Вы здесь

Богоматерь. Глава VII

Успение

Всем существом Своим Пречистая Дева стремилась к небу. Чем ближе подходила Она к вожделенному переходу в миры иные, тем сосредоточеннее становилась Ее всегда молчаливая и углубленная в Себя душа.

Молитва служила Богоматери средством для постоянного общения с Сыном. И вся жизнь Ее полна была неперестающей молитвы. Целые дни, целые ночи проводила Она, молясь в винограднике Гефсиманском, и кто расскажет, какими озарениями просветлялась в эти часы молитвы Ее великая душа, какую весть сердце Христово подавало сердцу Марии, безропотно томившемуся в разлуке с Божественным Сыном?

Можно догадываться, о чем была молитва Матери Божией. Молилась Она, вероятно, о процветании христианского дела, о тех церквах верующих, которые под влиянием проповеди апостолов, обходивших вселенную, основывались в разных странах мира. Но, вероятно, более всего молилась Она о том, чтобы скорее разрешиться от уз плоти и вознестись к сладостному лицезрению и вечному стоянию пред Своим Божественным Сыном.

Однажды, когда Богоматерь молилась, явился пред Нею с лицом, сияющим радостью, архангел Гавриил. Он был служителем Девы с самого детства Ее, питателем Ее во «Святом Святых», благовестником воплощения чрез Нее Бога и во все дни жизни Ее неотступным Ее хранителем. Архангел принес Ей от Господа радостную весть о скором Ее преставлении, которое, как он сказал, должно было произойти через три дня.

По другим преданиям, архангел Гавриил явился Богоматери перед Ее кончиной два раза: в первый раз за пятнадцать и второй раз за три дня до Успения. В этот последний раз архангел вручил Деве райскую финиковую ветку. На Елеонской горе, неподалеку от вершины, с которой Христос вознесся на небо, доселе паломникам и путешественникам показывают то место, где Богоматерь приняла от небесного посланника счастливую весть о приближении Своего Успения.

Архангел говорил Пречистой Деве, чтобы Она не смущалась принесенной им вестью, но приняла ее с веселием, так как Она переходит к бессмертной жизни, чтоб вечно предстоять бессмертному Царю славы. Он говорил: «Тебя ждет Сын Твой и Бог наш, с архангелами и ангелами, с херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных. И возьмет Он Тебя, Матерь Свою, в горнее царство, да живешь Ты и царствуешь с Ним бесконечные веки».

Пресвятая Дева должна была восторжествовать над смертью. Как бессильной оказалась над Ней смерть душевная, так же не могла возобладать над Ней и смерть телесная. Уснув на короткое время смертью, как бы сном, вскоре Она должна была воспрянуть от смерти, как от сна, и, отрясши гробовую мертвенность от очей, как сонную дрему, увидать бессмертную в свете лица Господня жизнь и славу.

В знамение всего этого благовествующий архангел подал Пресвятой Деве райское произрастание. То была ветвь финикового дерева, сияющая светом небесной благодати. Эту ветвь должны были нести пред погребальным одром Богоматери во время проводов к могиле пречестного и пречистого Ее тела.

Что могло быть для Богоматери радостнее, чем жить в небесах со Своим Богом и Сыном и всегда наслаждаться зрением Его Божественного лика? Поэтому в благовестии архангела сошла в Ее сердце великая радость. Она поклонилась до земли и всей полнотой сил Своих возблагодарила Творца Своего, говоря: «Не была Я достойна, Владыко, принять Тебя во утробу Мою, если б не Ты Сам помиловал рабу Твою. Но Я сохранила сокровище, которое Ты Мне доверил. И ради того Я молюсь Тебе, Царь славы, чтоб Мне не повредила область геенская. Небеса и ангелы всегда трепещут пред Тобой: как же не трепетать пред Тобою человеку, созданному из земли и не имеющему в себе ничего доброго, кроме того, что он получит от неизреченной благости Твоей? Ты еси Господь и Бог, всегда благословенный во веки».

