престижном конкурсе в Уэльсе. Хормейстер Паваротти, испытав всю «красоту и благодатность» жизни, посвященной пению, срочно начал брать уроки вокального мастерства у Арриго Пола, профессионального бельканто, проживающего в Модене.
Несмотря на то что родители благосклонно относились к увлечению своего сына пением, они хотели, чтобы Лучано стал учителем. И Лучано, будучи послушным сыном, пошел работать преподавателем начальных классов школы. Работа в школе стала для него серьезным испытанием. Дети часто шалили. На них приходилось ругаться, кричать и даже срывать голос, что противоречило добродушному и мягкому характеру Паваротти и вредило его певческому голосу.
Звездный час Паваротти наступил в 1961 году на Международном конкурсе вокалистов им. А. Перу, где юноша исполнил партию Родольфо в опере Пуччини «Богема» на сцене театра «Реджио Эмилия». Это выступление чудесным образом сохранилось для истории. Дело в том, что в опере вместе с Лучано Паваротти был занят другой дебютант — молодой Дмитрий Набоков, сын великого русского писателя-эмигранта, отец которого не пожалел денег на самых искусных звукорежиссеров своего времени для сохранения в семейном архиве столь важного события. Но кто теперь знает оперного певца Дмитрия Набокова? А Паваротти знают все.
В 1966 году сбылась заветная мечта молодого певца: он стал солистом всемирно известного оперного театра «Ла Скала» и начал триумфальное шествие по сценам и концертным залам мира. На одном из своих выступлений в «Метрополитен-опера» Паваротти довел зрителей до состояния полной эйфории, так что занавес пришлось поднимать 160 раз — что и было занесено в Книгу рекордов Гиннесса.
Среди достоинств пения Паваротти — превосходная высокая постановка голоса; солнечный полетный тембр; на редкость совершенное вокальное мастерство и, как следствие, легкость звукоизвлечения. Сочетание подобных качеств с невероятно сильной индивидуальностью, излучающей тепло и жизнерадостность, сделали певца одной из суперзвезд оперной сцены ХХ столетия.
Лучано хотелось дарить оперу не только узкому кругу ценителей оперного искусства, но даже тем людям, которые никогда не переступали порога оперного театра. Уже в 1970–1980-х годах он часто выступал по телевидению, давал сольные вечера и участвовал в сборных концертах.
Его ария Родольфо взволновала всю Америку во время прямой трансляции в марте 1977 года. Из всех опер, показанных по телевидению, «Богема» собрала самую большую аудиторию, что позволило Паваротти подняться в Америке на уровень голливудской звезды.
В 1990 году Паваротти совместно с известными тенорами Хосе Каррерасом и Плачидо Доминго участвовал в записях оперных хитов, которые совпали с футбольными соревнованиями за Кубок мира. Его интерпретация Нессун Дормы из «Турандот» Пуччини стала основной музыкальной темой для соревнований, а Паваротти выбрали официальным символом итальянской сборной по футболу.
Мог ли предположить Пуччини, что ария из его сложнейшей модернистской оперы благодаря Паваротти станет эстрадным хитом! После выступления певец снимался в многочисленных рекламных роликах, а звукозаписывающие компании боролись за право выпустить хотя бы одну запись с его участием, заранее зная, что успех ей гарантирован. Встречи Каррераса, Доминго и Паваротти вошли в традицию, несмотря на нередкую ругань между тремя тенорами: они оказались фанатами разных футбольных клубов.
В творчестве же они солидарны практически во всех вопросах, а главное, в том, что музыка, как и спорт, должна быть для всех. Так, в июле 1994 года во время прямой трансляции со стадиона Лос-Анджелеса их пением наслаждались 1,2 миллиарда человек из 102 стран мира, что составляет одну пятую населения Земли.
Традиционными стали и творческие встречи Паваротти с поп- и рок-звездами, получившие название «Паваротти и друзья». Ведь если Лучано Паваротти решил с кем-то встретиться, лучше молча согласиться. Он не сдается, пока не добивается своего. Так, ежегодно начиная с 1992 года Паваротти проводит дружеские встречи в Модене, куда по «ненавязчивой» просьбе великого маэстро спешат приехать такие артисты, как Элтон Джон, Эрик Клэптон, Стинг, Брайан Адамс, Селин Дион, Боно и другие известные личности, чтобы выйти к микрофону с легендарным тенором.
Журнал «Форбс» назвал Паваротти «самым рыночным голосом в мире» (по оценкам журнала, годовой доход Паваротти в 1996 году составил 25 миллионов долларов). Именно Паваротти несет всю ответственность за возникновение термина «попера» — гибрид поп-культуры и оперы. Музыкальные критики жестко осудили выход Паваротти на эстраду: «До какой степени музыка, и в частности опера, должна быть как спорт?..» Паваротти же хотел, чтобы его услышали, и использовал для этого все возможности. Каждый концерт певца становился незабываемым и очень ярким событием, и для миллионов людей итальянский тенор стал воплощением оперного искусства, «O sole мio» современной оперы. Отвечая на вопрос о том, какого оперного певца вы знаете, многие не задумываясь называли имя Паваротти.
