Святый мучениче Трифоне, моли Бога о нас!
Юный чудотворец, прославивший Бога мученичеством своим, Трифон происходил из Фригии. Это был благодатный отрок. Он всегда был погружен в какие-то глубокие думы, был чужд обычных детских шалостей, не капризничал, как другие его сверстники, не был жаден, никого не обижал.
Бывало, ветер состроит из нагромождённых друг на друга облаков причудливые здания, и Трифон пристально смотрит в них, точно желая проникнуть туда, в высокую даль. Или, когда бесчисленные звёзды разгорались в тёмном небе, Трифон часами всматривался в них, как будто миганием своим они рассказывали ему какие-то священные и дивные тайны.
Когда он видел играющих детей, и кто-нибудь из них, бывало, зашибёт себе ногу или руку, он прибегал к ушибленному, заботливо брал его за руку, старался принести ему холодной воды, чтобы положить примочку на ушибленное место... Не раз случалось, что он возвращался домой без верхней одежды, которую отдал какому-нибудь бедному мальчику, встреченному им по дороге. Родители не бранили его, понимая, что весь он какой-то особенный...
И, когда шёл по улице отрок Трифон, высокий, тонкий, светясь каким-то огнём, снаружи просвечивающим сквозь истончённую оболочку его тела: внимательные люди приглядывались к нему, чувствуя, что прошёл человек исключительной духовной красоты.
В юном возрасте у Трифона в жизни была великая тайна, и эта великая тайна было — его близкое духовное общение с Божеством.
Через все, что было вокруг него: через блеск Своих звёзд, через лучи Своего солнца, через журчание Своих ручьёв, через пение Своих вольных птиц, через мягкие волны спеющей жатвы, растопленное золото заката, счастливое шествие весны: Господь говорил с отроком, искавшим Его... Любя Божие творение, отрок Трифон был и готов жить так долго, как повелит ему Бог и, в то же время, тосковал по небу, как тоскует без родителей привыкший к ним ребёнок, как бы ему в гостях ни было хорошо.
И так стремился отрок Трифон ко Христу, что благодать Божия вселилась в него, и он получил дар чудотворения, так что Бог в этом отроке совершал хвалу Себе не только из уст его, но и из чудес его.
И всякая болезнь исцелялась, и бесы бывали прогоняемы от людей святым отроком Трифоном, и вот — одно из чудес его.
Римским царством правил тогда император Гордиан. Хотя и идолопоклонник, он не гнал христиан. У него была дочь красавица, мудрая разумом, по имени Гордиана. Она достигла уже брачного возраста, и многие могущественные люди желали обручить её со своими сыновьями за её красоту, разум, богатство. В эту девицу, по попущению Божию, вошла нечистая сила, мучившая её постоянно, ввергая её в огонь, и в воду.
Искуснейшие врачи не оказали помощи, и, наконец, из больной раздался голос: «Никто меня не может изгнать, кроме Трифона отрока».
И тогда царь разослал по всей вселенной гонцов, чтобы отыскали отрока Трифона. Многие находились Трифоны, всех их доставляли к царскому дворцу, но никто не мог освободить от ужасного недуга царскую дочь.
Наконец, отрок Трифон был найден во Фригии...
Луг, покрытый изумрудной травой, весь блестел на солнце и ярко выделялось на нем белое оперение гусей.
Крупные жирные птицы, важно переваливаясь, медленно ходили всем стадом по лугу, выгибая шеи и роясь в земле своими жёлтыми носами.
Предоставив им свободу, пастушок Трифон задумчиво смотрел по сторонам. Все окружавшее его было ему так давно знакомо.
Он знал этот луг, мягким уклоном спускавшийся к ручью, и разбросанные по нему одинокие деревья, и видные там, наверху склона, здания родного селения, знал это безоблачное небо в золотых солнечных нитях, — знал и лишний раз любовался всем этим, и в душе его слагалось то настроение, которое так хорошо выражено в словах одной молитвы: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудесь Твоих».
