Светлый Покров. Умное небо
Есть небо над нами с голубой и глубокой прозрачностью; оно наполнено несчётных звёзд, пламенеющих светочей. Только не ведают неба те, кто томятся в пещерах и в подземельях, те, кто закрываются от его нерукотворного купола кровом своего очага. В просторе полей, на горных вершинах открывается небо человеку, и в душе тогда загораются звезды и в сердце проникают посланные ими лучи.
Но есть и небо духовное, которое открывается в прозрачности богообразного бессмертного духа. Однако и оно нам неведомо и невидимо, когда застлана прозрачность тяжёлыми чёрными тучами, клубящимися над нашим страстным естеством. И лишь тогда, когда разрывается та густая пелена, нам является глубокое синее небо с возжжёнными в нем вечными светилами.
Те, у которых очищена душа и ясен в ней воздух, те видят и знают это небо, которое насмешливо и злобно отвергают люди с замутнённой душой и леденеющим сердцем. Долог извилистый путь восхождения и труден его подвиг, но поднявшиеся на высоты видят восход солнца и его величественный заход, в горном воздухе близки светила, и, нисходя с вершин восхождений, они говорят нам о виденном на высоте.
Так боговидец Моисей на своём осиянном челе приносил славу Божию вместе с научением заповедей Господних.
Одно из таких умных видений, которые доступны чистой и святой душе подвижника, запечатлела для верующих ныне святая Церковь. Святому Андрею Юродивому в храме, на молитве, во время всенощного бдения, отверзлись небеса, и он узрел Богоматерь, молящуюся за люди и простирающую свой светлый покров над грешным миром и падающим человеком. Это было видение. Его дано было видеть и его ученику Епифанию, приобщившемуся духовной славе преподобного. И непрелестную правдивость этого видения нам засвидетельствовала святая Церковь, установив торжественное празднование великого события в жизни верующих.
Когда Богоматерь ушла от земли к своему Сыну и закрылись небеса, её принявшие, то христиане, без особых откровений и нарочитых засвидетельствований, постигли сердцем, кого они теперь имеют в небесах — превысшую всех тварей, славнейшую без сравнения серафим, но и ближайшую к человеческому роду, воистину Дочь человеческую, но вместе и всеобщую Мать. Ибо Мать Богочеловека и Всечеловека, нового Адама, есть и Мать всего человечества, и пронзённое оружием материнское сердце, изведавшее всю человеческую скорбь, изведавшее Голгофу, слышит всякую мольбу и чувствует всякую скорбь.
Нет слов выразить величие и высоту этой Матери, но и её близость и доступность человеческому созданию. Посему единодушно, в священном восторге воспела святая Церковь молитву к Богородице: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»
Нет ближе к Богу из всего тварного мира Богоматери. Она возглавила весь человеческий род — таинственная лествица восхождения от дольнего к горнему. Она предстательствует о всем человечестве, она приносит мольбу о всех её призывающих — ведущих и неведущих. Примечательно, что все почитание Богоматери возникало не из писаного слова, но из откровений любящего сердца и его прямых удостоверений. Все учение о ней соткалось из облака молитвенного фимиама, в укор тем окаменелым сердцам, которые не хотят верить, если не видят письменного свидетельства. Но сама Богоматерь дала о себе то удостоверение, какое нужно для любящего и верующего сердца. Она явила себя молящейся за люди своя со слезами и простирающей над ними свой покров, осеняющий всех покрывалом главы своей.
Это видение преп. Андрея посему явилось догматическим событием в церковном сознании. Впервые после Успения явлена была жизнь Богородицы по вознесении её на небо, жизнь любви, молитвы и бдения. Восклоните главы выше, молящиеся Богоматери, ибо она слышит ваши мольбы и делает их своею всесильною молитвою. Она молится непрестанно — не о себе, ибо о чем она имеет молиться во славе своей, но о нас. Её пречистый лик орошается слезами — не о себе, ибо о чем она может изливать слезы в небесной радости своей, но о нас, скорбных, немощных, несчастных. Она осеняет и ограждает нас своим покровом, над этим небом простирается её Богородицыно небо, её светлый покров. Своё покрывало, облекавшее священную её главу и ниспадавшее на рамена, простирала она над миром, как архиерейский омофор, — символ силы любви молитвенной и власти премирной.
Оставьте страх, малодушные, отбросьте уныние, унывающие, вы под её покровом, вы под её защитой! Да радуются сердца радостью Богоматери. Этой радостью загорается ныне и наше холодное сердце в храме при радостных звуках священных песнопений.
Но помыслим, что совершается в небе и чего мы не видим, но что видит и знает Церковь Духом Святым. Если бы у каждого из нас отверзлись очи, как у блаженного Андрея, и он бы своими духовными очами зрел бы и ужасался, какой радости, какого ликования исполнились бы наши сердца, каким воплем радования огласился бы сей храм!
Но не нужно искушать Бога и требовать знамений даже и мыслью своей, ибо и без сего имеем мы неменьшую достоверность, чем прямое зрение. И, не зря очами, но веруя сердцем, да приобщимся мы к радости Покрова Богоматери и, пребывая в его осенений, взываем: «Радуйся, радосте наша! Прими и нас под сень твоего омофора!».
Памятуемое событие совершилось в Константинополе во Влахернской церкви, в Византийской державе, в начале десятого века, но празднование его, не удержавшееся в греческом народе, воспринято было с каким-то особым молитвенным восторгом далёким северным народом, тогда ещё находившимся в язычестве.
Для русского народа день Покрова Богородицы соделался одним из самых чтимых праздников. Живое чувство Покрова стало особенно дорого русской душе. Видение преп. Андрея сделалось особливо желанным для русского народа, и он, возлюбив это видение, и любовь свою выразил и выражает радостным и торжественным чествованием этого события.
Нет случайностей или капризов в области духовной. Покров Богоматери простёрт над всем миром, но его знают и чувствуют с разной силой, и русскому православному народу дано было его узреть духовными очами. И, повинуясь этому безотчётному зову своего сердца, он стал строить храмы, освящённые памятью этого события, и одной из излюбленнейших икон стало его изображение.
Так было. Есть ли теперь? Этот вопрос жжёт и мучит русское сердце. Сохранилось ли для нас духовное небо, которое закрыто ныне от нас кровавыми испарениями, ядовитыми миазмами, трупным зловонием и чадом богохульства, в котором мы задыхаемся.
Если мы не видим светящегося покрова, значит ли это, что он не простирается над нами? Не поддадимся запугиванию злых сил! Да будет далеко от нас это богохульство! Богоматерь там, где человеческое горе и страдания. Она проливает слезы, молясь о грешном мире. Она проливает слезы над грешной Русью. И если мы ввергнуты в необъятную пучину горя и испытаний, тем ближе к нам её молитвы, тем плотнее распростёрт лучевой её покров.
Не оставит Богоматерь русского народа у его креста, на его Голгофе. И пусть будет далека от нас эта малодушная мысль, что весь русский народ сделался жертвой злых чар. Нет, и ныне, как встарь, доступно нам чудесное явление преп. Андрея, и ныне раскрывается умное небо чистому сердцу, и, омытое слезами и очищенное страданием, внемлет оно Богоматерней молитве.
Вверимся её молитве, защитимся её светлым покровом! Тьма уже дрогнула пред немеркнущим светом, свет борется и побеждает тьму!
Опубликовано: 30/09/2011