Психотерапевт Сергей Белорусов:
«Депрессией обычно болеют хорошие люди»
[1] [2]
Иногда депрессия ведёт просто к высвобождению времени, потому что человек не может работать, и у него возникает возможность, как говорят иногда, «подумать о душе». И за это депрессии можно сказать спасибо. В этом своего рода благословение депрессии. Ну, и вспомним евангельское: «сила моя в немощи совершается» (2 Кор 12:9). А депрессия именно и есть та самая душевная немощность, при которой могут раскрыться просто чудеса самопожертвования.
При депрессии человек иной раз оказывается вышибленным из механической рутины повторяющегося мира, он душевно соприкасается с совершенно особенным опытом бытия, и соприкосновение это может привести к духовному исцелению. Духовно-то мы все больны в той или иной степени. Если человек говорит: «Я нахожусь в отличной духовной форме», то мы поставим ему несомненный и неутешительный диагноз.
А депрессия избавляет от гордыни. И в общем-то хорошо быть знакомым с депрессией не понаслышке, и сказал это не я — я всего лишь перефразирую прп. Силуана Афонского: «Держи свой ум во аде, и не отчаивайся». Или письма Валаамского старца: «Вернейший способ не допустить смертного греха: постоянно думать о смерти».
А когда, как не в депрессии, приходят мысли о неизбежной смерти, о конце бытия. В духовном отношении, по-настоящему верующий человек должен видеть абсолютную «нетаковость» своего духовного строения и серьёзно относиться к исповеди. Так и в случае депрессии, человек должен отдать себе отчёт в своей эмоциональной повреждённости. Так что в депрессии есть очень глубокий и позитивный духовный смысл.
Но есть и разрушительный потенциал — как и в любой болезни. Так что смысл назначения депрессии, как и любой, не только телесной болезни, но и духовной, в том, что это ещё и способ коммуникации, возможность прийти к человеку или в белом халате, или в подряснике, и сказать: «Брат, мне плохо, ты можешь что-то сделать для меня?» И когда один человек делает для другого что-то — тогда умножается на свете количество любви.
— Если что-то случилось с христианином — надо ли искать православного психотерапевта или подойдёт специалист, знающий своё дело? Мы же обычно не ищем православного отоларинголога или кардиолога...
— Здесь я обозначу такой принцип: чем тяжелее депрессия, тем меньшее значение имеет мировоззренческая идентификация специалиста. Иными словами, при тяжёлой депрессии, когда человек света белого не видит, с постели подняться не может, от страха дрожит, то совершенно неважно, психиатр какого вероучения будет ему помогать.
Чем же на более лёгком и в то же время духовно-осмысленном уровне протекает депрессия — на уровне трудности получения радости, на уровне уныния, тревожности — тем более возрастает роль тех ценностей, в формате которых оказывает свою помощь психотерапевт. Потому что для православно мыслящего человека фрейдистские интерпретации относительно каких-нибудь кровосмесительных влечений будут просто для начала непоняты, а потом просто отвергнуты.
Или, как говорил русский философ Владимир Соловьёв в беседах о смысле любви, бывают иногда нынешние господа психологи, к ним приходят люди, страдающие от робости, застенчивости, нерешительности, и они в качестве средства рекомендуют продажную любовь, тем самым увеличивая доход их коллегам-венерологам.
То есть, на высоких уровнях лучше все-таки довериться специалисту, разделяющему с тобой одну и ту же нравственную шкалу.
Лечим бессмертную душу таблетками, или как побороть депрессию?
— Душа — понятие из области веры. Как вообще можно лечить душу чем-то вполне земным — таблетками или беседами?
— Думаю, нам все-таки надо почаще повторять, что душа и эмоции — это не совсем одно и то же.
Психотерапевт не ставит своей целью спасение души клиента, обращающегося к нему — он занимается устроением души в мире видимом.
Вообще, понятие «душа» для начала лучше заменить словом «психика». Тогда душой в общепринятом религиозном смысле мы обозначим «высший этаж» психики.
А вот «низшим этажом» психики или эмоциями мы обозначим тот уровень, на котором собственно и происходит депрессивная психопатология.
Как работают лекарства? Мы думаем и осознаем себя корой головного мозга. Если точнее — нейронами, клетками коры головного мозга. Ещё точнее — аксонами и дендритами — это отростки этих клеток, связи между ними, соприкасающимися в местах контактов (синапсах). И вот там за счёт нейромедиаторов типа серотонина и происходит, если хотите, «процесс думанья».
