Смертная казнь, эвтаназия, самоубийство
Ответы на вопросы
— Что Вы думаете о смертной казни?
— Всю историю христианской Церкви смертная казнь существовала. Было такое явление — печалование. Когда Патриарх Русской Церкви имел право обращаться к Государю о помиловании того или иного преступника, это называлось правом печалования. Конечно, он просил не о всех, о некоторых. Но нигде нет запрещения смертной казни — ни в Ветхом Завете, ни в Новом Завете, ни в истории христианской Церкви, ни в истории христианских государств.
Идея запрета смертной казни — либеральная идея последнего времени. Как можно ее оценить с христианской точки зрения? Мне кажется, что смертный приговор ставит человека перед той реальностью, перед которой стоим все мы, но не видим. Достоевский был приговорен к смертной казни, и он описывает свой путь до эшафота[1], как каждая минута ему была дорога, каждый шаг, каждое дыхание. История свидетельствует, что множество людей, приговоренных к смертной казни, осознавали смысл своей жизни, каялись по существу. Напротив, те преступники, кто не приговорен к смертной казни, живут надеждой. То совершаются побеги, то революции или амнистии дарят свободу, то преступника выкупят. И исчезает у человека самое главное — возможность оказаться перед лицом неминуемого конца своей жизни, осознать это и раскаяться.
Смертная казнь для тех, кто действительно по человеческим меркам заслуживает ее, является одним из тех промыслительных благ, которого мы можем лишить, отменив ее. Это первое.
Во-вторых, я считаю, что человек, обреченный на пожизненное заключение, может деградировать до сатанинского существования. И правильно некоторые возмущаются, почему мы должны кормить и содержать преступников, которые совершили невероятные злодеяния среди нас.
Поэтому я считаю большой ошибкой отмену смертной казни.
Мне рассказывал один священник, который сидел в тюрьме вместе с рецидивистами, что на них произвело неизгладимое впечатление известие о смертной казни, это их потрясло. Есть, конечно, такие, которым все нипочем, духовно мертвые, о них мы не говорим. А в общей массе смертный приговор производит сильное нравственно-положительное впечатление.
— Как относиться к эвтаназии?
— Это один из очень сложных вопросов. Меня неприятно поразило то, что мне рассказывали в Америке и Европе, как там умирают тяжелобольные. Фактически им, страдающим, не дают прийти в себя. Это, правда, делается с их согласия. Их постоянно шпигуют обезболивающими препаратами, и они находятся в состоянии полузабытья.
С христианской точки зрения человек хотя бы перед смертью должен понять, кто он есть, зачем прошла его жизнь, и подумать о ее смысле. Есть много случаев, когда люди уже на смертном одре совершенно меняли не только свое мировоззрение, но и сам строй своей жизни.
Вспоминается, как одна жуткая атеистка серьезно изменилась, когда она вследствие заболевания раком оказалась на смертном одре. До этого она была такой нервной, что невозможно было к ней подойти, и вот в силу мировоззренческого изменения она исповедовалась, причастилась, и все родные ее были потрясены, насколько она изменилась. Эти предсмертные страдания имеют очень большое значение для нас. Пока все благополучно, мы не задумываемся, действительно — пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
Предсмертные страдания не случайны, они, возможно, являются для человека величайшим благом, благодаря которым он может хотя бы в последние мгновения своего земного бытия осознать смысл жизни.
Ведь мог же Христос освободить с креста разбойника, распятого справа от него? Мог, но не освободил, потому что страдание имеет великий смысл. Мы забываем об этом, потому что не помним, что мы не вечны на земле.
Эти теоретические рассуждения, при всей их кажущейся правоте и верности, тускнеют перед лицом жестоких страданий человека. Душа разрывается, когда видишь его тяжкие страдания. Но на земле все временно и страдания — тоже. Поэтому христианство против эвтаназии.
— В последнее время увеличилось количество самоубийств, почему это происходит?
— Мы часто не придаем существенного значения тому вопросу, который называется смыслом жизни. Самое ужасное — потерять смысл жизни. Вот человек в лесу заблудился, пока он надеется, он будет искать выход, самое же ужасное — потерять эту надежду. Причина того, что люди кончают жизнь самоубийством, — это потеря смысла жизни. Как долго нас убеждали, как долго внушали: «Человек, ты живешь один раз!» И если я живу один раз и ничего не вижу в жизни увлекательного, то не все ли равно? Если все равно, то можно умирать. Человек эту причину иногда осознает, иногда действует бессознательно, но она в любом случае остается причиной самоубийства.
[1] 1. «Он помнил все с необыкновенною ясностью и говорил, что никогда ничего из этих минут не забудет. Шагах в двадцати от эшафота, около которого стоял народ и солдаты, были врыты три столба, так как преступников было несколько человек… Выходило, что остается жить минут пять, не больше. Он говорил, что эти пять минут казались ему бесконечным сроком, огромным богатством; ему казалось, что в эти пять минут он проживет столько жизней, что еще сейчас нечего и думать о последнем мгновении, так что он еще распоряжения разные сделал: рассчитал время, чтобы проститься с товарищами, на это положил минуты две, потом две минуты еще положил, чтобы подумать в последний раз про себя, а потом, чтобы в последний раз кругом поглядеть». Ф.М. Достоевский. «Идиот».
Опубликовано: 17/09/2007