Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим:
«Слава Богу за всё!»
90-летию со дня рождения
Выбор жизненного пути
Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим родился 18 апреля 1921 года на Буковине. В селе существовал древний обычай: после первой купели родители клали рядом с младенцем разные предметы нехитрого крестьянского обихода, рабочие инструменты. Считалось, что с тем, к чему младенец притронется ручонкой, будет связана его жизнь. Маленький Николай (мирское имя владыки Никодима) прикоснулся к Библии — самому дорогому, что было в убогой хатке Степана и Параскевы Руснак.
Детство не было безоблачным: приходилось тяжело работать на поденщине, пасти овец, убирать урожай. Но ежедневный труд не омрачал состояния души, находили крестьяне время и для песни, танцев и веселья. В школе, где преподавание велось на румынском языке, любимыми предметами Николая были математика и история.
В те годы он дружил с сыном сельского священника отца Иоанна Смеречанского. Это общение повлияло на выбор жизненного пути. Зерна духовности, посеянные в сердце Николая глубоко верующей мамой, после смерти мужа принявшей монашеский постриг с именем Мария Магдалина, прорастали. И в августе 1938 года из этого сердца прозвучали слова: «Я иду в монастырь!» Николай с благословения мамы в воскресный день, на рассвете, отправился в дорогу, которая вела в монастырь и в простирающуюся за ним не ведомую никому, кроме Бога, даль...
От послушника до настоятеля
В 1938 году 17-летний Николай Руснак стал послушником Иоанно-Богословского Крещатинского монастыря на Северной Буковине. Из этой обители в дальнейшем вышли три архипастыря: митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим, митрополит Черниговский и Нежинский Антоний (Вакарик; †2003) и трагически погибший в 1974 году архиепископ Омский и Тюменский Мефодий (Мензак).
6 января 1945 года послушник Николай Руснак принял монашеский постриг с именем Никодим. У каждого новоначального инока должен быть духовник, который ручается за него, а затем наставляет. По свидетельству митрополита Никодима, такого духовника у него не было. И он в ночь перед своим пострижением в монахи, оставшись один в храме, припал к образу святого Иоанна Богослова и воскликнул: «Святой апостол, евангелист Иоанн Богослов, будь мне духовником!» И ныне, спустя почти семьдесят лет, владыка отмечает: «Я верю, что под покровительством святого Иоанна Богослова я выдержал все жизненные испытания и был храним Богом».
Монастырь был очень бедным. Однажды на протяжении Рождественского поста, отличавшегося в Иоанно-Богословском монастыре особой строгостью, для братских трапез 25 насельникам было выделено всего два литра подсолнечного масла. Иными словами, на каждого насельника выделялось два (!) грамма масла в день. Нести монашеский подвиг смогли лишь те, у кого была глубокая, непоколебимая вера.
29 апреля 1945 года монаха Никодима рукоположили во иеродиакона, а 23 февраля 1946-го — во иеромонаха. Благодать служения Церкви Христовой будущий архипастырь восприял в Свято-Николаевском кафедральном соборе города Черновцы от святительских рук епископа Черновицкого и Буковинского Феодосия (Каверницкого; †1980).
После включения 2 августа 1940 года Северной Буковины в состав Украинской ССР большая часть духовенства (около 70%) перешла под юрисдикцию Румынии, вследствие чего многие приходы остались без священнослужителей.
«Обязанностей у меня сразу же заметно прибавилось, — вспоминает митрополит Никодим, — с благословения владыки Феодосия, а после него епископа Черновицкого и Буковинского Андрея (Сухенко; †1973) (впоследствии — архиепископ Омский и Тюменский) я, кроме послушания в монастыре, должен был духовно окормлять жителей нескольких сел в окрестностях нашей обители. Для их посещения транспорта не было, преодолевал я многие километры в любую погоду, в ненастье, летом и зимой пешим ходом, привязав отвалившиеся подошвы к верху ботинок веревочкой».
После трудных военных лет Свято-Иоанно-Богословский Крещатинский монастырь нуждался в значительном благоустройстве. Трудами иеромонаха Никодима, ставшего в 1950 году настоятелем святой обители, строится жилой корпус на 24 келии.
К этому периоду относятся и первые пробы молодого священнослужителя в литературном творчестве.
Семинария и академия
По благословению священноначалия Черновицко-Буковинской епархии в 1955 году иеромонах Никодим направляется в Загорск для поступления в Московскую духовную семинарию.