На этом уровне и происходит процесс работы мозга — и удовлетворения, и осознания, и получения информации. Там же, при нарушении этих процессов происходит и формирование депрессии. И за счёт хорошо и правильно подобранных нейромедиаторов, т. е. веществ, воздействующих на жидкостной обмен между отростками нервных клеток, происходит нормализация этих процессов. Так и работают антидепрессанты, помогая установить физиологически благоприятное существование всего мыслительного и эмоционального строя человека.
— Откуда возникла идея лечить депрессию химическими препаратами?
— Многое в нашей науке психиатрии и психотерапии создавалось какими-то причудливыми путями. Как, допустим, были обнаружены и синтезированы первые антидепрессанты?
Произошло это всего лишь в 50-х годах XX века. В Германии, в туберкулёзной клинике, было замечено, что больные, употребляющие определённый препарат, вдруг становятся необыкновенно весёлыми и оживлёнными. Стали изучать, а потом и использовать свойства этого препарата, стали на основании его синтезировать похожее, но без противотуберкулёзного эффекта.
Получился первый антидепрессант, до сих пор работающий. Он уже, конечно, устарел морально, но существуют случаи, когда можно, назначив его, и получить эффект. Это препарат, который был создан от практики.
Другой способ создания препаратов — от теории. Когда мы говорили о хроно-биологической концепции возникновения депрессии, на основании мелатонина, то есть гормона, связанного с солнечным загаром, и был создан такой антидепрессивный препарат.
— Можно ли выделить те случаи, когда депрессия все-таки является органическим заболеванием, и пациент нуждается, прежде всего, в медикаментозном лечении?
— Да. Эндогенные депрессии являются, условно говоря, органическими, они вызываются биохимическими сдвигами в организме, которые могут быть поняты не только на словесном уровне, но и при использовании некоторых тестов (иногда используется так называемый «дексаметазоновый тест»).
При лечении таких заболеваний требуется использовать препараты-антидепрессанты, причём разумно и дифференцировано, в зависимости от варианта болезни: при апатической депрессии — антидепрессанты со стимулирующим эффектом действия, при тревожной — с успокаивающим, седативным эффектом.
Вот случай прошлой недели. Ко мне пришёл мужчина 32 лет, программист, с такими жалобами:
— Состояние, доктор, началось неделю назад, мне дали задание, и задание простое, плёвое, я справлялся с ними уже, но ночь накануне я не спал. Меня пронзила мысль: «А вдруг я не справлюсь?», я пришёл, сел, включил компьютер и... отошёл от него. Меня парализовало. Я попытался подойти ещё раз. Потом полдня ходил и изображал, что я у кого-то что-то спрашиваю, но я чувствовал, что меня, простите, переклинило, я просто не могу это сделать, соображение отказывает. Мне кажется, что я забыл таблицу умножения, мне кажется, что сопоставить две переменных выше моего понимания. Я попытался взять больничный, имитировал простуду, но я чувствую, что-то не так.
Вот это классический вариант депрессии. Учитывая, что ему 32, по статистике, что-то подобное уже должно было происходить, и я спрашиваю:
— Скажите, а с вами не происходило это раньше?
— А как вы узнали, доктор? Да, действительно, три года назад такое состояние возникло у меня, я тогда уехал в деревню, не знал, что можно с этим обратиться к врачу, оно длилось месяца 2, но потом я как-то сам его вылечил, сменой климата, солнцем.
Действительно, среди методов лечения эндогенной депрессии существует метод фототерапии, когда человека подвергают 2-х часовому интенсивному пребыванию под светом определённой интенсивности — и это носит антидепрессивный эффект. Неслучайно большое количество депрессий возникают именно в период короткого светового дня, особенно начиная с крещенских морозов и до первых солнечных ручейков, когда все основные праздники уже прошли и наступил период, когда до весны далеко, еще холодно, света мало, на душе серо; это очень депрессогенный период, когда происходит огромное количество суицидов. А когда человек выезжает куда-то на природу, где много солнца, где тепло, депрессия может пройти, по-видимому, без лекарств...
Возвращаясь к нашему программисту, скажем, что если без лекарств ему потребовалось месяца 2 для выхода из депрессии, то после назначенных ему лёгких анти-депрессантов через 5 дней он пришёл со словами:
— Доктор, светлеет!