Пречистая Дева желала видеть при Своем преставлении святых апостолов, разошедшихся с проповедью по вселенной, и не видеть в час исхода Своего князя тьмы и страшилищ его. Она молила Сына Своего и Господа о том, чтобы были исполнены эти Ее желания, молила Его о том, чтобы Сам Он, придя с небес со святыми Своими ангелами, принял Ее святую душу в Свои Божественные руки, как обещал Ей это прежде.

Так молилась Богоматерь. И во время молитвы Ее на горе Елеонской, когда преклоняла Она Свои колена пред Богом, совершалось чудное знамение: масличные дерева, как одушевленные существа, совершали поклонение вместе с Ней, пригибая свои вершины и выражая тем свое благоговейное служение Матери Бога. И когда Пресвятая Дева вставала после каждого поклона, тогда деревья, как бы подражая Ее движениям, опять выпрямлялись.

Когда Богоматерь после этой последней молитвы Своей в винограднике гефсиманском вернулась домой, все были потрясены непостижимо окружавшей Ее Божественной силой и славой. Лик Ее и раньше всегда сиял благодатью ярче лица Моисея, беседовавшего некогда с Богом на Синае; но теперь он просветился еще больше невыразимой небесной славой.

Пречистая стала готовиться к исходу.

Прежде всего Она рассказала о бывшем Ей откровении усыновленному Ей возлюбленному Иоанну и показала ему данную архангелом светоносную ветвь, завещав при этом, чтобы он нес эту ветвь перед Ее погребальным одром. Затем Она объявила о Своем скором исходе и другим людям, жившим в том доме и Ей служившим. Она приказала украсить храмину и одр, окадить все кадилами, расставить и зажечь множество свечей и приготовить все нужное для погребения. Иоанн поспешно отправил посланных к святому Иакову, брату Господню, первому Иерусалимскому епископу, и ко всем родственникам и близким лицам Божией Матери, извещая о приблизившемся Ее преставлении и называя самый день преставления. Святой же Иаков разослал весть о том всем верным, находившимся в Иерусалиме, а также в окрестных городах и селениях. Со святым Иаковом сошлись к Богоматери со всех сторон все родственники Ее и многое множество верных обоего пола. И всем Пресвятая Дева рассказывала слышанные Ею от ангела слова о переселении Ее на небо и в уверение этих слов показывала финиковую ветку, принесенную Ей из рая благовестником Гавриилом и сияющую, как солнечный луч, светом небесной славы.

Все собравшиеся к Пречистой Деве, слыша из пресвятых Ее уст эту весть о кончине Ее, плакали. Дом наполнился рыданиями и стонами. И все молили милосердную Владычицу, как общую всем Мать, не оставить их в сиротстве.

— Не плачьте, — говорила им Богоматерь, — но радуйтесь об исходе Моем. Теперь, когда Я предстану ближе к Божию престолу и лицом к лицу буду видеть Моего Бога и Сына, Мне удобнее будет молиться о всех и, беседуя с Ним уста к устам, умилостивлять Его благостыню. По Моем преставлении Я не оставлю вас в сиротстве — не только вас, но и весь мир. Я буду посещать и охранять вас и помогать бедствующим.

Такими утешительными словами Богоматерь успокаивала окружавший Ее и плакавший народ, утоляя его печаль. Она распорядилась, чтобы две Ее ризы — единственное Ее имущество — были отданы двум нищим вдовицам, которые служили Ей с усердной любовью и получали от Нее пропитание. О пречестном теле Своем Она завещала, чтобы его положили в селении Гефсиманском, близ Иерусалима, у горы Елеонской, где были схоронены праведные родители Ее и Иосиф Обручник. Внезапно раздался сильный шум, вроде раскатов грома, и множество облаков окружило тот дом. По Божию повелению, ангелы Господни внезапно восхитили святых апостолов из дальних мест, принесли их на облаках в Иерусалим и поставили на Сионе, пред дверями дома Пресвятой Богородицы. Увидя друг друга, они и радовались, и удивлялись, недоумевая, по какой причине Господь собрал их вместе. К ним вышел апостол Иоанн Богослов и, со слезами привествуя их, объявил им о близком отшествии Пресвятой Богородицы из земной жизни. Святые апостолы поняли, что Господь для того собрал их из разных концов вселенной, чтобы они присутствовали при кончине Пречистой Его Матери и с честью похоронили Ее пресвятое тело. Апостолы скорбели о предстоящем разлучении с Пресвятой Девой Марией.

