Почему ты ещё не крестился?
[1] [2] [3] [4] [5]
Возражение 11: Ну там что-то есть, но сейчас мне это не нужно. У меня семья, работа, а все это... Вот попаду туда и все узнаю. Да тем более, что оттуда никто не возвращался. А ещё некоторые говорят, что все равно на небо пойдут.
Конечно, если тебе не нужна Истина, то сказать мне тебе нечего. Ты больше не принадлежишь к роду человеческому. Ведь даже определение нашего вида homo sapiens «человек разумный». А разум, отказавшийся от понятия Истины, отказывается от самой своей сути. Ведь если абсолютной Истины не существует, тогда вообще не существует никаких реальных знаний. Человек тем и отличается от животных, что способен подняться над уровнем «чего пожрать и с кем поспать». Если ты утратил желание узнать конечную цель своей жизни, тогда и все твои дела бессмысленны, и никакого толка ни от семьи, ни от работы нет и не будет никогда. Все твои достижения сожрёт чудовище смерти, а от тебя не останется даже могильного праха. Да, ты прав. Попадёшь туда ты и все узнаешь. Но помни, что смерть ставит точку на свободе твоего выбора. И все то знание, которое ты приобретёшь, уже будет для тебя бесполезным. Ты увидишь и Бога, и узнаешь, что есть ответственность за твои дела. Но все это ведение послужит только к твоему вечному горю. Как говорил Господь Христос: «Там будет плач и скрежет зубов». Плач от безвозвратно утерянных возможностях, от которых ты отказался по своей близорукости и глупости.
Ты говоришь, что никто оттуда не возвращался. Но зачем же врать себе самому? Оттуда возвращались сотни и тысячи. История человечества показывает множество случаев воскресения мёртвых. И самое великое из этих свидетельств — это Воскресение Христово. Более пятисот свидетелей видели Воскресшего (1 Кор. 15), многие из которых засвидетельствовали своей смертью подлинность этой вести. (Причём, подлинность в прямом смысле этого слово. Ведь «подлинный» означает показания, полученные под линами, бичами). И как ты можешь не верить столь великому множеству людей только потому, что тебе лень задуматься? Это признак глубокой бесчестности и неразумия.
Возвратились многие. И одна из составляющей их Вести — это утверждение, что от нашей жизни сейчас зависит наша вечная участь. Да, вовсе не все попадают на небо. Там нет места для тех, кто не принял спасения. Над неверующими во Христа нависает меч гнева Божия. Те, кто не родится от воды и Духа, не войдёт в Царство небесное (Ин. 3; 5). Кто не исполняет волю Господа, того участь в озере, горящем огнём и серой. Такова реальность, и как смешны будут твои оправдания, «мол, мне было некогда и не интересно», когда придёт время Суда. Бог не человек, чтобы Ему лгать. И не думай, что Его угрозы — это только запугивание непокорных.
Возражение 12: Мне в храме становится плохо, особенно от ладана. У вас нет скамеек, жарко. Не то, что у католиков!
Конечно, это возражение нельзя назвать серьёзным, но для многих соображения комфорта важнее вопроса вечного спасения. Однако Бог не хочет гибели и отверженного, а Христос не переломит и надломленного жезла, и не угасит льна курящегося. А раз ты уже попробовал заходить в храм, значит, хоть какое-то стремление в Высочайшему Благу теплится в твоей душе.
Итак, почему человеку может становиться плохо в церкви? Ответом может быть и естественные причины: на праздники, когда «захожане» посещают храмы, те битком забиты людьми. Ведь на самом деле священных мест крайне мало для такого множества христиан. И поэтому действительно многим становится просто душно. Иногда бывает, что в бедных храмах кадят некачественным ладаном.
Но причины эти на самом деле не основные. Ведь часто встречается такая ситуация, что людям становится плохо и в совершенно пустом храме. Христиане прекрасно знают духовные причины этого явления.