— Что светлеет, — говорю я, — день что ли прибавился?
— Да нет, на душе светлеет! Я соображать могу!
— Отлично, говорю я, только не сделайте ошибку — не прекратите принимать лекарства — курс анти-депрессивной терапии должен быть пройден.
— Фактически, мы уже говорим о различных способах избавления от депрессии, о том, как на неё можно влиять. А есть ли общий подход к лечению?
— Очевидно, здравый смысл подсказывает, что депрессия как переживание эмоционального неблагополучия есть сигнал, что-то не так. «Не так» может быть вызвано внешними причинами: уход любимого человека, попадание в какую-то криминальную ситуацию, когда тебя ограбили и избили. Любой стресс: от нереализованного желания съесть конфету до увольнения с работы. Вообще, все внешние факторы могут запустить механизм депрессивного состояния. И тут важно не отрицать происходящего с тобой неблагополучия.
Первый шаг к выходу из депрессии — это осознание, что со мной что-то не так. «Я не так хорошо соображаю, у меня не так много внутренних сил». Итак, первое — «я неблагополучен».
Второй шаг — поиск возможных причин и результатов. «Мне понятно, почему это произошло или это остаётся загадкой для меня, и я не вижу ответа, почему мне плохо?». И самое главное — что Бог хочет мне сказать моим депрессивным состоянием, чему я могу научиться? Или это упражнение в моем терпении, и я должен это перенести. Или я был где-то неправ, и это переоценка ценностей. Или это укрепление моих духовных мышц, моей духовной силы. Потому что правильно перенесённое страдание делает нас сильнее, это факт. Одним словом, для чего мне попущена эта ситуация, депрессия. И как только открывается смысл, депрессия начинает медленно проходить. Потому что все осмысленное становится менее болезненно. И на этом построен один из методов психотерапии депрессии. Иногда ее лечат с помощью логотерапии, то есть «терапии со смыслом». Когда пациент обнаруживает смысл и задание в своём страдании, страдание проходит. Если это подкреплено лекарствами, и если недостаточно вовлечена биохимия, то можно одними нравственными способами неглубокие депрессивные состояния привести в норму. И при этом так, что человек выходит из этого состояния духовно богаче.
Третий шаг — поиск помощи в нескольких направлениях (эмоциональном — у психотерапевта и духовном — в благодатной жизни Церкви). Если человек воцерковлён, то будет очень хорошо, если он изложит причины своего страдания, и мудрый батюшка о чем-то даст духовный совет, а о чем-то, может быть, скажет: «Ээ, голубчик, это тебе не по духовной части, это тебе к психотерапевту. Есть у меня один знакомый православный психолог, психотерапевт, психиатр, который тебе поможет. В этом исповедоваться не надо». И этот путь от притвора храма до психотерапевта — это тоже очень хороший путь.
Если же говорить об органических методах лечения страдающих депрессиями, для некоторых работает смена климата, смена места работы. Cтатистически подтверждено, что депрессиями реже болеют в странах, где много солнца. Если у человека есть склонность к депрессивному расстройству и есть возможность переехать, то, может быть, это стоит сделать.
Вспоминая о том, что депрессия может быть вызвана хронологическим сбоем, вспомним и о таком физиологическом способе лечения депрессии, который называется «депревация сна», когда человек сознательно лишает себя сна на протяжении 36 часов. В 9 часов утра человек идёт на работу или проводит время в домашнем хозяйстве, ночью он не ложится спать принципиально. И задача до 10 часов вечера следующих суток для него не уснуть ни за что. Иногда 2—3 таких сеанса воздержания от сна приводят сами по себе без лекарств к нормализации циклов и выпрыгиванию из депрессии. Мне доводилось видеть такое.
— Это можно отнести к, скажем так, органическим методам лечения...
— Да, безусловно, и эти методы работают. Что же касается нравственного аспекта, то, как и при любой болезни, будет очень хорошо, если человек в диалоге с понимающим специалистом, будь-то психолог или священнослужитель, задумается и пройдёт тот путь, о котором мы только что сказали. То есть, констатирует неблагополучие, подумает, почему это произошло и для чего, и постарается найти путь исцеления.