Войдя все в дом, они увидели Богоматерь спокойно сидящей на одре, исполненной духовного веселия. Приветствуя Ее, они говорили:

— Благословенна Ты от Господа, сотворившего небо и землю.

И сказала им Пречистая:

— Мир вам, братья, избранные Господом.

Затем Она стала расспрашивать их, как они пришли в Иерусалим. Они рассказали, как восхитила каждого из них Божия сила и на облаках принесла в Иерусалим. Пречистая Дева прославила Бога за то, что Он услышал молитву Ее и исполнил желание сердца Ее. Она сказала им:

— Господь принес вас сюда в утешение души Моей, которой предстоит разлучиться от тела. Должно Мне отдать естественный долг смерти, ибо уже приблизилось время, определенное Мне от Создателя Моего.

Апостолы в скорби отвечали Ей:

— Пока, Ты, Владычица, пребывала в мире, мы утешались, как бы видя в Тебе Самого Господа и Учителя нашего. Теперь же как перенесем жалость и скорбь сердца нашего, лишаясь сопребывания Твоего с нами? Но так как Ты, изволением родившегося от Тебя Христа Бога, переходишь в горний мир, то мы радуемся исполнению над Тобой этого Божия определения, скорбим же о нашем сиротстве, что больше не увидим здесь Тебя, Матерь и Утешительницу нашу.

— Не плачьте, друзья и ученики Христовы, — отвечала им Богоматерь, — и вашим сетованием не растворяйте Моей радости; но радуйтесь со Мной, что Я отхожу к Сыну и Богу Моему. Вы же тело Мое в том самом виде, как Я убрала его, отнесите в Гефсиманию и предайте обычному погребению, затем возвращайтесь к делу вашей проповеди. Меня же, если будет на то воля Божия, вы можете увидеть после смерти Моей.

В это время к одру Богоматери предстал божественный Павел, первоверховный апостол, и вдохновенными устами своими стал ублажать Богоматерь.

— Радуйся, — говорил он, — Матерь жизни и вдохновение проповеди моей! Если я не насладился на земле лицезрением Христа Господа моего во плоти, прежде Вознесения Его на небеса, то, когда на Тебя смотрю, кажется мне, что Его вижу.

Прибыли со святым Павлом и его сотрудники в деле благовествования: Дионисий Ареопагит, Иерофей дивный и Тимофей, также и прочие из числа семидесяти апостолов. Всех их собрал Дух Святой, чтобы всем им сподобиться благословения Пресвятой Девы Марии и чтобы с большей честью совершилось Ее погребение. Она же, подзывая каждого из них к Себе по имени, благословляла их и ублажала веру их и труды, понесенные ими в благовествовании Христовом; желала каждому вечного блаженства и творила Богу моление о благоденствии всего мира и о мирной жизни его.

Настал пятнадцатый день месяца августа; приблизился тот ожидаемый благословенный час (третий дня, по-нашему — девятый), в который должно было совершиться преставление Пресвятой Богородицы.