Дело в том, что, по словам Библии, храм — это место, на которое «очи Господа отверсты день и ночь» (3 Цар. 8; 29). А теперь вспомним о том, что эти глаза ярче десяти тысяч солнц, и Он видит все происходящее во мраке (Сир. 23; 27—28) и испытывает сердца и утробы (Апок. 2; 23). А теперь давай подумаем, все ли душа желает показать Богу? Не скрывается ли у тебе желание иметь в сердце закуток, куда не желаешь пускать никого? А именно в этом источник отторжения храма, полного Божественного Присутствия. Твой дух чувствует силу Господню и по гордыне отбрасывает благодать. Но не только человек отворачивается от Господа, но и Сам Господь отталкивает нечестивца. Ведь сказано, что «гордым Бог противится» (Иак. 4; 6). Подобные случаи известны и из древности. Так Мария Египетская, которая была блудницей, попыталась войти в Храм Гроба Господня в Иерусалиме и поклониться Животворящему Кресту. Но невидимая сила отбросила её от ворот церкви. И лишь после того, как она раскаялась и обещала больше никогда не повторять своего греха, Бог допустил её в дом Свой. Так же и из нашей практики мы видим примеры, когда наёмные убийцы и проститутки не могли выносить запаха ладана и падали в обморок. Особенно часто такое происходит с теми, кто занимается магией, астрологией, экстрасенсорикой и другими формами бесообщения. Мы видели, как некая сила скручивала их в самые важные моменты Службы, и из храма их забирали на карете «скорой помощи». Тут мы сталкиваемся с ещё одной причиной отвержения храма.
Не только ты, но и те, кто за тобой, не желают встречи с Творцом. Во время таинства Крещения священник изгоняет злого духа «сокрытого и гнездящегося в сердце» человека. Именно эти нечистые сущности, некогда ангелы, а ныне бесы, мешают человеку войти в храм. Они отнимают силы у стоящего в церкви. Ведь один и тот же человек может часами сидеть в «качалке» и не способен десять минут провести в присутствии Творца. Очевидно, что только Сам Бог может помочь тому, кто захвачен дьяволом. Но помощь эта придёт лишь тогда, когда человек пожелает измениться и жить по-Божьи. А так твои рассуждения на самом деле есть только повторение вражеской агитации. А зачем тебе повторять, как попугай, слова тех, кто желает твоей гибели?
Ну, а что касается скамеек, так это вопрос вообще не принципиальный. Православные греки имеют сидения во всем храме, у русских их нет. Кроме того, если ты болен, то никто не мешает тебе сесть на скамьях, расположенных сзади почти каждого храма. Тем более, что по богослужебному Уставу Русской Православной Церкви на праздничной вечерней службе прихожане могут сесть семь раз. В конце концов, если тебе тяжело стоять всю службу, а все скамьи заняты, то никто не мешает тебе принести с собой раскладной табурет. Вряд ли кто-то будет тебя осуждать за это. Единственно только — надо встать на чтение Евангелия, Херувимскую песнь, Евхаристический канон и ещё около десятка важнейших моментов службы. Но думаю, что это не составит проблемы ни для кого. Инвалидов эти правила вообще не касаются. Но ещё раз повторю, что все эти возражения совершенно не серьёзны и не могут быть причиной отказа от Крещения и церковной жизни. Что такое гудящие ноги по сравнению с вечной жизнью?
Возражение 13: У вас крестят в грязных купальнях. Да и причащаются все из одной ложки. Это не гигиенично.
Этот вопрос — конечно, наследие коммунистической пропаганды. Ведь на самом деле не было ни одного доказанного случая заражения через крестильную купель или Чашу причастия. Итак, если за две тысячи лет никто не заболел, то почему исключением должен быть ты?
Вообще вопросы гигиены поднимаются как — то выборочно. Все знают, что крайне негигиенично ездить в метро. — Спокойно можно заразиться туберкулёзом, чесоткой и другими заболеваниями. Тысячи людей ежегодно заболевают в общественном транспорте гриппом. но почему-то из-за этого никто не начинает ходить пешком. А когда речь идёт о получении вечной жизни, то дьявол сразу напоминает о гигиенических нормах. А они, кстати, впервые введены именно в Библии. Так ещё в Пятикнижие Моисея было запрещено после прикосновения к мертвецу или заболевшему делать что-либо, не обмывшись и не выдержав определённый срок (Лев. 13; Числ. 19; 11—22). И поэтому в наших храмах было чисто даже тогда, когда везде царила грязь. У нас моют купель перед каждыми крестинами и замывают Чашу после Литургии. Конечно, никто не будет обрабатывать храм хлоркой, но ведь так не делают ни в домах, ни в офисах. Так зачем вводить в церквах нормы лазарета?
