Богоматерь. Глава IX
Следы Богоматери на Земле
Чем дальше шло время от блаженного Успения Богоматери, тем больше распространялись по земле иконы Пречистой и храмы в честь Ее. Основав Константинополь, император Константин поручил его покрову Богоматери и посвятил в новой столице Ей три храма. За императором и императрицей и знать стала воздвигать храмы, мужские и женские монастыри во славу Богоматери. Сами имена этих храмов отразили напряженную любовь молодого христианского общества к Матери Божией: Богородица, Благословенная, Благотворительница, Всеблаженная, Пренепорочная, Всецарица, Милостивая, Скорбящих Радость.
Особым усердием к славе Богоматери отличалась дочь императора Аркадия св. Пульхерия, сперва разделявшая престол с братом своим Феодором, а потом с супругом своим Маркианом. Она воздвигла три великолепных храма в честь Богоматери, из которых особенно известен храм Одигитрии («Путеводительницы», — назван так в память чуда исцеления этой иконой двух слепцов), и Влахернский. Для последнего храма императрица и ее супруг не щадили средств, и благодаря этому он вышел необыкновенно прекрасен.
В храме Халкопратайском императрица положила пояс Богоматери, принесенный при ее отце из Палестины в Константинополь. В храме Одигитрии поставлен образ Богоматери, писанный евангелистом Лукой, а во Влахернском положены погребальные пелены Богородицы, присланные из Иерусалима.
В IX в. греческая императрица Зоя, супруга императора Льва Мудрого, в болезни видела сон, что выздоровеет при возложении на нее пояса Богоматери; это исполнили на деле, и исцеление совершилось.
В настоящее время значительная часть этого пояса находится в Ватопедском монастыре на Афоне, другая в Трирском монастыре у Рейна, третья — в Грузии, в Зугдидском монастыре.
Император Лев Македонянин украсил столицу новыми храмами в честь Богоматери. Первый из них был сооружен для положения ризы Пречистой Девы, принесенной двумя братьями патрициями. Эти два мужа, странствуя по святым местам Палестины, увидали у одной старой благочестивой девицы еврейки в Галилее ковчег с ризой Богоматери. Святыня эта привлекала к себе многих христиан, которые в болезнях получали от нее исцеления. Хитростью братья овладели этим сокровищем, именно, они сделали точное подобие этого ковчега и тайно, взяв настоящий ковчег, поставили на его место новый. Привезя ризу Богоматери в Константинополь, они сперва хранили ее у себя дома, а затем для нее был воздвигнут во Влахерне храм.
Части ризы Богоматери хранятся в Московском Успенском соборе, в Петропавловском приделе (эта часть принесена в Россию князем Василием Васильевичем Голицыным), в Благовещенском кремлевском соборе (дар архиепископа Суздальского Дионисия, XIV в.), в Никитском монастыре, московском женском монастыре и в Риме, в кафедральном папском соборе, у Латеранского дворца.
Трогательное предание связано с построением императором Львом другого храма в честь Богоматери.
В окрестностях столицы было прекрасное место, где стояла роща платанов и кипарисов и бил из земли источник прохладной, чистой воды. Впоследствии этот источник засорился и иссяк.
Когда Лев был еще частным человеком, он однажды, прогуливаясь в этом месте, встретил слепорожденного. Будучи добрым, сердобольным человеком, Лев подал слепцу руку и повел его. Солнце палило томительным жаром, и слепцу сильно хотелось пить. Лев посадил слепца в тени и, обойдя всю рощу, отыскивал воды, но тщетно.
Когда он вернулся, наконец, к слепцу, раздался с неба дивный голос: «Не грусти, Лев, вода подле тебя!»
Но тут сам Лев стал вроде слепого: осматриваясь кругом, он не мог найти воды. Снова раздался тот же голос, теперь называвший его уже «императором»: «Император Лев! Войди в ту густую, тенистую рощу, почерпни воды, напои слепого и илом помажь ему глаза. Скоро ты узнаешь, Кто Я, здесь живущая.