Было зажжено много свечей, и апостолы творили славословие. Пренепорочная Дева лежала на украшенном одре, готовясь к блаженному исходу, ожидая пришествия к Себе Самого желанного Сына и Господа Своего. И вот внезапно свет Божественной неисповедимой славы облистал храмину, и померкли в нем огни свечей. В ужасе были все те, кому открылось это видение. Крыша храмины казалась раздвинувшейся, и с неба спускалась слава Господня. И вот Царь славы Христос с тьмами архангелов и ангелов, со всеми небесными силами и с праведными душами святых праотцев и пророков, некогда предвозвестивших о Пресвятой Деве, приближался к Своей Пречистой Матери. Она же, видя схождение Сына Своего, с радостью воззвала словами некогда воспетой Ею песни, говоря:

— Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея...

И приподнялась Она от одра, как бы стремясь навстречу к Нему, и поклонилась Господу Своему. Он же, приблизясь к Ней, смотрел на Нее взором любви и благоволения и говорил Ей:

— Приди, ближняя Моя, приди, голубица Моя, вступи в хранилище вечной жизни.

Поклонясь Ему, Мария произнесла:

— Благословенно имя славы Твоей, Господь Бог Мой, благоволивший избрать Меня, смиренную рабу Твою, чтобы послужить таинству Твоему! Помяни Меня, Царь славы, в бесконечном царствии Твоем. Ты знаешь, что Я всем сердцем Моим возлюбила Тебя и соблюла вверенное Мне Тобою сокровище; теперь же прими в мире дух Мой и огради Меня от области тьмы, чтобы не испытать Мне сатанинского нападения.

Господь же, утешая Ее сладчайшими словами, уговаривал Ее не бояться сатанинской силы, которая уже попрана Ее ногами, и с любовью призывал Ее дерзновенно перейти от земли к небу. Она радостно отвечала:

— Готово сердце Мое, Боже, готово.

И произнесла вновь слово, произнесенное Ею некогда при Благовещении:

— Да будет со Мною по глаголу Твоему!

После этого Богоматерь возлегла на одре, неизреченно радуясь, что видит пресветлое лицо Сына и Господа Своего. Сладостная любовь к Нему и невыразимая радость переполняли сердце Марии. И в порыве этих чувств Она предала Свою пречистую душу в руки Сына Своего без всякого телесного страдания, как бы уснув тихим, благодатным сном.

И Тот, Кого Она зачала без греха и родила без болезни, безболезненно принял пречестную душу Ее из святого тела и не дал ему истления. И началось тогда радостное и сладкое ангельское пение, в котором слышны были часто повторяемые слова, принесенные некогда Деве Назарета с неба архангелом Гавриилом: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах!..»

Так, торжественно провожаемая всеми небесными чинами, несомая на руках Господа, душа Мариами тихо вознеслась в горние селения...

Апостолы, сподобившиеся видеть это дивное зрелище, провожали Богоматерь умиленными взорами, как некогда провожали взорами Господа, возносившегося на небо с горы Елеонской, и долго стояли они, исполненные священного трепета и радости, как будто забывшись. Потом, придя в себя, они поклонились Господу, в такой славе вознесшему душу Матери

Своей на небо, обступили одр со слезами и увидали, что пресвятой лик Мариами сияет, как солнце; от пречистой плоти Ее исходило превосходящее всякие земные ароматы благоухание, какого описать не может человеческий язык.

Все они лобызали это пречистое тело со страхом и благоговением, воздавая ему почести, и освящались от прикосновения к нему, чувствуя в сердцах своих великую духовную радость, происходившую от благодати Пречистой Богородицы.

Тут стали подаваться исцеления больным: у слепых открывалось зрение, глухие слышали, хромые получали свободное движение, нечистые духи оставляли людей, и всякого рода болезни врачевались тотчас от одного прикосновения к одру усопшей Матери Божией.

Среди таких обстоятельств началось шествие к погребению святого тела Марии. Св. Петр со св. Павлом и св. Иаковом, братом Господним, и с прочими апостолами подняли на плечи одр, а св. Иоанн Богослов нес перед одром светящуюся райскую ветвь. Прочее же собрание святых и народное множество со свечами и кадилами шли вокруг и пели; ап. Петр начинал, а прочие после него согласно подпевали. Пели псалом Давидов в честь исхода израильского из Египта и к каждому стиху прибавляли слово «аллилуиа». Так же пелись и другие торжественные и благодарственные псалмы и песни, и Дух Святой действовал в устах поющих.