Но самое главное, в доме Бога мы надеемся на Того, Чьё имя Источник Чистоты и Врач душ и тел. Если богоявленская вода не цветёт годами (я думаю, ты слышал об этом чуде, происходящем ежегодно во всех церквах, которое вовсе не связано с добавлением в воду серебра. Все серебряные кресты у нас поотнимали ещё большевики, и в редких храмах их найдёшь. Да и о каком растворении серебра может идти речь, если, например, в храме Петра и Павла в Ясеневе воду приходится завозить пожарными машинами, так что каждый час священникам приходится заново освящать те тонны воды, которые тотчас разбираются. Однако вся вода эта не гниёт годами!), то почему ты считаешь, что соприкосновение со святыней может повредить тебе. Впрочем, повредить оно может, но не по причине негигиеничности, а потому, что твоя душа, осквернённая грехом, не захочет принять благодать. Апостол Павел предупреждает: «Кто ест и пьёт (Причастие — с. Д.) недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает. Ибо, если бы мы судили себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осуждёнными с миром» (1 Кор. 11; 29—32). Так что, если не желаешь заболеть в храме, покайся в своих злых делах и не повторяй их больше, и зло не приблизится к тебе. Впрочем, не думай, что, не ходя в церковь, ты останешься безнаказанным. В Ветхом Завете описывается случай, когда Корей, Дафан и Авирон подняли восстание против Бога и Моисея. Когда же их позвали к скинии (палаточному храму), они отказались идти. Тогда земля отверзла свои уста, и они сошли во ад живыми (Числ. 16). Также и сейчас бандиты и воры, не ходящие в храм, не остаются без наказания Божия. Насильственная смерть находит их в подъездах и в машинах.
Но вернёмся к вопросу о негигиеничности. Против твоего рассуждения о том, что во время Таинств можно заразиться, скажу обратное. Во время Крещения, Причастия и других Таинств можно исцелиться не только душой, но и телом. В качестве примера расскажу два случая, произошедших недавно с одним священником. Первый случай произошёл в Институте трансплантологии. Там ему пришлось крестить женщину с пересаженной почкой, у которой начался процесс отторжения. Она была настолько плоха, что крестить её пришлось по сокращённому чину («страха ради смертного»). И что же, когда спустя две недели священник вновь был в институте, он спросил об её судьбе. Оказалось, что в сам день Крещения. сразу после Таинства, почка прижилась, и показатели у этой женщины были настолько хорошие, что её уже выписали.
Второй случай произошёл на Крутицком подворье 13 мая 2003 года. Священнику пришлось крестить мальчика Александра, у которого, после хождения по экстрасенсам, температура в течение трёх месяцев не сбивалась ниже 38 градусов. Во время таинства на ребёнка было жалко смотреть. У него было 38,5. Его бил озноб. И вот, после Крещения, когда его привели домой, он попросился спать, и после пробуждения оказалось, что у него температура 36, 6. И он совершенно здоров. С тех пор эта болезнь к нему больше не возвращалась. Подобных примеров у нас очень много, и мы видим, что Бог действительно силен не только очистить купель, но и исцелить крещённого в ней Своей безмерной силой. Так что на вопрос о гигиене надо ответить вопросом: «кто сильнее — Бог или вирус?» Думаю, ответ очевиден. Так что не надо поддаваться старой коммунистической пропаганде.
Возражение 14: У вас в храме все такие злые, сердитые. Бабки шипят и ругаются. А ещё христиане. Я таким быть не хочу. Вот у меня знакомый православный, а пьёт и ведёт себя не лучше некрещёного. Так какая разница?
А ты не будь злым и сердитым. Разве тебя кто-то заставляет быть таким? Разве при входе в храм от тебя требуют надеть боксёрские перчатки? Не шипи и не ругайся сам, и тогда сможешь и других исправить. Как говорит апостол Павел: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает?» (Рим. 14; 4)
Твои возражения были бы правильны, если бы священники учили бы ругаться и склочничать. Но ведь это не так. Ни Библия, ни Церковь, ни Её слуги никогда не учили этому, а скорее, наоборот, на всякой проповеди и песнопениях нас призывают быть кроткими, милостивыми. Так что это не причина отказываться от Крещения. Подумай, что ведь в храм приходят люди не с Марса, а из окружающего мира. А в нем как раз и принято ругаться, да так, что иногда у мужиков и русского слова не услышишь. Один мат (Кстати, его в храме как раз и нет. Можно сказать, что церковь — единственное место закрытое для матерщины). В миру принято быть сердитым и своё раздражение выливать на окружающих, называя это борьбой за справедливость. Разве не сталкивался ты с руганью в метро? А чем занимаются старухи в поликлиниках, как не перемыванием костей окружающих, начиная с президента, кончая последней медсестрой? И ты считаешь, что именно эти люди могут, войдя в храм, по мановению волшебной палочки измениться, стать кроткими, как овечки? Нет, Бог дал нам свободу воли, и без нашего усилия ничего измениться не может. Это только колдуны лгут, будто могут без согласия человека сделать из пьяницы трезвенника. На деле такого не бывает. (Если человек после кодировки и бросит пить, то обычно только на время, а потом бывает или ещё более страшный запой, или самоубийство. Автору приходилось многократно сталкиваться с такими случаями во время служения в наркологической больнице). Истинное исцеление находится действительно только в Церкви, но сам этот процесс не одномоментный и происходит не без воли самого человека.
