Церковь и история
[1] [2] [3]
Почему баптисты должны довольствоваться не историей Церкви, а бóльшим или меньшим огрызком этой истории? Как можно спокойно относиться к тому, что «возникновение баптизма... можно с уверенностью отнести к XVII веку», и гордиться тем, что предшественники у баптистов были «ещё в XVI веке»? По большому счёту в вопросе об истории Церкви, всё равно с XVII ли века баптисты проводят историю своей церкви, или с XVI. Понятно, что три столетия — возраст солидный, но это не возраст Церкви, установленной на камне.
Баптисты разных толков по-разному относятся к истории и к апостольской преемственности и происхождения баптистской церкви. Интересной представляется попытка русско-украинских баптистов проследить свою историю не от реформаторов, а самостоятельного чтения Библии русскими богоискателями XIX века.
В одном из наиболее крупных исследований истории баптизма, проведённых самими баптистами, этот тезис является исходным и звучит так: «Прежний примитивный взгляд на происхождение русско-украинского баптизма как продукт „злокачественной“ немецкой пропаганды, не выдерживает самой элементарной критики. Согласно современной концепции возникновения первых русско-украинских общин, это был самобытный процесс исходящий из глубин народного духа».[50]
Далее в течение исторического повествования этот тезис опровергается фактами приводимыми в этой же книге. Так, они пишут: «Первые евангельско-баптистские общины возникли в России в 60-х — 80-х годах XIX в. в четырёх обособленных друг от друга регионах: на юге Украины (Херсонская, Екатеринославская и Киевская губернии), в Закавказье, в Петербурге и в Таврической губернии Левобережной Украины. Возникновение первых общин в каждом из этих регионов имеет свою предысторию и своих предшественников. Так, путь к баптизму на юге Украины шёл через штундизм, менонитское братство и первых баптистов среди российских немцев».[51] «Евангельскому пробуждению среди украинцев предшествовало пробуждение среди потомков немцев-колонистов... в менонитских и частично лютеранских колониях... соответственно этим направлениям среди российских немцев сформировались две так называемые штунды („stunde“ — от нем. „час“)».[52] Итак, эти свидетельства однозначно указывают на прямую зависимость появления баптистов от своих западных «предшественников»: штундистов и менонитов.
«Евангельское пробуждение украинцев обозначилось появлением в их среде штундистов пиетического и новопиетического (менонитского) направлений[53]... Однако здесь надо сделать существенное возражение: украинцы не переняли верования немецких колонистов», — спешат оговориться баптистские историки. Но признать это возражение существенным не позволяют не только исторические факты и свидетельства других историков, но и их собственные исследования. На самом деле, украинцы переняли верования немецких колонистов,[54] но те, о которых хотят рассказать баптисты, впоследствии отделились как от менонитов, так и от молокан. Само это отделение было крайне бедным, т. е. не несущим в себе ни пресвитерства, ни, тем более, епископства вышеозначенных сект.
Вот как это произошло на юге Украины со слов самих баптистских исследователей: «Одним из первых украинских штундистов, искренне искавших истину, был житель деревни Основы Одесского уезда крестьянин Онищенко... (далее следует подробный рассказ о его молитве и возрождении в поле) ...Это произошло с ним в 1858 году. Тогда же он присоединился к верующим колонистам, которые именовались „братьями“, но которые ещё оставались сторонниками крещения детей. Когда он возвратился в свою деревню, то стал делиться познанием Господа с соседями... вскоре образовалась первая община украинских штундистов... К 1867 году эта община насчитывала вместе с жителями соседних деревень (Игнатовки и Ряснополя) 35 семей... Тогда-то они и порвали связь с официальной православной церковью».[55] Вот так баптисты повествуют о появлении «украинского баптизма». Если заключить, что оно возникло совершенно самостоятельно, к чему склоняют читателей авторы исследования, то у баптистов не остаётся никакой перспективы называться Церковью. Тут нет ни истории, ни иерархии, ни даже и половины теперешнего учения ЕХБ (в чём мы убедимся ниже). С другой стороны излагаемые факты свидетельствуют о прямой зависимости возникновения украинских баптистских общин от немецких колонистов (штундистов), молокан, менонитов и новоменонитов.