С такой славой переносимо было принявшее Бога тело Пречистой Девы от Сиона через Иерусалим к селению Гефсиманскому.

Над одром и над провожающими образовался облачный круг, подобный венцу, обширный, светлый и озаренный чрезвычайным сиянием, и слышно было на облаках удивительно сладкое ангельское пение, наполнявшее воздух, и пение это расходилось по земле так, что все его слышали.

Этот облачный, венцеобразный круг с ангельским пением шел по воздуху, двигаясь за телом Богоматери.

Во время шествия произошло внезапное замешательство.

Народ иерусалимский, состоявший из неверующих иудеев, услышав странное пение и видя торжественное шествие с телом Марии, выходил из домов и следовал за шествием за город, удивляясь столь великой славе и чести, которую воздают телу Матери Иисуса.

Архиереи же и книжники, узнал об этом и исполнившись зависти и гнева, послали слуг и воинов и возбудили многих из народа, чтобы те, напав с оружием и дрекольями, разогнали людей, провожавших тело Марии, избили учеников Иисусовых, а самое тело Богоматери предали огню.

Когда люди, решившиеся на такое злодеяние, вооружившись, как на битву, бросились на шествие, — внезапно облачный круг, который шел по воздуху, склонился к земле, окружил и оградил, как стеной, собор св. апостолов и всех бывших с ними, так что только раздавалось их пение, а самих их за облаком не было видно.

Святые ангелы, невидимо парившие над пречистым телом и ликом верных, поразили слепотой этих злодеев, одни из которых разбили себе головы о городскую стену, другие же, не зная, куда идти, ощупывали стены и искали проводников.

Один из иудейских священников, именем Афония, шел в это время тем путем. По Божию смотрению, как раз в эту минуту облачный круг поднялся опять в высоту, и Афония увидел св. апостолов и множество верных, со свечами и с пением псалмов окружавших одр Пресв. Богородицы. Он распалился ненавистью, в нем разгорелась прежняя злоба на Господа, и он сказал: «Тело это, которое родило того Льстеца, что разорил закон отцов наших, получает такую почесть!» Будучи крепок телом, он неистово, с великой яростью бросился к одру, желая повергнуть на землю пречистое тело Владычицы, и, когда дерзостные руки его коснулись одра, то внезапно были отсечены, как будто невидимым, невещественным мечом отмщения Божия, и остались прикрепленными к одру, сам же Афония пал с криком: «Горе мне, горе!»

Познав грех свой, он каялся и звал к апостолам: «Помилуйте меня, рабы Христовы!»

Тогда апостол Петр приказал ему стать рядом с одром и сказал: «Вот ты получил то, чего хотел; пойми же, что Бог отмщения постоял за Себя. Мы не можем исцелить тебя от твоей язвы. Исцелить тебя может только Тот, на Которого вы неправедно восстаете и Которого вы убили, — Господь наш, но и Он не захочет подать тебе исцеление, если ты раньше не уверуешь в Него всем сердцем и не исповедуешь устами, что Иисус есть истинный Мессия, Сын Божий». Афония воскликнул: «Верую, что Он есть предвозвещенный пророками Спаситель мира — Христос. Мы и раньше признавали в Нем Сына Божия, но, помраченные злобой и завистью, не хотели исповедывать Его Богом и подвергли Его невинно смерти. Он силой Божества воскрес в третий день, исполнив стыда всех нас, ненавистников Своих; мы старались утаить Его Воскресение и для этого подкупали сторожей, но не могли пресечь славы Господней и повсюду расходившихся слухов об этом чуде».