Друзья называли Паваротти «Big P». «Большой» не в смысле «великий», а в самом что ни на есть буквальном смысле. Правда, при этом близкие Паваротти в один голос говорили, что в нем 150 килограммов чистого обаяния и добродушия. Диетические мучения, выпадающие на долю Паваротти, регулярно тиражировались в прессе. Габариты Паваротти были проблемой для портных и испытанием для стульев. В опере Пуччини «Тоска» его героя Каварадосси после пыток приводят в кабинет, и он так измучен, что еле держится на ногах и падает на стул. Уже во время репетиций Паваротти с опаской посматривал на этот стул из резного дерева, затем подошел к режиссеру и тихо, чтобы никто не слышал, сказал: «Думаю, этот стул меня не выдержит». Режиссер заверил его, что волноваться нечего, стул заблаговременно укрепили металлом. Генеральную репетицию стул действительно выдержал. Наступил день премьеры. Второй акт. Стражники вытащили Паваротти под руки и усадили его на стул. Хильдегард Беренс, выступавшая в партии Тоски, должна была подойти к своему возлюбленному и обнять его. Но так вошла в роль, что разбежалась через всю сцену и бросилась ему на шею. Того, что произошло вслед за этим, на сцене «Гранд-опера» не бывало никогда: стул с треском развалился, вместе с ним грохнулся Паваротти-Каварадосси, а сверху приземлилась и Тоска.
Со своей первой женой Адуей Лучано познакомился еще подростком. Свадьба состоялась в 1961 году, когда Лучано получил первый приличный гонорар и, говорят, даже пытался оклеить купюрами стены спальни, но впоследствии употребил их все же на то, чтобы купить свой первый автомобиль. «Немногие женщины могли бы примириться с жизнью оперного певца, как смогла это сделать Адуя», — написал Лучано Паваротти в своей книге. Она не жаловалась ни на то, что их дом был скорее похож на проходной двор, ни на то, что видела своего супруга самое большое 5 дней в месяц.
Паваротти, зарабатывая около $2 млн в год, имел недвижимость в Модене, Монте-Карло, Париже и Нью-Йорке, одиннадцать действующих предприятий, конюшню на 60 лошадей, занимался парфюмерным бизнесом. Обо всем этом пеклась Адуя и из последних сил старалась сохранить семью ради обеспеченного будущего трех дочерей — Лоренцы, Кристины и Джулианы. Но растиражированные по всему свету фотографии 61-летнего Паваротти и его 27-летней секретарши Николетты Мантовани, нежащихся в Карибском море, ее взбесили. После 35 лет брака Адуя подала на развод. При этом она отсудила у мужа $100 млн и рассказала правоохранительным органам, что Лучано укрыл от налогообложения $20 млн. У «забывчивого» певца возникли серьезные проблемы с властью. Ему грозило трехлетнее тюремное заключение. А вся Италия обсуждала его связи с мафией.
«Подумать только! — удивлялся певец в своей книге «Мой мир». — Когда-то мне потребовалось шесть лет, чтобы завоевать расположение Адуи. А теперь я трачу почти столько же времени, чтобы развестись с ней».
68-летний тенор женился на своей бывшей секретарше через 10 лет знакомства. Несмотря на значительную разницу в возрасте — 34 года, — они хорошо ладили друг с другом. Свадьбу играли в парке, где супруги познакомились, когда Николетта еще работала ассистентом на конюшне маэстро.
У Лучано Паваротти и Николетты Мантовани родилась разнополая двойня. К несчастью, роды были сложными — Николетте пришлось перенести срочную операцию кесарева сечения, и мальчик умер сразу же после рождения из-за недостатка кислорода. Выжившая девочка стала первым ребенком у 33-летней Мантовани и четвертым у 67-летнего Паваротти.
Великий тенор принял решение уйти со сцены в свой 70-летний юбилей в 2005 году, выступив на прощание в 40 городах мира, в том числе и в Петербурге, где в Ледовом дворце он дал концерт «A night to remember».
Когда в перерыве между гастролями певец проходил медобследование, врачи обнаружили у него злокачественную опухоль. В 2006 году Паваротти перенес операцию по ее удалению, по этой причине все концерты на 2006 год были отменены.
Паваротти говорил, что не боится смерти с тех пор, как в 12 лет перенес столбняк и 15 дней пролежал в коме. Но именно тогда он понял, в чем смысл существования, и впервые поблагодарил Бога за то, что Он сохранил ему жизнь. Позже певец пережил авиакатастрофу в Нью-Йорке, о которой подробно рассказал в своей автобиографии: «Было так, словно Господь схватил меня за шиворот и сказал: «Ты так равнодушен к жизни. Вот познай, что такое смерть». Самолет раскололся пополам, и за следующие семь или восемь секунд вся моя жизнь от рождения до этого момента пронеслась перед моими глазами. И в тот момент я понял, что жизнь следует принимать такой, какая она есть, и наслаждаться ею в полной мере».
Опубликовано: 07/09/2007