Помощь мужу — это
внутренняя потребность
Мнение о том, что в былые времена женщина исключительно сидела дома и «хранила домашний очаг», мне кажется заблуждением. Скажем, женщина-крестьянка всегда много работала (если не в поле, то в доме помещика — кухаркой, горничной). Женщина из мещанского сословия также вынуждена была трудиться вне дома. Женщина-помещица, в переводе на современный язык, была менеджером, дизайнером, экономом, келарем своего поместья. Она руководила множеством людей. И так было испокон веков. Идеальная женщина Ветхого Завета — она же добродетельная жена: «цена ей выше жемчуга» — «добывает шерсть и лен и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой... Задумает она о поле и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник», как сказано в Соломоновых притчах. То есть, она зарабатывает деньги, приобретает собственность, распоряжается имуществом.
Это сознание общественной дееспособности женщины всегда присутствовало в христианском мире. Любопытным образом оно преломляется у Гоголя в период его жажды религиозного переустройства мира. В «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголь советует помещицам, особенно губернаторшам, ни много ни мало — взять на себя руководство священниками: «Объявляйте им почаще те страшные истины, от которых поневоле содрогнётся их душа... Бери с собой священника повсюду, где ни бываешь на работах, чтобы сначала он был при тебе в качестве помощника... Возьми Златоуста и читай его вместе с твоим священником, и притом с карандашом в руках».
Женщина, окружённая детьми и исключительно занятая ими, — сегодня редкое исключение. В многодетных семьях (в основном, это семьи священников) от матушки требуется обладать большими административными и педагогическими способностями. Но сейчас все чаще эти же способности женщин реализуются вовне: в фирме, на предприятии.
С христианской точки зрения видно, что Господь создаёт женщину как помощницу своему мужу, не указав точной формы этой помощи. У нас почему-то считается, что она должна быть его прачкой, кухаркой, уборщицей... Однако формы этой помощи могут быть разными. Одному мужчине, может быть, нужно, чтобы жена сидела дома и вышивала крестиком рушнички, создавая ощущение стабильности. Другому мужчине, возможно, нужна поддержка в его трудовой деятельности. Собеседник, советчик, друг. Третьему необходима её помощь именно в том, чтобы зарабатывать деньги на жизнь. Скажем, мой муж-священник недостаточно зарабатывает, чтобы решить все проблемы семьи, поставить на ноги младших детей, помочь внукам... И мне было бы странно ему в этом не помогать, сидеть дома и гладить ему носовые платки. Никакой реальной помощи он бы от этого не получил. И если о формах этой помощи мужу Господь умолчал, каждая семья вправе решать это сама.
Порой женщине хочется жить как-то по-своему, но она вынуждена поступать иначе. Я знаю семью одного довольно известного поэта. Его жена до поры была вполне благополучной домохозяйкой. Но времена изменились, за литературу, особенно за стихи, теперь не платят ни копейки, и она устроилась продавщицей в ночной киоск, потому что надо было помочь выжить своей семье. Это было очень опасно, потому что тогда могли за тысячу рублей просто убить. Конечно, ей было бы лучше сидеть дома, смотреть телевизор, ремонтик сделать... Но она была вынуждена заняться совсем другими вещами — и в этом не пошла против своего предназначения.
Помощь мужу — это внутренняя потребность, которая заложена в женщине. Неважно, чем она занимается, но так она внутренне устроена, что должна прилепиться к мужчине. Она ему помогает и в этом сама осуществляется. Давайте обратимся к русским сказкам. Женщина совершает невероятные подвиги ради Ивана-дурака. И в конце концов помогает своему Ивану-дураку стать Иваном-царевичем. На этом пути она сама становится личностью, потому что тем самым раскрывает о себе замысел Творца. И в этом смысле, исполняя своё предназначение, она, в конечном счёте, служит Богу.
Я не стала бы называть подчинёным положением «прилеплённость» к мужу. Давайте снова вспомним русские сказки. Какое же там подчинённое положение этих самых Василис Прекрасных и Премудрых, этих Марий Искусниц, которые обладают дивными секретами, выводят из заточения своего избранника, спасают его, превращают из волка в царевича?
Такая установка разрушилась, когда женщина сказала себе: «Я все могу сама». Исторически эмансипация появилась вместе с бомбометателями и народно-освободительным движением. Она всегда была завязана на своеволии и потому — беспутстве, сопровождаясь разными остросюжетными приключениями — сексуальной разнузданностью, абортами, неврозами, алкоголизмом, суицидом и т.д. Причина этому — неверие, восстание против своего предназначения, гордыня. Первым на Бога восстал дьявол, сказал: «Взойду на небо, сяду па престоле Всевышнего». Эмансипация — это то же самое: если мой муж мало зарабатывает, если не дарит мне цветы, не говорит комплименты, — я его выкину и буду сама по себе.