Поставь Мне здесь храм, — в нем буду Я внимать молитвам и подавать всем, кто с усердием и верой сюда придет, все нужное, только бы просили люди Меня с благоговением, и ничто не устоит против Моей власти, — ни демоны, ни неисцелимые болезни».
Действительно, когда Лев принес слепому ил и воду и помазал ему глаза, слепорожденный прозрел.
Вступив на престол, Лев воздвиг над этим источником великолепный храм, дивно отделанный. Своды храма были украшены золотом, а стены — мрамором, и свет дня, отражаясь от сводов и стен, блистал вроде молнии.
В середине храма находился источник, к нему спускалось 25 ступеней; ширина источника была до 6 стоп, и в середине его окружал мраморный водоем, из которого удобно было черпать воду. В верхней части источника было мраморное круглое углубление, куда втекала влага, а затем через скважину изливалась в бассейн. Наверху, среди храма, стояла круглая, каменная чаша, а кроме того, продолговатый водоем, из которого у алтаря черпали воду для народа.
Храм назывался «Живоносный Источник», и в нем совершались бесчисленные исцеления.
Празднование «Живоносного Источника» установлено в пятницу Светлой Недели.
У «Живоносного Источника» 100 лет спустя после первого чуда получил исцеление от жестокой каменной болезни император Юстиниан по гласу Богоматери в ночном видении. Благодарный Юстиниан воздвиг новый, еще более роскошный храм с обителью для иноков; когда же он был разрушен землетрясением, император Василий Македонянин обновил его.
При взятии Константинополя турками храм был разрушен до основания, но источник продолжал привлекать к себе народ, даже турок, своей целебной силой.
В 1830 г. восстановлена из развалин древняя церковь, причем найдены прежние основания храма, но столь обширные, что они не могли послужить для устройства нового.
Когда копали землю для нового храма, нашли гробы двух людей, получивших великую милость Богоматери. Один из них, Феттал, отчаянно больной, велел нести себя к источнику и на пути, почувствовав приближение смерти, завещал брызнуть на него из источника водой. И, действительно, когда на мертвеца брызнули водой «Живоносного Источника», он воскрес и затем остался до конца своих дней иноком при храме. В другом гробу погребена была жена придворного сановника Елена, которая во время землетрясения взяла себе из храма две иконы, а потом по тайному гласу была принуждена возвратить церковное достояние.
Неисчислимы, как звезды небесные, как песок морской, чудесные явления Богоматери людям. Возьмем некоторые наиболее поразительные явления из жизни святых.
Когда Григорий Неокесарийский (240 г.) перед принятием епископства занимался изучением догматов веры и молился Богу и Богоматери о помощи, к нему явилась Приснодева с ап. Иоанном и поручила апостолу научить догматам Григория. Символ веры, полученный таким образом Григорием, был им передан Неокесарийской церкви.
Клирик Влахернской церкви, родом сириец, преподобный Роман (V-ro века), много терпел насмешек и презрения от товарищей за то, что он, состоя при столь знаменитом храме, не умел петь и читать. Накануне Рождества Христова, после жестоких насмешек, Роман упал в горячих слезах перед иконой Богоматери и этими слезами как бы насытился вместо хлеба. В таком положении он заснул. Ночью явилась ему Богоматерь, дала свиток и послала ему дар вдохновенных песней. В день Рождества Роман взошел на амвон и спел знаменитый и бессмертный кондак Рождеству Христову: «Дева днесь Пресущественного рождает». Патриарх посвятил его во диакона, а впоследствии Роман обессмертил себя написанием множества кондаков.
Преподобная Мария Египетская, когда еще была великой грешницей, пыталась войти в Иерусалиме в церковь, но всякий раз таинственная сила отбрасывала ее. Она помолилась перед иконой Богоматери в притворе храма, обещая раскаяться, и затем свободно вошла в храм. Когда она снова стала молиться перед иконой Богоматери, она услышала от иконы голос: «За Иорданом найдешь себе покой». Придя в указанное место, она, действительно, нашла себе спасение и возвысилась до равноангельской чистоты.
Св. Григорий, папа Римский (отец VI в.), передает трогательный рассказ о малой отроковице Музе.