Мы всегда в Церкви только отчасти. Иногда часть эта очень большая. — И тогда человек называется святым, иногда поменьше. Иногда человек держится за Бога лишь мизинчиком. Но всему Судья и Оценщик не ты, и не я, а Господь. Пока есть время, есть надежда. А до окончания картины как можно об ней судить, разве только по законченным частям. Такие части — это святые. По ним и суди Церковь, а не по тем, кто ещё не закончил земного пути. Недаром говорится, что «конец венчает дело».
Церковь сама называет себя больницей (на Исповеди говорится «понеже пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши»), так разве разумно ожидать, что Её заполняют здоровые. Здоровые есть, и находятся они на небесах. Вот когда все желающие исцелиться воспользуются услугами Её, тогда Она явится во всей Своей красе. Святые — вот кто ясно показывает мощь Бога, действующего в Церкви.
Напоследок можно сказать и ещё одну вещь. Людей нельзя сравнивать между собой ещё и потому, что у них разный исходный багаж, один воспитан в семье священника, а другой — у алкоголиков. Один здоров как бык, а другой еле ноги переставляет. Одного невозможно сломать и тирану, а другого воля слаба, как тростиночка. И как ты будешь их сравнивать? Представь себе человека, выросшего в притоне, слабовольного, и вот он приходит в Церковь. Быть может, вначале для него подвигом будет хотя бы два дня в неделю быть трезвым. Его, может, ведёт от одной рюмки, а предъявляешь к нему требования, как будто он имеет характер Александра Македонского. Подожди немного, дай место действовать Богу. Может, пройдёт год, и он устыдится своего беззакония и станет лучше тебя. «Не суди, и не судим будешь» (Мф. 7; 1), — сказал Христос. И слова Его — истина.
Так что не смотри на окружающих. Ты ведь пришёл не к ним, а к Творцу, крестись и живи по-христиански, и ты сможешь даже в самых неприятных людях увидеть сияющий из-под груд духовного мусора образ Божий.
Возражение 15: У вас в храме ничего не понятно. Служат на непонятном языке.
Ну и что? Даже если так. Ведь служба предназначена не для миссионерства среди неверующих, а для самих верующих. Нам, слава Богу, если мы внимательно молимся, все становится понятным уже через месяц — полтора постоянного хождения в храм. Но глубины богослужения могут раскрываться спустя годы. Это действительно удивительная тайна Господа. Мы имеем не плоскую проповедь протестантов, а, если угодно, вечный университет, в котором богослужебные тексты — это учебные пособия, а Преподаватель — Сам Господь. А теперь подумай, ведь если ты заглянешь на лекцию пятого курса мехмата МГУ, ты тоже можешь не понять сперва ни слова, но разве из этого следует, что математики и физики должны переходить на обычный язык, или что не надо поступать на этот факультет. Наоборот, если все было бы понятным, значит обучение бессмысленно. Ты и так уже знаешь все, о чем говорят. Поверь, что наука жить с Богом не менее сложна и изящна, чем математика, так позволь ей иметь свою терминологию и свой язык.
А с другой стороны, церковнославянский язык — это не латынь и не санскрит. Это священная форма русского языка. Потрудись немного, купи словарь, несколько книжек, выучи полсотни слов и поймёшь, а труд твой окупится сторицею. Во время молитвы тебе легче будет сосредоточиться на Боге. Твои мысли не будут по законам ассоциации ускользать куда-то вдаль. И таким образом славянский язык улучшает условия для богообщения, а ведь именно для этого мы приходим в церковь. Что же касается получения информации, то она передаётся в храме на обычном языке. Мне не приходилось видеть ни одного проповедника, который говорил проповедь по-славянски. Так что в Церкви все соединено мудро. И древний язык молитвы, и новый язык проповеди.
И наконец, для самих православных славянский язык дорог тем, что он даёт нам возможность максимально точно слышать Слово Божие. Мы в буквальном смысле можем слышать букву Евангелия, потому что грамматика славянского языка почти тождественна греческой, на котором и дано нам Откровение. Поверь, что как в поэзии и юриспунденции, так и в богословии, оттенки смыслов часто меняют суть дела. Думаю, что всякий, увлекавшийся литературой, понимает это. И в детективе случайно оброненная спичка способна изменить ход расследования. Точно так же и для нас драгоценна сама возможность услышать как можно точнее слова Христа.