Так исповедывал Афония свои былые преступления и каялся в только что соделанном дерзостно грехе своем.

Свечи на ступенях, ведущих к Погребальной пещере Богородицы

Свечи на ступенях, ведущих к
Погребальной пещере Богородицы

Св. апостолы и верные радовались, как радуются ангелы о кающемся грешнике, и Петр приказал Афонии, чтобы он усеченные руки свои приложил к висевшим при одре частям их и с верою призвал имя Пречистой Девы Богородицы. Когда Афония сделал это, отсеченные руки внезапно утвердились на своем месте, суставы их срослись, и они оказались совершенно здоровыми. Только остались на них знаки отсечения, как красная нить, окружающая тело у локтя.

Пал тогда Афония перед одром, поклоняясь Рожденному от Пречистой Девы Христу Богу, и долго восхвалял громкими похвалами Богоматерь, приводя ветхозаветные пророчества о Ней.

Весь народ удивлялся чудесному исцелению невидимо отсеченных у Афонии рук и мудрым его словам, которыми он восхвалял Христа Бога и Пречистую Богородицу. Присоединившись к св. апостолам, Афония пошел за несомым в Гефсиманию одром. И те из слепых, которые познали свои согрешения, с покаянием пошли за своими провожатыми к одру Богоматери и с верою прикасались к нему, тотчас получали прозрение от слепоты своей.

Общая Матерь людей Пресвятая Владычица как рождеством Своим принесла радость всей вселенной, так и в успении не хотела никого опечалить, но всех, даже врагов Своих, милостиво утешала благодатию и благостыней Своей, как «благого Царя благая Мати».

Св. апостолы, дойдя со всем множеством верных до Гефсимании, поставили одр с пречистым телом при гробе. В народе поднялся великий плач, все рыдали о сиротстве своем, о том, что лишаются великого сокровища, и, припадая к телу Пресв. Богородицы, обнимали, лобызали и омывали его слезами, воздавая ему последнее целование.

Когда к вечеру положили тело во гроб и привалили к пещере тяжелый камень, то долго не в силах были отступить от гроба, как бы прикованные к нему любовью к Богоматери. Три дня св. апостолы оставались в этом селении, совершая при гробе Пречистой Девы день и ночь псалмопения, и в течение всего этого времени слышно было в воздухе пресладкое пение небесных воинств, поющих и хвалящих Бога и ублажающих Богоматерь.

Погребальная пещера и Гроб Пресвятой Богородицы в Гефсимании

Погребальная пещера и Гроб
Пресвятой Богородицы в Гефсимании

По Божию усмотрению, один из св. апостолов, именно Фома, не был на погребении тела Пресвятой Богородицы и прибыл в Гефсиманию лишь на третий день. Много скорбел он и тужил, что не удостоился получить от Богоматери последнее благословение и не сподобился видеть Божественной славы и дивных Божиих чудес и явлений при успении Ее и перенесении Ее тела. Сильно он об том плакал. Апостолы, сожалея о нем, посоветовали ему открыть гроб, чтобы он по крайней мере мог видеть пречистое тело Богородицы, поклониться ему и, облобызав его своими устами, принять утешение в горе и печали.

Когда же они отвалили камень и открыли гроб, то ужаснулись: гроб был пуст, в нем не было тела Богоматери, лежали только покрывавшие его пелены, от которых исходило благоухание. В недоумении стояли св. апостолы и, со слезами целуя оставшуюся во гробе плащаницу, молились Господу, чтобы Он открыл им судьбу пречистого тела.

К вечеру они сели, чтобы укрепить себя пищей. Обычай апостольской трапезы был таков: они оставляли между собой пустое место и на нем возглавие, а на возглавие полагали кусок хлеба в часть и честь Христову. После трапезы, встав и творя благодарение, они брали этот кусок хлеба, называемый «нареченной Господней частью», и подымали его, прославляя великое имя Пресвятой Троицы; кончали этот обряд они молитвой: «Господи Иисусе Христе, помогай нам!» и затем вкушали этот хлеб, как дар благословенный. Так св. апостолы делали не только тогда, когда бывали вместе, но и тогда, когда случалось каждому из них быть в одиночестве.