«Забей на всё», или немного о самолечении
— Поговорим немного о самолечении. Если от простуды есть домашние средства: чай с малиной, лимон, от головной боли тоже есть определённые настойки, от кашля — микстуры и т. д., то какие существуют правильные, а может быть, и неправильные средства лечения депрессии? Например, есть такой совет — поменьше обращать на себя внимание. В депрессии видят «зацикленность» человека на самом себе. «Да не обращай внимания! Забей на всё, живи как живёшь». Что можно сказать?
— Насколько это легко и, в принципе, правильно сказать, настолько и невозможно выполнить. Ежели тебе наступили в метро на ногу и ты себе скажешь: «А я не буду обращать на это внимания!» — у тебя это вряд ли получится — потому что больно. Так что совет хороший, но невыполнимый.
Депрессия — это всегда ощущение собственной неполноты, незначимости или страдания в широком смысле этого слова. Поэтому «махнуть рукой» у человека просто не получится. Потому что болит душа — та часть души, которая называется эмоциями...
— Другой совет: «Что ты ноешь? Есть те, кому гораздо хуже тебя — и они не ноют, стараются жить активно».
—Да, да, да! Человечество вообще выработало несколько штампов, которые предполагается, что могут сработать. У меня есть, может быть, паранаучное наблюдение, что депрессией чаще всего болеют хорошие люди, причём не в экстремальных условиях.
Вот, я не слышал о случаях депрессий людей в тюрьме. Или в случае настоящих стрессов — их тоже не бывает. В блокадном Ленинграде не было депрессий. Шизофрения была, психозы были, а депрессии не было.
То есть, такой малонаучный, исключительно практический тезис врача с 30-летним стажем, что если у вас депрессия, скорее всего — вы неплохой человек. А неплохой человек не найдёт нравственного утешения в том, что другому хуже. Чему-то научиться у другого — не ныть, не страдать, — может быть, он как-то и сможет, но испытать злорадство или высокомерную жалость — нет, не сможет.
Я не думаю, что хорошему человеку поможет осознание того, что другому хуже. Хороший человек скажет: «Ну, да. Мне плохо, ему плохо. От того, что нам обоим плохо, никому лучше не станет». И может ему будет ещё больнее, и его депрессия парадоксальным образом усилится от того, что он будет знать о несовершенстве мира. Ему ещё больнее будет от осознания, что кто-то живёт без ног, а кто-то парализован, а у кого-то после онкологической химиотерапии выпали волосы... Не думаю, что в качестве утешения от депрессии этот тезис сработает.
Другое дело, сможет помочь осознание, что очень многие преодолевали и преодолевают такую же беду, что все объединены — и ты не один в своей беде.
Расскажу одну буддистскую притчу, которая мне очень нравится... К Будде пришла женщина, принесла труп своего умершего ребёнка и говорит: ну, ты же всемогущ, оживи его. Он говорит, пожалуйста, мы оживим его обязательно, я знаю мазь, которой можно помазать, и отрок воскреснет, но необходимый ингредиент этой мази — зола из очага того дома, в котором никто не умирал. Мать побежала искать и не смогла найти ни одного дома, который не посетила бы смерть. Из чего она поняла свою принадлежность к роду человеческому, и то, что-то самое страдание, которое она испытала, оно не только её, в той или иной мере оно касается каждого человека.
— Есть ещё один тезис, более позитивный: «Цени то, что у тебя есть. Посмотри, не все так плохо. Ты не в тюрьме, ты не смертельно болен. Да, проблемы есть, но в общем-то все неплохо».
— Да, в какой-то мере это имеет смысл в виде так называемой «когнитивной психотерапии», когда путем тщательно выверенных схем разрушается негативизм, свойственный депрессивным больным. Смысл действий психотерапевта здесь в том, чтобы вместе с человеком рассмотреть его убеждения — а депрессивные убеждения обычно пессимистичны — и опытным путём как-то вывести и доказать, что пессимизм этот не помогает жить, а напротив — мешает.
— Правильно ли — постараться поднять самооценку человека?
— Да, хотя у нас не различают слова самооценка и самоценность, а это немного разные вещи. Самооценка предусматривает восприятие со стороны других, самоценность — со стороны себя. И поэтому, когда просыпаешься утром и видишь, отдаёшь себе отчёт, что ты ещё жив, а раз ещё жив, то способен к покаянию, а раз способен к покаянию, то перед тобой двери рая разверзлись, то уже придёт некий оптимизм — даже уже самим фактом того, что ты жив.