Однажды ночью явилась ей в видении Пресв. Богородица, сопровождаемая такими же, как Муза, маленькими девочками в белых одеждах; и Муза почувствовала желание присоединиться к ним. Богоматерь спросила ее:
— Желаешь ли ты быть с ними и вместе служить Мне?
— Желаю, — отвечала Муза.
Тогда Богоматерь посоветовала ей воздерживаться от смеха и игр, не делать ничего легкомысленного, так как она через 30 дней будет взята на служение Ей.
Проснувшись, Муза совершенно изменилась: бросила, к удивлению родителей, детские шалости, рассказала им о явлении Богоматери и через 25 дней заболела, а в 30-й день, перед концом своим, увидала шедшую к ней Богоматерь, окруженную теми же детьми в белых ризах. На зов Богоматери она, потупившись, тихо произнесла: «Иду, Госпожа моя, иду», и детская, непорочная душа ее вышла из тела (память отроковицы Музы 16 мая).
Иоанн Дамаскин, первый министр калифа багдадского, ревностный защитник иконопочитания, был искусно оклеветан греческим императором Львом Исаврянином пред своим государем. Калиф, не разобрав дела, велел отсечь у Иоанна руку, которая будто бы писала Льву изменнические письма, и рука была вывешена на торжище. Вечером, по ходатайству друзей Иоанновых, рука была возвращена страдальцу.
Ночью, затворившись в своей молитвенной келье и приложив мертвую кисть руки к ее месту, Иоанн на коленях перед иконой Богоматери громко зарыдал и всей силой своей великой веры просил у Богоматери исцелить его руку для прославления православия и победы иконопочитания. В этой молитве Иоанн задремал и увидел Богоматерь, милостиво на него взиравшую. «Твоя рука здорова, — сказала Она, — более не скорби». Иоанн, проснувшись, сперва не верил себе, но рука была совершенно цела, только в месте прежнего отсечения оставалась красная нить.
Восторг Иоанна выразился тут же в спетой им знаменитой песни: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».
Устроив из серебра кисть руки, он приложил ее к иконе, перед которой молился, почему икона и получила название «Троеручицы».
Впоследствии, покинув двор, Иоанн сделался монахом. На него наложено было старцем, его руководителем, послушание, в силу которого он должен был заградить свои уста, воспевавшие духовные песни. Просьба одного инока написать погребальную песнь на усопших заставила его преступить это послушание, за что старец вознегодовал на него. Но Богоматерь, явившись старцу, велела ему разрешить молчание Иоанну.
По кончине прп. Иосифа Песнопевца одному из друзей его было видение, что из свода небесного выходят лики святых и Дева невыразимой красоты приказывает им принять душу Иосифа.
В Х-м веке было трогательное явление Богоматери, воспоминаемое церковью в одном из наиболее чтимых русскими праздников, в празднике Покрова Богоматери.
Однажды во Влахернский храм на всенощное бдение пришел блаженный Андрей. В 4 часу ночи увидал он величественную Жену, идущую от царских врат с сонмом святых; Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов поддерживали Ее под руки, а святые в белых одеждах частью шли впереди, частью за Ней, воспевая духовные гимны. Андрей спросил ученика Епифания:
— Видишь ли Госпожу и Царицу мира?
— Вижу, — отвечал тот.
И вот Богоматерь, стоя в воздухе, преклонила колени Свои и долго молилась, орошая лицо Свое пречистое слезами. Затем Она пошла к Престолу и стала здесь молиться. Окончив молитву, Она сняла с Себя бывшее на главе Ее блистающее покрывало и, с торжеством держа его пречистыми Своими руками, осенила им весь молившийся народ. Божия слава осеняла лицо Богоматери и весь величественный образ Ее. Таково было видение Андрея и его ученика.
Этот же знаменитый святой был восхищен в рай, где ангел показывал ему обители разных святых. Когда он спросил у ангела, почему не видит он в раю Богоматери, ангел сказал: «Ты хочешь видеть Пресвятую Царицу небесных сил. Ее здесь нет, Она отошла в многоскорбный мир помогать людям и утешать скорбящих».