«В деревнях Карловке и Любомирке штундисты-украинцы возникли почти одновременно вследствие широкого евангельского пробуждения в духе нового пиетизма, охватившего с 1859 года лютеран».[56]
«В колониях Кросвейде и Эйнлаге в 1855 году образовалась группа верующих, состоявшая вначале из 18 душ, а потом из 50. так возникла община новоменнонитов, официально отделившихся от духовно „остывших“ церковных меннонитов».[57] Заметим, что менониты имеют вполне определённое западное происхождение. Соответственно и отделившихся от них нельзя считать самобытными.
«Поскольку братские менониты держались тех же взглядов на крещение и хлебопреломление, что и баптисты, то первые группы крещённых в этих колониях стали называться баптистами. 1864 год считается годом возникновения первой на Украине баптистской общины, состоявшей исключительно из российских немцев».[58] Это свидетельство уже прямо указывает на первичную принадлежность к секте менонитов (германского происхождения), от которых первые баптисты получили крещение. Кстати говоря, между вероучением баптистов и менонитов разница была ощутимая (например: отношение к суду, войне и присяге).
«В 1867 году в Карловке и Любомирке... были организованны общины уже баптистского направления, хотя никто из них не был крещён по вере. В Старый Данциг иногда наезжал по приглашению для совершения крещений новоменнонит Абрам Унгер из Эйнлаге. В один из таких приездов 11 июня 1869 года в реке Сугаклее около Старого Данцига им был крещён украинец Ефим Цимбал... Вскоре Е.Цимбал крестил в Карловке Трифона Хлыстуна и других... (позже) крестил Ивана Рябошапку... (через год) И.Рябошапка крестил 50 жителей Основы и Игнатовки».[59] Как видим, в ранних баптистских группах ни о каком устройстве Церкви не могло быть и речи. Тот, кого крестил иноверец (новоменнонит), почему-то считает себя вправе крещением приобщать к той церкви, к которой не принадлежал крестивший его самого?! Абрам крестил Ефима, Ефим крестил Ивана, Иван крестил «нашего легендарного Онищенко»...[60] Извините, а как же «Основные принципы веры евангельских христиан-баптистов» гласящие: «На епископов или пресвитеров, возложена обязанность преподавать водное крещение»?[61] Или, может быть, новоменонит Унгер, крестив, тут же и рукоположил Ефима Цимбала и тот позже произвёл тот же блиц и с последующими? Нет. Ни о каком рукоположении баптисты не сообщают. Что же это за ультрахаризматический век вдруг настал? Во-вторых, баптистский принцип: «Церковь не имеет права рукополагать того, кто не является её членом»[62] не позволил бы признать рукоположение баптистского пресвитера от новоменонитского. Как бы они ни были схожи в учениях, это — разные «церкви».
«Своеобразным было возникновение баптистских общин в Киевской губернии. Здесь также не обошлось без подготовительной ступени, каковой был штундизм».[63]
Также и на Кавказе не обошлось без первоначального членства в секте. «Здесь оно происходило совершенно самобытно, — заявляют авторы, но где эта „самобытность“ родилась? — в среде молокан... следствием этого и было самобытное возникновение среди них так называемых „водных молокан“».[64] Молокане, естественно были еретиками, но через десять лет Никита Воронин «заметил неполноту учения „водных молокан“ о спасении, которое, как они понимали, приобретается делами, а не искупительной Жертвой Христа».[65] Итак, можно ли сказать, что отделение из среды молокан «водных молокан» было рождением баптистской церкви? Нет, хотя бы потому, что их учение было принципиально не то. Второй вопрос: а можно ли коррекцию Н.Ворониным водно-молоканского учения считать рождением церкви баптистов? Нет, тогда ещё Н.Воронин не был крещён баптистом. После, в то время когда «в Тифлисе находился со своей семьёй недавно приехавший сюда на жительство самый заурядный христианин-баптист Мартын Карлович Кальвейт... 20 августа 1867 года М.Кальвейт ночью крестил его (Воронина) в водах р. Куры. Н.Воронин, оставаясь ещё пресвитером молокан, стал горячо говорить о любви Христовой в молоканских собраниях. С этого началось распространение баптизма среди молокан... День крещения Н.Воронина принято считать датой возникновения русско-украинского баптизма».[66] Но с этим трудно согласиться. Если Воронин пред крещением не считал себя даже христианином (потому и крестился), то, как он мог считать себя пресвитером молокан? Если он считал себя баптистом, то, как мог оставаться в общине молокан?
