Перепонки, радуги и зёрна.
О личности и слове
Записки педагога*
Решетки перед глазами
Как-то летом в Москве я искала дорогу к Донскому монастырю, и заблудилась в переулках-перепонках. Увидела молодую женщину с коляской, — уж она-то наверняка должна знать! — а оказалось, что она тоже киевлянка. Лена, так звали мою спутницу, согласилась меня проводить.
Мы разговорились, я рассказала, как когда-то мне приснился Патриарх Тихон, он благословил меня во сне, спросил о моей подруге, тоже Лене: «Как там Лена? Лечит людей? Ну, пусть лечит!», и после такого необычайного благословения и мои, и подружкины дела пошли буквально как по маслу.
А Лена-киевлянка прокомментировала мою историю так:
— У каждого из нас перед глазами как будто решётка. Бывает, что из-за неё ничего не видно. Но стоит только немножко изменить направление взгляда, и решётка рассыпается. Даже посмотреть в сторону монастыря, или пойти в его сторону, — и перед глазами открывается свободное пространство. Один взгляд — и решётки нет.
Что такое «Я»?
Не раз вспоминала я этот образ, и по многим поводам, и каждый раз убеждалась в его верности и точности.
Вот и сейчас, на семинаре по истории средневековой литературы, он оказался актуальным. Зашла речь о категориях «личность» и «слово». Тема бесконечная, но ребята в этой группе разговорчивые и любопытные, и нас всегда «уносит», как вширь, так и вглубь.
— Что такое «Я»? — спросила я с таким видом, будто бы знаю ответ на этот вопрос.
Юля — черноглазая, подвижная, как ртуть, весёлая, смелая, — включилась первая. Она и сидит на первой парте, и говорит громче всех, и реагирует всегда молниеносно:
— Мое «Я» — как основа в химических опытах: нальёшь один растворитель, станешь красным, нальёшь другой — станешь зелёным. Есть субстанция, готовая превратиться в любой цвет.
Костя — степенный и рассудительный, со всеми задатками будущего дипломата, говорит только тогда, когда тема его глубоко затрагивает, хотя ему всегда есть что сказать, — включается:
— Внутреннее, самое главное «Я» человека — это радуга.
А дальше, как в стихах Арсения Тарковского,
Нас повело неведомо куда.
Пред нами расстилались, как миражи,
построенные чудом города,
сама ложилась мята нам под ноги,
и птицам с нами было по дороге,
и рыбы подымались по реке...
Прямо перед нами складывался витраж из осколков мыслей и чувств, осознанных и только рождающихся, — чудесное, светящееся пространство поисков и открытий.
Перепонки, радуги и зерна
Если есть «Я», значит, есть основа цвета. Есть зерно цвета.
У каждого внутри есть искра — неразложимое, владычественное «Я».
Но каждый из нас окружён не только внешними преградами, но и внутренними непроницаемыми перепонками, стенами, несдвигаемыми камнями.
Что это за преграды: равнодушие, обида, непонимание?
Что мешает человеку сиять?
Сияние — естественное или приобретённое состояние человека?
Когда приходит понимание, весь наш внутренний и внешний состав озаряется, и мы сияем.
Значит, внутри человека есть зерно радуги, есть цвет, готовый вспыхнуть радугой.
Между людьми, когда они искренни, вырастает радуга.
Когда они закрыты, между ними — перепончатые крылья летучей мыши.
Ничего не видно, и хочется вырваться на свободу.
Когда человек бывает настоящим, когда он прорастает из зерна в радугу?
Может быть, когда он любит, когда творит, когда радуется.
Есть слова плотные и серые, а есть сияющие.
Человек может сконцентрироваться, сжаться в слово, как пружина. В такие мгновения слово выпрыгивает из него, как вода из фонтана.
У слова — своя глубина. Если оно чужое или лживое, — не засветится.
Если же оно выросло из глубины сердца, из страдания, из боли, которые внезапно обрели свой смысл, тогда оно загорается.
У каждого слова — своя длина волны. А волна- это и звук, и свет, и цвет.
Перепонки-решётки — твёрдые. Они не перетекают, каменеют, останавливают.