Царьград неоднократно испытал на себе избавление от врагов силой Богоматери. Также и Афон, получивший имя «земного жребия Богоматери», видел немало примеров чудесной охраны и помощи Пречистой Девы. В Хилендарском монастыре хранилась та икона Троеручицы, от которой получил исцеление Иоанн Дамаскин.
Однажды в этом монастыре случились из-за выбора настоятеля большие разногласия. Они были прекращены непосредственным вмешательством Пресв. Девы. Трижды поутру в запертой и запечатанной церкви икона Троеручицы была находима на настоятельском месте. Иноки поняли, что Богоматерь желает Сама считаться Настоятельницей обители, и доныне в этом монастыре нет настоятеля, а избирается только «наместник».
Незабвенно участие, которое приняла в житейских нуждах иноков афонских Богоматерь при Афанасии, строителе Лавры.
В Лавре был голод, и часть братии разошлась. Афанасий остался один и, наконец, в отчаянии решился идти в другое место. Он отправился по дороге в Карею и после двух часов пути собирался присесть для отдыха, как вдруг встретил Женщину под голубым покрывалом. Он смутился, так как на Афоне вход женщинам запрещен.
— Куда идешь ты, старец? — спросила Жена. Несмотря на скромность одежды, тихий взор и кроткий голос, какое-то необыкновенное величие отличало встретившуюся.
— Кто Ты и как зашла сюда? — спросил Ее старец.
— Зачем тебе знать, куда Я иду?
— Я — здешний инок.
— Если ты инок, то ты должен быть доверчивее и обходительнее прочих людей. Я знаю твое горе и могу тебе помочь, но раньше желаю знать: куда ты идешь?
Афанасий доверил тогда Ей свою скорбь.
— И этого ты не вынес? — возразила встретившаяся ему Жена. — Из-за куска хлеба ты бросаешь обитель, слава которой не умрет до конца веков. Где твоя вера? Вернись, Я тебе помогу, тебя ждет избавление во всем, только не оставляй своего уединения.
— Кто же Ты? — спросил Афанасий.
— Та, Которой ты посвящаешь свою обитель и вверил свое спасение. Я — Матерь Господа Твоего.
Прп. Афанасий, с сомнением смотря на Нее, сказал:
— Боюсь поверить — враг спасения преобразуется в ангела светлого. Чем убедишь Ты меня?
— Видишь тот камень, — ответила Жена, — ударь по нему твоим жезлом, и узнаешь, Кто с тобой говорит. Отныне Я навсегда остаюсь Домостроительницей твоей Лавры.
Афанасий ударил жезлом по камню, и внезапно из образовавшейся трещины потек источник воды и по скату холма побежал к морю. Афанасий обернулся, чтобы пасть дивной Жене в ноги, но Она скрылась. Источник и поныне струится в диком лесу...
Одной из наиболее чтимых икон Богоматери на Афоне является икона «Достойно есть».
Между иноческими хижинами недалеко от Кареи стояла келья с маленьким храмом Успения Богоматери. В ней жил старец с послушником. Однажды старец пошел в Карейский храм, а ученик остался петь всенощную дома. Перед ночью послышался в келье стук, и вошел благолепный инок. Пришедший вместе с послушником стали совершать песнопения.
Послушник пел, по обычаю, древнее величание Богоматери, сложенное св. Косьмой Маюмским: «Честнейшую херувим», а гость его подпевал иное начало, а именно: «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего», и уже к этим, неизвестным дотоле, словам припевал: «Честнейшую херувим». Умиленный и словами, и звуками чисто ангельского голоса, послушник стал просить незнакомого ему инока, чтобы он написал ему начало заветной песни. Тот согласился, но пергамента и чернил не оказалось. Пришелец просил принести, по крайней мере, каменную плиту. Плита была принесена. Он четко и ясно написал на плите пропетые им слова. Подавая плиту иноку, он сказал: «Отныне всегда так пойте и вы, и все православные христиане». Затем он тотчас стал невидим. Об этом было передано монастырским старцам, и с тех пор ангельская песнь: «Достойно есть, яко воистину» вошла в церковный обиход и ежедневно воссылается в дар Пречистой Матери Божией в то небо, откуда была на землю принесена.
Опубликовано: 12/08/2011