А вот петербургский вариант «зарождения» русского баптизма. Лорд Редсток «тяжело заболев и находясь при смерти, он задавал себе мучительный вопрос: „Иду ли я по пути истины, и на что будет обречена моя душа после смерти тела?“ К счастью, рядом с ним оказался один миссионер, который показал ему путь спасения»[67] Кто этот «один миссионер» не так важно. Важно то, что Редсток возродился не самобытно от чтения Библии. Далее он своей проповедью собрал общину, но, как замечают баптистские историки, «надо сказать, что петербургские верующие тогда ещё не представляли организованной общины: не было ни пресвитера, ни диаконов. В.Пашков был старшим братом. Периодически совершалось хлебопреломление, введённое лордом Редстоком, но оно было открытым, как у дабристов. В вопросе о водном крещении по вере не было единого понимания: большая часть верующих ещё признавала действительным крещение, совершённое во младенчестве, и оставалось при нём».[68]
Резюмируя характер самобытного возникновения русско-украинского баптизма, баптисты сами свидетельствуют о несамобытности этого возникновения. Во всех случаях началом служила секта западного происхождения. «Для украинцев такой (подготовительной) ступенью был штундизм, для молокан закавказья — учение „водных“. Для молокан Таврической губернии переходной ступенью стали новомолокане — евангельские христиане — „захаровцы“».[69] «Процесс усвоения баптистских принципов общинами, возникшими в разных регионах России (Украина, Закавказье, Таврическая губерния и Петербург), был не единообразным. Ни одна из них не приняла существовавшие баптистские принципы в готовом виде. Вопрос о признании недействительности крещения детей украинские штундисты усвоили значительно позже».[70] То, что баптисты, имея столь разных отцов-предшественников, не сразу сформировали свои принципы — естественно. И это ничуть не говорит в пользу того тезиса, что эти принципы они черпали исключительно из Слова Божия, а, скорее, опровергает его.
«Убедительным подтверждением концепции самобытности возникновения евангельско-баптистских общин явилась... проверка временем... (далее указывается на гонения и большое распространение) Насаждение извне не выдержало бы такого испытания. Таким образом, обнаруживается историческая правда о том, что русско-украинский баптизм не является насаждением извне в готовом виде с готовыми доктринами, а является результатом исканий и живого общения с Богом, исходящих из глубины народного духа, пробуждённого Духом Святым и Словом Божиим».[71] Если всё же признать, что баптисты самобытно появились в 1868 г., то тем хуже для баптистов. Их религия окажется ещё моложе, чем она есть. А природное её происхождение из глубин народного духа противоречит библейскому принципу распространения Церкви Божией на земле Как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? (Рим. 10,14). Итак, идите, научите все народы... уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28,19—20). Не от живой Церкви возродились русско-украинские баптисты, не присоединились к Церкви апостолов, а выудили её «из глубины народного духа»? Успешное распространение и перенесение гонений не является убедительным подтверждением. Магия, оккультизм и суеверия могут похвастаться большей выносливостью и не меньшим распространением среди народов.
Из сего видим, что теория самовозникновения баптизма «из глубины народного духа» не верна по сути (екклизеологически), а главное не подтверждается историей.
Иногда баптисты предлагают другие схемы возникновения баптизма в русско-украинском регионе. Например, баптистский богослов Сэмюель Уолдрон считает, что «у истоков образования первых баптистских церквей России стоит основатель Германского баптизма Иоганн Гергердович Онкен. Принадлежа к конгрегациональной церкви в Гамбурге, Онкен тщательно изучал Библию и пришёл к выводу, что водное крещение должно преподаваться только по вере через погружение и притом после сознательного покаяния. Провидение Божье привело его в 1834 году к встрече с профессором литературного и богословского института в Гамильтоне (США) Бернардасом Сирой, который утвердил Онкена в баптистских принципах веры, а затем крестил его и ещё шесть единомышленников в реке Эльбе. На следующий день в новообразованной церкви Онкен был рукоположен на пресвитера».[72] Но, с каких пор крестят и рукополагают профессорá? По учению самих баптистов «пресвитеры... должны... посвящаться на служение посредством возложения рук вышестоящих служителей».[73] «Именно Божии домоправители имеют власть раздавать Божиим слугам их духовную пищу — учить и преподавать им таинства Божии. ...поскольку крещение и Вечеря Господня являются видимыми символами духовной пищи и таинств, то совершение их является исключительным правом Божиих домостроителей».[74]
И всё же возвращаясь к исходному тезису, видим, что баптисты, желая его опровергнуть, невольно его подтвердили. Да, «взгляд на происхождение русско-украинского баптизма как продукт „злокачественной“ немецкой пропаганды» наглядно подтверждён самими баптистами. Безусловно, эта пропаганда претерпела ряд коррекций, но без неё, как мы убедились выше, не возникла ни одна община русско-украинских христиан.