И, не молясь словами, душа его молилась, потому что весь он стремился к престолу Божию, туда, в высоту, откуда раздалось творческое слово, вызвавшее к жизни всю эту сверкающую пред ним красоту мира...
В раздумье своём он не заметил, как, быстро махая руками, бежало к нему несколько детей из селения. Только громкие голоса их вывели Трифона из его задумчивости.
— Трифон, иди скорей домой, ищут, пришли из Рима за тобой, пришли...
Трифон вздрогнул. Дети в это время уже подбежали к нему и окружили его кольцом. Они были, по-видимому, очень взволнованы. Их очень занимала эта необычайная новость в жизни Трифона.
— Ну, да, — кричали они наперерыв, — за тобою из Рима пришли и взять тебя хотят.
Трифон пошёл за ними. Что-то грустное было в том взоре, которым он оглядывал знакомую картину луга, точно навсегда с нею прощался. Его счастливое детство кончалось, и начиналась пора подвига, а потом и страдания.
Трифону было шестнадцать лет, когда его привели в Рим. Нечистая сила, мучившая царскую дочь, предузнала приход его, и мучения несчастной стали ещё более жестоки.
— Не могу здесь дольше жить, — взывал нечистый дух. — Трифон приближается и придёт сюда на третий день... Не могу более терпеть...
Так кричал лукавый дух и оставил больную.
Трифон, действительно, пришёл на третий день. Когда он был приведён в царские палаты, то был ласково принят царём. Царь понял, что он есть желанный Трифон, — из слов нечистого духа, что он придёт на третий день. Но царю хотелось испытать, он ли есть исцелитель его дочери, и царь просил его показать им духа искусителя так, чтобы они могли его видеть своими глазами.
Шесть дней пробыл Трифон в посте и молитве и, получив свыше еще большую власть над нечистыми духами, в седьмой день на восходе солнца призвал к себе царя с его синклитом.
Исполнившись силы Святого Духа, умственными очами смотря на невидимого Бога, Трифон сказал: «Тебе говорю я, дух нечистый, во имя Господа моего Иисуса Христа, явись очевидно здесь находящимся, покажи твой скверный образ и исповедуй твою немощь».
И вот, явился демон в образе чёрного пса, с огненными очами и головой, влачащейся по земле.
— Кто тебя, демон, послал сюда? — спросил его святой, — чтобы ты вошёл в эту отроковицу, и как дерзнул ты войти в тварь, созданную по образу Божию, будучи сам безобразен, немощен, исполнен всякой мерзости?
— Я послан, — отвечал ему дьявол, — от моего отца: он мне велел мучить эту отроковицу.
— А кто дал вам власть посягать на создания Божии?
— У нас нет власти над теми, — отвечал демон, которые ведают Бога и веруют в Единородного Сына Его Иисуса Христа, за Которого здесь умерли в Риме апостолы Пётр и Павел. От тех мы бежим со страхом, разве будет попущено извне испытать их лёгкими искушениями. А кто не верит в Бога и Сына Божия и творит дела угодные нам, над теми мы получаем власть.
С ужасом смотрел царь на это ужасное зрелище и с ужасом слушал страшное признание нечистого, а святой Трифон велел духу отойти во ад, и он исчез.
Многими дарами одарил царь святого и отпустил его с миром в его землю.
Блаженный отрок все полученное от царя раздал по пути нищим и сам, вернувшись домой, продолжал упражняться в обычных делах милосердия, исцеления недужных и угождения Богу святою непорочною жизнью.
После царствования Гордиана настало царствование Филиппа. Но и он правил недолго и был убит своими воинами, а потом воцарился царь Декий, который воздвиг лютое гонение на христиан.
Страдания мученика Трифона начались в городе Никее.
После разных пыток мучивший его начальник Аквилин, отправляясь на охоту, велел влачить за собою мученика, привязанного к коню... Пальцы ног его отвалились, так как вследствие страшной стужи он их отморозил и, кроме того, конские копыта, наступая на него, били его по ногам. А мученик, взирая к Богу и согреваясь любовью к Нему, как бы не чувствовал этой муки. И молился он словами псалма: «Стопы моя направи по словеси твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие»... Ещё говорил он: «Господи, не поставь им этого во грех».