Конечно, славянский язык для нас не является догматом. Во Вселенской Православной Церкви богослужение совершается более чем на восьмидесяти языках. И даже в России возможет отказ от славянского языка. Но произойдёт это лишь тогда, когда для верующих он станет столь же далёким, как для итальянцев латынь. Тогда мы создадим новый, священный язык, максимально точно переводящий Библию и не дающий нашему уму ускользать на страну далече. Церковь же до сих пор жива и имеет силы оживить любого входящего в Неё. Войди же! Дверь открыта!
Возражение 16: Я столько сделал зла, что Бог меня не простит. Мне все равно в ад идти. Так что буду жить, как жил.
Эти слова — прямое дьявольское искушение! Не слушай врага, который хочет сожрать тебя. Он лжёт, потому что он лжец и отец лжи! Это не твои мысли, а вражеская агитация. Как можешь ты не верить Богу? Он сказал таким, как ты: «вы говорите так: „преступления наши и грехи наши на нас, и мы истаиваем в них: как же мы можем жить?“ Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог, не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам?... Когда скажу беззаконнику: «ты смертью умрёшь», и он обратится от грехов своих и будет творить суд и правду.. будет ходить по законам жизни, не делая ничего худого, — то он будет жив, не умрёт. Ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему: он стал творить суд и правду, он будет жив» (Иез. 33; 10—11; 14—16). Христос умер за тебя на кресте, и неужели ты думаешь, что твои грехи сильнее Божьего милосердия? Нет, и ещё раз нет! Апостол Павел до Крещения был лютым гонителем христиан и участвовал в убийстве св. Стефана. Пётр, ближайший ученик Христа, отрёкся от Него трижды и был прощён. Царь Давид совершил прелюбодеяние с убийством, покаялся и остался пророком. Царь Манасия перепилил пророка Исаию деревянной пилой, залил Иерусалим невинной кровью от края до края, в храме Божием сделал блудилище и поставил идолов, и после этого, находясь в плену, раскаялся и был прощён. Как справедливо сказал пророк Михей, «кто Бог, как Ты, прощающий преступления остатку наследия Своего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих. 7; 18—19).
Милосердие Творца — великий океан. Твои грехи утонут в нём и исчезнут, как капля чернил, если только пожелаешь их не повторять. И ты будешь не только прощён, но ещё и получишь силы их не повторять. Все это даёт Крещение, как и говорим мы в Символе веры: «Исповедую едино Крещение во оставление грехов». И Библия говорит, что некоторые были блудниками, идолослужителями, прелюбодеями, онанистами, мужеложниками, ворами, лихоимцами, пьяницами, злоречивыми, хищниками, «но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6; 11) в водах Крещения. И ты войдёшь грязным и нечистым, как бомжацкое пальто, а выйдешь сверкающим, подобно императорской мантии, отделанной горностаями и бриллиантами. Твоя душа будет сиять как свежевыпавший снег, станет подобной прозрачно-синему сапфиру с звездою внутри. Ты скажешь: за что это мне может быть такое? Отвечаю не я, а Сам Бог: «не ради вас Я сделаю это..., а ради святого имени Моего» (Иез. 36; 22), ради Сына Моего, Которого предложил Он в жертву умилостивления в Крови Его в прощение грехов (Рим. 3; 25). Что же требуется от тебя? Только одно дело. — Вера в Сына Божия и желание жить по заповедям. И все! Остальное довершит мощь Творца. Разве Тот, Кто до сих пор вращает галактики и Кто вначале создал тебя и до сих пор держит тебя в своих ладонях, не сможет уничтожить твоё нечестие?
Однажды к святому Антонию пришёл солдат и сказал, что не может поверить, что Бог прощает грешников. На это преподобный показал на его плащ и сказал: «Если этот плащ порвётся, ты что, сразу выбрасываешь его». Тот ответил: «Нет, я зашью его и снова стану носить». Тогда Антоний сказал: «Ты не творил плаща и все же заботишься о нем. Как же ты считаешь, что Господь забудет собственное творение, которое вышло из Его рук».
Ты все ещё не можешь поверить, так приди и посмотри. Вкуси и увидишь, как благ Господь (Пс. 33; 9), а дьявол убежит прочь, и все его мысли забудутся, как прошлогодний сон при наступлении Вечного Утра.
[1] [2] [3] [4] [5]
Опубликовано: 01/11/2011