Настоящее слово — льётся, танцует, вспыхивает. Способно сиять, выбрасывает зонтики летучих семян.
Оно умножает волну света.
Настоящее, истинное слово и всего человека преображает.
Человека можно свести к одному слову.
Над каждым человеком — как флажок, как радуга, сияет его главное слово.
Он может его видеть или не видеть. Если нашёл своё главное слово — радуга становится двойной, тройной, объёмной.
Если только ищет — она манит и притягивает, и натяжение звучит как призыв.
Радуга исчезает, если не подать ей руку. Так уходят люди, не согретые нами или не ответившие на улыбку.
Если человек не находит своего главного слова, он превращается в летучую мышь, но такую, которая даже в темноте не видит.
А человек — не только зрение, но и приглашение к празднику света, к празднику видения, к празднику создания нового света.
Свет у Бога. Бог — Свет.
Можно его принять, а можно отвернуться, отгородиться, надеть тёмные очки.
А можно дать Богу пролиться в душу.
И тогда сам станешь светящейся радугой.
Душа выбирает цветные стёклышки, через которые она смотрит на мир. Как витраж.
Взгляд скользит по цветному сиянию, чтобы найти источник истинного света.
Но когда ты ослеплён его вспышкой и не можешь вынести, настолько он силен, что снова перетекаешь в радугу. Как по лестнице — спускаешься и поднимаешься.
Истинный свет ударяет тебя в сердце, в самый твой глубинный центр.
Свет узнает свет.
Твой маленький свет узнает большой свет. Друг друга узнает. И протягивается радуга узнавания.
Темнота отгораживается от темноты. А свет стремится к Свету.
Изначальное состояние мира, Вселенной: океан, свет.
Радуга — возвращение на родину.
Если ты находишь свой цвет, он «включает» соседние цвета. Потому что иначе не может удержаться.
Если тебя охватила тьма — ищи любой цвет.
По нему ты найдёшь радугу, а по радуге — Большой Свет.
Стихотворение — как возможность увидеть свет и цвет. Есть зерна света, но есть и зерна тьмы.
Тёмные — привнесённые.
Чем ярче и сильнее горят светлые, тем меньше шансов у тёмных, они спрячутся и исчезнут.
Иногда человеку очень трудно отыскать своё зерно света.
Он натыкается на свои перепонки, думая, что и мир такой.
Своей радугой можно распоряжаться. Куда взгляд направишь, туда она и потечёт.
Или даст возможность большой Радуге войти в тебя.
Радуга — символ Завета человека и Бога.
Как говорил Арсений Тарковский:
В каждой радуге ярко стрекочущих крыл
Обитает волшебное слово пророка.
И Адамову тайну я чудом открыл.
Радуга — слово — тайна
Если взгляд острый, прямой, он способен увидеть тайну, чудо и слово. Поймать радугу за хвост. Вонзиться в радугу.
Есть точки, где она готова вспыхнуть. Это точки преломления. Это там, где ломается пространственная плоскость. Радуга — преумножение света.
Когда нам больно, значит, встретились решётки, перепонки. Если на них внимательно посмотреть, углубиться, найдётся точка, отыщется зерно, откуда вспыхнет свет.
В точке вопроса уже есть ответ.
Когда встречаются два незнакомца, между ними протягивается вопрос. Улыбка — радуга. Опустили глаза, отвели взгляд, радуга погасла, как будто тёмные крылья опустились.
Истинный ответ — сияет.
Взгляд любви рождает радугу.
Радуга — окружность. Она окружает нас, но не всегда заметна.
Мы вправе выбирать поток ассоциаций. Они окружают нас, но мы можем протянуть им навстречу руку, взгляд. Так настраивают радиоприёмник. Если найдёшь свою волну, значит, и она тебя нашла.
Если туча прольётся, она станет радугой. Если затвердеет, пойдёт снег.
Радуги живут параллельно с нами, как вечность, как зеркала.
Как бы хотелось всегда видеть светоносную сторону мира!
[1] Маргарита Черненко — доцент кафедры филологии КНУ театра, кино, телевидения им. И.К.Карпенка-Карого
Опубликовано: 16/05/2011