[1] [2] [3]
[50] История баптизма. Изд. «Богомыслие». 1996 г. стр. 9.
[51] История баптизма. Изд. «Богомыслие». 1996 г. стр. 324.
[52] История баптизма. Изд. «Богомыслие». 1996 г. стр. 325.
[53] «Пиетизм вообще сильно настаивал на практической религии. Он не только сражался с обмирщением, но рассматривал сам мир как греховный организм... В то же время это сделало людей безразличными к институту Церкви с её функциями и таинствами и приводило их в особые собрания и моления». Луис Беркхов. История христианских доктрин. Изд. «Библия для всех». СПб. 2000 г. стр. 271.
[54] Из «Мирського вироку Волостного сходу Ряснопольскоi волостi 2-гоi мировоi дiльницi Одеського повiту (1870р.): «...занимаются пропагандою совращения из православной религии в принятую от немцев штундовую...». Из донесення справника Одеського повiту Херсонському Губернському Правлiнню. 15 жовтня 1868р. № 79: «Ратушный через сообщество с колонистами колонии Рорбах усвоил себе их манеры и некоторые понятия об учении евангелическо-реформатской штундовой секты и он, держась с одной стороны православия, а с другой следуя отчасти этому учению, сделался так сказать религиозным уродом...». Богомыслие. № 8. Одесса. 1999 г. стр. 248; 246.
[55] История баптизма. Изд. «Богомыслие». 1996 г. стр. 327. Если считать 1867 год годом разрыва связи с Православной Церковью, то непонятной становится факт коллективного отречения (на словах) от своих убеждений в 1868 году. «Ныне священник доносит, что сектанты упорно отрицаются от участия в какой-либо секте и выдают себя за строго православных, между тем не перестают совещаться с вожаками секты — немцами и по временам делать свои собрания». Из письма архиепископа Одесского Димитрия Новоросийскому генерал-губернатору от 12 сентября 1868 года № 741. Богомыслие. № 8. Одесса 1999 г. стр. 245.
[56] История баптизма. Изд. «Богомыслие». 1996 г. стр. 328. Здесь и далее все подчёркивания в цитатах сделаны мною — В.Р.
[57] История баптизма. Изд. «Богомыслие». 1996 г. стр. 330.
[58] История баптизма. Изд. «Богомыслие». 1996 г. стр. 331.
[59] История баптизма. Изд. «Богомыслие». 1996 г. стр. 332—333.
[60] История баптизма. Изд. «Богомыслие». 1996 г. стр. 333.
[61] «Основные принципы веры евангельских христиан-баптистов». Одесса. изд. «Черноморье» 1992 г. стр. 124.
[62] Пол Р. Джексон. Доктрины и устройство баптистских церквей. Изд. «христианское просвещение» 1993 г. стр. 130.
[63] История баптизма. Изд. «Богомыслие». 1996 г. стр. 333.
[64] История баптизма. Изд. «Богомыслие». 1996 г. стр. 335.
[65] История баптизма. Изд. «Богомыслие». 1996 г. стр. 335.
[66] История баптизма. Изд. «Богомыслие». 1996 г. стр. 336. На эту же дату крещения «первого русского баптиста» указывает и. В. Подберезский. «Протестанты и другие». М. 2000 г. изд. «Мирт», стр. 37.
[67] История баптизма. Изд. «Богомыслие». 1996 г. стр. 338.
[68] История баптизма. Изд. «Богомыслие». 1996 г. стр. 340.
[69] История баптизма. Изд. «Богомыслие». 1996 г. стр. 340.
[70] История баптизма. Изд. «Богомыслие». 1996 г. стр. 342.
[71] История баптизма. Изд. «Богомыслие». 1996 г. стр. 343.
[72] Основные принципы веры евангельских христиан-баптистов. Одесса. изд. «Черноморье» 1992 г. стр. 149. Статья «Историческое развитие русского баптизма».
[73] Вероучение ЕХБ принятое на 43-м съезде евангельских христиан-баптистов (1985 г.) Цит. из История баптизма. Изд. «Богомыслие». 1996 г. стр. 467.
[74] Сэмюель Уолдрон. Современное толкование баптистского вероисповедания 1689 года. изд. «Мирт». С-Пб. 2000 г. стр. 395.
Опубликовано: 11/05/2011