Вообще, это страшная угроза самосознанию женщины. Ломка этого архетипа приводит к психическим патологиям. Сплошь и рядом мы видим, как эмансипированные женщины разорваны двумя противоположными тенденциями. С одной стороны, вполне рационалистическое стремление обрести самодостаточность («Я-Я-Я-Я!»). А с другой — бессознательный поиск мужчины-господина. Покопайтесь в душе эмансипированной современной женщины, и вы увидите, как каждая клетка в ней выделяет флюиды: «Его! Дайте мне его!», а в женской голове при этом звучит это заученное: «Я сама! Я сама по себе!» И в итоге женщина разрывается между этими разнонаправленными позывами. Иначе такое состояние называется ещё разврат (то есть развороченность, внутреннее разложение). Цельная душа распадается на огромное количество противоречивых стремлений и терпит огромный урон. Я знаю много социально, профессионально успешных одиноких женщин. Но это совершенно несчастные, невротические существа. Они и жаждут любви, и сами не могут никого полюбить, и оттого никому на свете не верят. Мне кажется, это состояние ада.
Наша задача — осуществить замысел Божий о себе. У Бога и у человека одинаковые цели — спасение. Но о каждом — замыслы разные. Ещё апостол Павел писал, что, как разные части тела (глаз, рука, ухо) имеют различные функции, так и люди выполняют разные задания. Разве нога спорит с почкой о том, кто главнее? В жизни нужно найти своё призвание, своё дело. Это настолько индивидуально, что каждый должен это сам почувствовать и выбрать свой собственный путь. В этом и состоит свобода человека, его самовластие.
Правда, сейчас часто приходится слышать от женщин: «Да я и помогала бы кому-нибудь с удовольствием, но нормальных-то мужиков нет...» Это значит, что эти женщины просто никого не смогли полюбить. Потому что если такая женщина любит, если она такая «умная», как говорит, если она обладает интуицией и талантом, то она, с Божией помощью, сможет превратить «любимого и никудышного» в ещё более любимого и достойного. Это и есть высшее женское искусство.
Литературное творчество для меня — это форма моего существования, моего мышления. Мне кажется, если бы я не писала, у меня началось бы очень сильное душевное искривление. Я что-то могу осознать и понять, только когда пишу. Если меня лишить возможности писать, это будет выглядеть так же, как если бы меня лишили какого-нибудь жизненно важного органа. Из-за работы я могу пожертвовать едой, сном, развлечением, путешествием.
Мой муж — это мой лучший друг, и он мне очень помогает. Он часто ругает то, что я пишу, критикует (профессиональный литературный критик), может камня на камне не оставить. Но я всегда чувствую, в чем его правота. Он сам занимается журналистикой, и я тоже могу ему помочь. Скажем, чувствую, что вот в статье общее место, а должен быть конкретный пример.
Мы всегда были лучшими собеседниками друг для друга, могли бесконечно разговаривать. При том что наши жизни очень соединены, есть некоторые области, где мы не соприкасаемся. Мы говорим часами на совершенно разные темы. Это очень важная вещь — чтобы люди, которые живут вместе, оставались друзьями, были единомышленниками. Чтобы им было интересно друг с другом. Этого не создашь искусственно: «Ой, чтобы быть интересной, пойду-ка я посмотрю спектакль, а потом ему расскажу». Это идёт изнутри, когда люди живут общей жизнью, и каждый делает вроде бы что-то своё, но при этом получается общее дело. Один премудрый духовный человек (монах) говорил мне, что надо жить так, чтобы жизнь, чем бы ты ни занимался, превратилась в непрестанное богослужение.
ОЛЕСЯ НИКОЛАЕВА Родилась 6 июня 1955 года в Москве. Дочь поэта А. М. Николаева. Окончила Литературный институт (1979; семинар Е. М. Винокурова). Ведёт семинар поэзии в Литинституте (с 1989); доцент. Выступала со стихами и лекциями в Нью-Йорке, Женеве и Париже, преподавала древнегреческий язык монахам-иконописцам Псково-Печерского монастыря, работала шофёром игуменьи Серафимы (Чёрной) в Новодевичьем монастыре (1995), в 1998 году была приглашена в Богословский университет святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова читать курс «Православие и творчество» и заведовать кафедрой журналистики. Пишет стихи с семи лет, прозу — с пятнадцати, а печатается как поэт с 1972 года. Произведения Николаевой переведены на английский, итальянский, китайский, немецкий, французский, японский и другие языки. Она — член СП СССР (1988; рекомендации Б. Окуджавы, Ю. Левитанского, Н. Вильям-Вильмонта), Русского ПЕН-центра (1993), была председателем жюри премии «Поэт» (2007), входила в жюри премии «Русский Букер» (2007). Отмечена стипендией фонда А. Тепфера (1998), медалью г. Гренобль (1990; Франция), премиями имени Б. Пастернака (2002), журнала «Знамя» (2003), «Anthologia» (2004), «Поэт» (2006), дипломом премии «Московский счет» (2004). Замужем за критиком, священником Владимиром Вигилянским. |
Опубликовано: 30/06/2011