1955—1956 учебный год — особенный в истории духовного вертограда «у Троицы», отмечавшего в 1955 году своё 270-летие. Он стал первым учебным годом, когда наконец-то появилась «аудитория №1» — храм Божий. Пребывая на учёбе в семинарии, иеромонах Никодим некоторое время исполнял обязанности благочинного Свято-Покровского академического храма.
В 1956 году по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича; †1961) иеромонаха Никодима определяют для служения в Свято-Преображенский (Скорбященский) храм на Большой Ордынке в Москве, где пребывает высокочтимая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Московскую духовную академию владыка Никодим окончил в 1966 году со степенью кандидата богословия за работу по кафедре патрологии «Пастырская и проповедническая деятельность святителя Иоанна Златоуста на Константинопольской кафедре».
В Преображенском (Скорбященском) храме состоялось знакомство иеромонаха Никодима с протоиереем Михаилом (Зёрновым[1] †1987) и заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме игуменом Никодимом (Ротовым[2]; †1978). Казалось, что ближайшие несколько лет не сулили каких-то неожиданных поворотов в жизни, но дальнейшие события лишь подтвердили слова Священного Писания: Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его (Притч. 16:9).
На Святой земле
Решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского; †1970) и Священного Синода иеромонах Никодим направляется в Иерусалим в качестве заместителя начальника Русской духовной миссии. Это послушание он выполнял на протяжении трёх лет — с февраля 1958 по февраль 1961 года.
«Святую землю, — подчёркивает митрополит Никодим, — я считаю своей второй духовной академией. Рядом со мной был мудрый наставник — начальник Русской духовной миссии архимандрит Никодим, который щедро делился со мной тем, чему нельзя научиться ни в каком учебном заведении, — практическим опытом священнослужения не только на родине, но и за ее пределами. И кто знает, как бы сложилась моя духовная жизнь, если бы Десница Божия не свела меня с этим дивным иерархом Церкви Христовой, ревностным служителем по домостроительству Божию (Кол. 1:25)».
15 ноября 1958 года по просьбе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I иеромонах Никодим был возведён в сан архимандрита Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским и всей Палестины Венедиктом (Пападопулосом; †1980) и затем исполнял обязанности начальника Русской духовной миссии.
Тёплые отношения установились у архимандрита Никодима с иеромонахом Диодором (Каривалисом; †2001), который с 1957 по 1962 год нёс послушание архивариуса и библиотекаря в Патриархии. В 1981 году он был избран Блаженнейшим Патриархом Святого Града Иерусалима и всей Палестины. Здесь же зародилась многолетняя духовная дружба владыки с новоизбранным в сентябре 1958 года Святейшим Патриархом Сербским Германом (Джоричем; †1991).
В 1960 году отцом Никодимом закладывается основа храма в саду святой равноапостольной Марии Магдалины — в Магдале, на берегу Тивериадских вод, бывших свидетелями проповеди и чудес Христа Спасителя.
Время испытаний
5 июля 1961 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и Священный Синод Русской Православной Церкви приняли решение: «Архимандриту Никодиму (Руснаку), по возвращении из Святой земли, определено быть епископом Костромским и Галичским».
Хиротония архимандрита Никодима во епископа на дело служения, для созидания тела Христова (Еф. 4:12) состоялась в Сергиевском трапезном храме Троице-Сергиевой лавры 10 августа 1961 года, в день празднования Смоленской и Костромской икон Божией Матери.
«В период моего служения на Костромской кафедре, — отмечает владыка Никодим, — я познакомился с многовековыми историческими традициями северных и центральных районов России, связанными с именами подлинно великих сынов боголюбивого славянского народа. В опере М.И. Глинки “Жизнь за царя” превосходно показаны мужественность и преданность своей Родине народного героя костромича Ивана Сусанина. Так любил Родину, так научил нас любить ее великий подвижник».
Особую роль в жизни владыки Никодима сыграла одна, дарованная Божественным Промышлением, встреча. В начале сентября 1961 года по благословению священноначалия епископ Костромской Никодим вылетел в Прибалтику, где в Свято-Александро-Невском кафедральном соборе города Таллина принимал участие в архиерейской хиротонии епископа Таллинского и Эстонского Алексия (Ридигера), избранного в июне 1990 года Патриархом Московским и всея Руси. Именно в 1961 году в Советском Союзе наблюдается резкое усиление антицерковной кампании: закрыто почти 1500 православных храмов, пять из восьми духовных семинарий, запрещён колокольный звон.