В этот вечер, собравшись в Гефсимании для общей трапезы, они ни о чем другом не думали и не беседовали, как об исчезновении положенного во гроб тела Богоматери. Когда по окончании трапезы они встали и начали по обычаю подымать часть хлеба, отложенную в честь Господа, и славить Пресв. Троицу, внезапно услышали сверху голоса ангельского пения. Устремив вверх глаза свои, они увидали на воздухе Пречистую Деву, Матерь Бога нашего, живою, окруженною множеством ангелов, сияющей неизреченной славой. И сказала Она им: «Радуйтесь! Я с вами во все дни!» Они же, полные радости, воскликнули вместо: «Господи Иисусе Христе, помогай нам!» — «Пресвятая Богородице, помогай нам!»

После этого чудного явления св. апостолы уверились сами и уверили в том св. церковь, что почившая Матерь Божия Сыном и Богом Своим в третий день была воскрешена и вознесена с телом на небо.

Пошли они тогда ко гробу и взяли оставленную там плащаницу в утешение скорбящим и в непреложное свидетельство востания Богоматери от гроба.

И мог ли быть одержим смертью самый Кивот Жизни, могла ли быть с прочею тварью оставлена в земном истлении Та, Которая родила Творца всей твари, не ведая греха?

Чин Погребения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Чин Погребения Пресвятой Владычицы
нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Господь Иисус Христос, исполняя закон, данный Им, чтобы дети чтили родителей своих, Сам почтил Пренепорочную Матерь Свою и, как Сам Он в третий день преславно воскрес и потом вознесся на небо с пречистой плотию, так и Матерь Свою воскресил в третий день и вознес к Себе в небеса. Об этом пророчествовал еще вдохновенный Давид, говоря: «Воскресни, Господи, Ты и Кивот Святыни Твоея!..»

После всех этих событий св. апостолы, свидетели дивных чудес и таин Божиих, снова, носимые облаками, возвратились каждый в свою страну, где проповедывали.

Пещера, где была погребена Пресвятая Дева, так же, как и вертеп Рождества и Гроб Господень, издавна являются предметом почитания христиан. Из Иерусалима к ним идут через «ворота овчия», называемые у арабов в честь Пресвятой Девы воротами «Св. Марии».

Перейдя по мосту поток Кедронский, вы вступаете на площадку перед погребальной пещерой Богоматери, которая находится в углублении. К нему спускаются по 12 ступеням. От самого входа крутой спуск в 48 мраморных ступеней ведет внутрь пещеры. Рассеянные лучи дневного света пробиваются туда, смешиваясь со светом лампад. На глубине 15 сажен, в углублении направо показывают гробницу родителей Пресвятой Девы, Иоакима и Анны, напротив — гробницу Иосифа Обручника.

Когда богомолец спускается вниз, он видит по всему своду обширной галереи гирлянды блистающих серебряных и золотых лампад. В отдельной каменной пещере находится тот камень, на который возложено было тело Пренепорочной Девы. Внутренность пещеры ничем не украшена, только природный камень покрыт шелковыми тканями.

Приходят сюда на богомолье и магометане, особенно же магометанки. И вот одно из бесчисленных подтверждений пророческих слов Приснодевы: «Ублажат Мя вси роди».

Ложе Богоматери служит престолом, где совершается литургия.

В 1888 году близ пещеры Богоматери освящена прекрасная церковь во имя равноапостольной Марии Магдалины. Церковь эта сооружена иждивением русской царственной семьи в память благочестивой императрицы Марии Александровны, которая, горя особым благоговением к Богоматери, всю жизнь мечтала поклониться Ее гробу.

Из книги «Богоматерь. Описание Её земной жизни и чудотворных икон»