Во время одной из пыток внезапно осиял мученика небесный свет, и прекрасный венец лучей сошёл на главу его, так что мучители его пали в страхе. Наконец, мученик был осуждён на смерть от меча. Когда он был приведён на место казни, то, став лицом к востоку, он помолился Богу, говоря: «Господи, Боже богов, Царь царствующих, Святейший выше всех святых, благодарю Тебя, что Ты сподобил меня совершить до конца этот подвиг... И ныне молю я Тебя, чтобы не коснулась меня лукавая рука врагов невидимых. И введи меня через святых Твоих ангелов в возлюбленные селения и соделай меня наследником вожделенного Твоего царства... Прими в мире душу мою. Всех же, кто меня, раба Твоего, будет вспоминать и в память мою принесёт Тебе святые жертвы: услышь их с высоты святыни Твоей, и призри на них от святого жилища Твоего, подавая им изобильные и нетленные дарования, ибо Ты Один благ, Ты один щедрый Податель во веки веков «... И во время молитвы святого, прежде, чем коснулся его смертоносный меч, Господь принял его святую душу в Свои руки, а честное тело его осталось мёртвым на земле.
Никейские христиане, обвив тело его чистой плащаницею и помазав ароматами, хотели схоронить его у себя в защиту своему городу, но святой явился им в видении и велел перенести его мощи в родной ему город Кампсаду, во Фригии.
Так юный мученик, святой Трифон, с детства освящённый Богом, привёл ко Христу множество людей и, бесчисленные болезни врачевав в людях, после многих мук, принятых за Христа, был увенчан нетленным венцом от Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице Бога...
Святой мученик Трифон пользуется великим уважением русского народа. Он принадлежит к тем немногим святым, которые перед отходом своим от земли молились Богу о том, чтобы Господь услышал тех, которые после их конца будут призывать их имя.
В России мученик Трифон изображается верхом на белом коне, с соколом в руках.
Вспоминается при этом, какую страшную казнь претерпел юноша, когда, привязанного к коню, его влекли на охоту вслед за мучившим его тираном.
Вспоминается ещё одно событие, происшедшее в нашей Poccии во дни первых Романовых. Один из царских сокольничих потерял любимого царского сокола. Опасаясь царской опалы, несчастный не мог найти себе места и скитался в тех рощах, где он выпустил сокола, надеясь, не вернётся ли сокол в эту рощу. После долгих и бесплодных поисков он слёзно стал молиться мученику Трифону, к которому имел большую веру, и изнеможённый уснул. Во время этого сна явился сокольничему чудотворец Трифон в виде юного отрока со светлым приветливым лицом, на руке у него сидел сокол. Проснувшись, сокольничий увидал близ себя сокола, который позволил взять себя на руку.
Благодарный сокольничий воздвиг на месте сновидения, в благодарность своему избавителю, храм во имя мученика Трифона. В этом храме есть образ с частью мощей мученика Трифона, и редко, зайдя в эту церковь, вы не услышите в ней звуков молебна. По преданию, великомученик Трифон имеет благодать помогать в бедах, подобных той, от которой избавил сокольничего.
С детства отдаться Христу и в детских годах стать чудотворцем, безбоязненно исповедать Христа пред правителями и пред толпами народа, претерпеть лютейшую казнь, и, быв при жизни милосердным ко всем, в предсмертной молитве подумать о будущих людях, которые станут звать его к себе на помощь, и в этот час мученической смерти, когда молитва мученика так высока и действенна пред очами Божиими, испросить услышания всем тем, которые призовут его в будущих веках на помощь, и за тем остаться живым для людей, в этом ореол сбывающихся обещаний, в этой непрестающей цепи чудес: какое счастье, какой чудный удел!..
Опубликовано: 14/02/2014