Милостью Божией владыке удавалось достойно проходить эти испытания. На Костромской земле за три года служения епископа Никодима не был закрыт ни один православный храм и вопреки требованиям властей, намеревавшихся передать чудотворную икону Феодоровской Божией Матери в музей, удалось отстоять великую святыню Русской Церкви.
На Южноамериканской кафедре
21 апреля 1964 года чиноначалием Русской Православной Церкви епископ Костромской и Галичский Никодим определён епископом Аргентинским и Южноамериканским для духовного окормления православных верующих, переселенцев с Украины, из России и Белоруссии, проживающих на далёком Латиноамериканском континенте.
Исполнением апостольского завета братолюбие между вами да пребывает (Евр. 13:1) стали искренние и добрые отношения владыки с иерархами Православных Церквей, представителями других христианских конфессий в Южной Америке.
Нередкими были встречи владыки Никодима с видными государственными и общественными деятелями Аргентины и Чили. Если вначале аргентинские власти предоставили епископу Никодиму визу на пребывание в стране в течение трёх месяцев, то затем ему выдаётся так называемое свидетельство о принадлежности (cedula dе indificate), которое даёт право на проживание в Аргентине пожизненно.
Главной стороной служения оставалась молитва пред алтарём Господним, совершение Таинств и отеческое духовное окормление православных верующих далёкой Южной Америки. За многие труды, к которым следует отнести и строительство в Аргентине трёх новых православных храмов (в том числе Благовещенского кафедрального собора в Буэнос-Айресе) и учреждение в Республике Чили первого русского православного прихода, в 1968 году Преосвященный Никодим возведён в сан архиепископа, а в 1970 году назначен Патриаршим экзархом Центральной и Южной Америки, включая Мексику. Владыка пребывал на этом посту до 1977 года.
В 1970 году под редакцией владыки издаётся «Служебник» («Литургикон») — чин Божественных литургий Иоанна Златоустого, Василия Великого и Григория Двоеслова. Специалисты признали его лучшим в Латинской Америке переводом православных Литургий на испанский язык.
На Харьковской кафедре
С декабря 1970 года жизнь владыки Никодима связана с Харьковской землёй.
К 1970 году в Харьковской епархии действовало всего около 60 приходов, причём многие из них не имели необходимых помещений. Отсутствовали монашеские обители и духовные школы. Епархиальное управление размещалось в маленькой комнатушке на колокольне Благовещенского кафедрального собора города Харькова.
Внешнецерковные труды архиепископа Никодима способствовали активизации жизни епархии и сохранению храмов Божиих и исторических святынь от уничтожения: Харьков посещали высокие гости и иностранные делегации. С клириками и верующими харьковчанами в мае 1973 года владыка радушно встречал Высокопреосвященнейшего Феодосия (Нагасита; †1999), Архиепископа Токийского, Митрополита всей Японии, впервые прибывшего в нашу страну в звании Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви.
В Свято-Благовещенском соборе совершал Божественную литургию митрополит Карфагенский Парфений (Койнидис; †1996), в 1987 году избранный Патриархом Александрийским и всей Африки.
22 октября 1981 года Харьковскую епархию посетил Блаженнейший Патриарх Антиохии и всего Востока Игнатий IV.
Представляя Святую Матерь-Церковь в заграничных поездках, владыка Никодим посетил с архипастырской миссией многие страны.
Немало сил пришлось приложить архиепископу Никодиму, чтобы по Промыслу Божию при поддержке приснопамятного митрополита Никодима (Ротова) добиться в сложное богоборческое время, в 1978 году, канонизации святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.
На Львовской кафедре
После тринадцати лет пребывания на Харьковской земле архипастырское служение владыки продолжилось на Львовской кафедре — духовном центре древней Галичины. В апреле 1985 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова; †1990) архиепископ Львовский и Тернопольский Никодим, правящий архиерей самой многочисленной по количеству приходов епархии Русской Церкви, возведён в сан митрополита.
С призывом сохранять единство духа в союзе мира (Еф. 4:3) владыка посещал приходы, укреплял духовных чад архипастырскими проповедями, черпая духовные силы у святынь православной Галичины: Почаевской и Теребовлянской икон Божией Матери, мощей преподобного Иова Почаевского и мученика Парфения. Радушный приём посетивших Львовскую епархию в 1986 году Патриарха Сербского Германа и в 1987 году Вселенского Патриарха Димитрия, труды по реставрации всех без исключения приходов, в том числе восстановление храма во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла в архиерейской резиденции, стали смиренным приношением к великому юбилею, который праздновался в 1988 году, — 1000-летию Крещения Руси.