— Некоторые стараются вывести себя из депрессии ещё одним хорошо известным на Руси способом...
— Да, на протяжении последней тысячи лет существования русской цивилизации универсальным антидепрессантом было спиртное. «Вино веселит сердце человека» (Пс. 103:15), и ещё говорят: «Веселье на Руси есть пити». Поэтому иногда стаканчик хорошего вина позволяет ощутить радость этого мира. И один из моих диагностических вопросов: «Скажите, а если выпить бутылку пива — Ваше состояние изменится?» Если человек говорит: «Да, изменится», то я отвечаю: «Ну вот видите, вот вам простая логика. Если обычный этиловый спирт изменяет ваше эмоциональное состояние, значит более тщательно сконструированные антидепрессанты помогут вам в значительно большей степени, чем тупой алкоголь, изменить ваше нормальное принятие себя и вернуть Вам радость бытия».
Поэтому никто не отменял монастырского термина «утешение братии», поэтому никакой практикующий доктор не будет против стакана вина. Понятно, что речь не об опьянении, не об «упитии» — это только ухудшит ситуацию.
— И тогда ещё одно мнение, распространённое среди христиан, прежде всего, священников, — что помочь выйти из депрессии может милосердие, оказание помощи другим людям.
— Несомненно! Вот это может быть самый золотой, самый сильный психотерапевтический принцип, единственный, который работает, — ты упомянул священников, я упомяну опыт психологов, работающих с горем. Горе — явление, можно сказать, равносильное депрессии. И нет сильнее горя, чем смерть твоего ребёнка, это противоестественно и это — самое тяжёлое, что может выпасть на долю человека.
И ни одно из стандартных утешений: «Бог взял, Бог дал», «А он теперь в раю», «Жизнь продолжается» — весь этот традиционный набор штампов-утешений — не работает. Работает только одно: помощь другому, которому или так же, или хуже. Поэтому с теми, кто приходит ко мне с тяжёлым горем, я продумываю возможность — кому вы можете помочь? Делание добра — это универсальный целительный фактор.
И ещё хорошо, если депрессивные пациенты будут, выходя из самозамкнутости, объединяться друг с другом, может даже, взаимно помогать друг другу. Сейчас существуют анонимные алкоголики, анонимные наркоманы. Мне бы очень понравилось движение «анонимные депрессивные» — группа самоподдержки как форма групповой помощи друг другу. Я был бы рад, если бы такое возникло при каком-нибудь из приходов, который активно бы занялся прицельной помощью душевно-страдающим людям.
— А что можно сказать о медикаментозной самопомощи?
Чтобы унять собственную боль, существует прекрасный растительный антидепрессант на основе зверобоя, который выпускается у нас под смешным названием «Негрустин». Я встречал случаи, когда он сопоставим с химически-синтезированным антидепрессантом. Это не пустышка, каких сейчас развелось много.
— Некоторые лечатся «Новопасситом».
— «Новопассит» применяется при тревожных расстройствах, это более успокоительный препарат.
В заключение — о рабах и хозяевах жизни...
— И тогда последний вопрос, чтобы нам завершить нашу серьёзную беседу на более радостной ноте. Тяжёлые депрессии встречаются, наверное, не настолько часто, но гораздо чаще встречается состояние, когда человек жалуется, что в его жизни нет радости, все скучно и серо. Что можно посоветовать такому человеку?
— Да, такое случается часто — человек находится в позиции уныния и беспомощности. Прежде чем что-то посоветовать, я бы спросил его: а ты кто? Раб или хозяин? Имеется в виду — своей собственной жизни. Если ты раб, тебе не положено радости. Если ты хозяин, если ты отвечаешь за свою жизнь, то почему у тебя нет радости? Что ты делаешь, чтобы у тебя такая радость была? Я бы послушал его ответ. Он мне может сказать: «А я не знаю».
И тогда начинается работа психотерапевта: «Если ты не знаешь, то это не радости нет, это ума не хватает. Давай думать вместе, я тебе помогу. У нас будет двойной ум». Но если он ответит: «Какая может быть радость, если я езжу на жигулях, а у соседа мерседес шестисотый — конечно, я не могу радоваться при этих условиях», то я скажу ему: «Дорогой мой, это правильно, что у тебя радости нет, потому что у завистливого человека и не может быть радости».
[1] [2]
Опубликовано: 13/05/2011