Возвращение на Слобожанскую землю
Митрополит Львовский и Дрогобычский[3] Никодим 13 сентября 1989 года Священным Синодом Русской Православной Церкви вновь назначен на Харьковскую кафедру. Конец 1980-х годов без преувеличения можно охарактеризовать как время, исполненное особых знамений, время благотворного возрождения, которое многие называют вторым Крещением Руси. На исходе ХХ столетия началось восстановление монастырей, открылись новые приходы, духовные школы.
В 1990 году, в праздник Входа Господня в Иерусалим, митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим освятил главный храм Свято-Покровского монастыря, возвращённого по просьбе верующих Харьковской епархии. В 1993 году на территории Покровского монастыря открылось Духовное училище, через три года преобразованное в семинарию.
Проходивший в Покровском монастыре в мае 1992 года Харьковский Архиерейский Собор открыл новую страницу в истории Украинской Православной Церкви, получившей в 1990 году от святой Матери-Церкви право широкой автономии.
В сложной ситуации церковной жизни Украины, связанной с раскольнической деятельностью бывшего митрополита Киевского, Священный Синод Матери-Церкви вынес решение: митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму, старейшему по хиротонии архипастырю на Украине, созвать и возглавить Собор епископов Украинской Православной Церкви. Отвергнув пагубный раскол, участники Собора приняли судьбоносное решение — быть в единении со вселенским каноническим православием, нерушимо соблюдать верность историческому пути, указанному святым апостолом Андреем Первозванным, святым равноапостольным князем Владимиром и тысячелетним подвигом стояния в православной вере народа Святой Руси.
«Едиными усты и единым сердцем»
Харьковский Архиерейский Собор избрал Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира, ставшего 121-м митрополитом Киевским в истории святого Православия.
Немалые труды были приложены Высокопреосвященнейшим Никодимом для реабилитации и канонизации в 1993 году священномучеников Слободского края. В том же году Синодом Украинской Православной Церкви митрополит Никодим удостоен права ношения двух панагий. Священноначалием отмечена богословско-гимнографическая деятельность владыки, возглавлявшего Богослужебную комиссию при Священном Синоде Русской Православной Церкви и Комиссию по канонизации святых при Священном Синоде Украинской Православной Церкви.
За многогранную научно-богословскую и литературную деятельность[4], редакторские труды по изданию газеты «Харьковские епархиальные ведомости», возрождение закрытого в 1917 году богословско-философского альманаха «Вера и разум»[5] владыка Никодим избран доктором богословия honoris causa Киевской духовной академии и Варшавской христианской богословской академии, почётным доктором Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина и других высших учебных заведений, почётным членом Союза писателей Украины и Союза писателей России, членом Союза журналистов Украины.
Старейший архиерей Матери-Церкви, один из старейших иерархов вселенского православия, митрополит Харьковский и Богодуховский отмечает: «Я делал то, что мог делать, и не сделал того, чего сделать не мог. Всматриваюсь в прожитые мною годы, чтобы понять: так ли, как надлежит, распорядился я ниспосланным мне Господом даром жизни. И когда предо мной предстают труды прожитых мною лет, я по-детски радуюсь, подобно голландскому художнику Рембрандту, который, взглянув на свою картину двадцатилетней давности, произнёс: “Я не зря прожил жизнь”. И мне также хочется сказать: “Слава Богу, я не зря прожил жизнь”. И впредь буду отдавать все свои силы для того, чтобы не посрамилась Вселенская Православная Церковь, которую я безгранично люблю, ради которой я живу, за которую, если будет нужно, я готов умереть, до последнего своего вздоха не уставая повторять: “Слава Богу за все!”»
[1] Впоследствии — архиепископ Берлинский и Среднеевропейский Киприан, Патриарший Экзарх Средней Европы (1964-1966).
[2] Впоследствии — митрополит Ленинградский и Новгородский, Патриарший экзарх Западной Европы.
[3] Львовско-Тернопольская кафедра в 1989 году преобразована в Львовско-Дрогобычскую.
[4] На гимнах авторства владыки, в частности, основаны акафисты св. прав. Иоанну Кронштадтскому и прп. Силуану Афонскому.
[5] Первый философский журнал в Российской империи, основанный в 1884 году архиепископом Харьковским и Ахтырским Амвросием (Ключаревым; †1901).
Опубликовано: 28/05/2011