Зачем «плачут» иконы?
Вогда мы слышим о чудесах, произошедших где то, какие чувства возникают в нас? Удивление? Да. Недоверие, сомнение? Определенно. Зависть? И такое бывает — как же, в том вот храме местночтимого святого видели, в этом икона мироточит, а у нас нет! И нет в нас, грешных, зачастую, и тени настоящего христианского чувства радости за единоверцев, ликования при известии об очередном проявлении Божией милости к людям.
А может, это вовсе и не повод для ликования, а предупреждение о надвигающейся опасности? Что вообще такое — чудо — в православном понимании, о чем оно нас может предупреждать? Наконец — зачем оно? Об этом мы попросили рассказать настоятеля храмов в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и святых апостолов Петра и Павла игумена Нектария (Морозова).
— Давайте попробуем уточнить определение. Что же такое чудо с точки зрения Православной Церкви?
— Строго говоря, понятию чуда трудно дать общее определение. Почему? С одной стороны, под чудом мы подразумеваем какое-то действие Божие. С другой стороны, кто дал нам право одни действия Божии считать чудом, а другие нет? Действием Божиим является сотворение этого видимого мира, причем — сотворение из ничего. Считать ли это «просто действием Божиим», или чудом? Наверное, все-таки чудом. И в то же время, это одно из действий Божиих. Или, к примеру, создание человека — акт, для нас совершенно непостижимый. Или природа, где все гармонично, где даже маленькая букашка устроена настолько совершенно, что и она чудо. Таким образом, все, что наполняет мир вокруг нас, что окружает нас самих — это уже чудо. Наверное, можно говорить, что чудо — это не что-то особенное, не что-то из ряда вон выходящее. Это просто то действие Божие, которое мы, при всей своей слепоте, заметили. И поэтому чудом Божиим мы считаем проявление Промысла Божия, зримо отразившееся на нашей жизни. Когда солнце по слову Иисуса Навина остановилось, когда Чермное море расступилось при ударе Моисеева жезла — это были явные, видимые для всех чудеса. И в то же время это были обычные для Бога действия, потому что Тот, Кто сотворил окружающий мир, мог приказывать солнцу и воде. Но для людей, которых это действие Божие касалось, все происходившее было удивительным чудом. Они были потрясены.
Подобного рода чудесами и остаются, хотя и происходят все реже, чудесные явления икон или Самого Господа, Божией Матери, святых угодников с указанием что-либо сделать. Неоднократно Богородица являлась захватчикам земли русской с требованием повернуть свои войска вспять. Но это редкие, особо яркие случаи. А есть менее известные, потому что меньшего количества людей касаются.
Вот, например, человек заболел тяжело. Он долго молился, просил Господа об исцелении, и это исцеление произошло. И пошел человек в больницу на обследование, а врачи ему говорят — ты здоров, была болезнь, да прошла. А некоторые прибавляют — а может, первый раз неправильный диагноз поставили, а теперь исправились, и не было у тебя ничего... А человек-то знает, что он действительно был болен, а Господь его исцелил. Но это чудо очевидно только лишь для него одного и для немногих близких. Есть интересный и поучительный ответ, который дал неверующим ныне покойный епископ Василий (Родзянко). Он говорил, что молится и по молитве Господь посылает удивительные чудеса. Кто-то ему возражает — это, мол, не чудеса, а просто совпадения. Владыка Василий говорит — очень может быть, что и совпадения. Вот только, когда я перестаю молиться, эти «совпадения» тоже исчезают из моей жизни.
— Что же тогда можно назвать чудом?
— Суммируя все вышесказанное, чудом можно назвать, наверное, то, что для нас выступает из ряда обычных повседневных событий, то, что носит — по крайней мере, для нас — сверхъестественный характер. То, что происходит не вследствие законов мироздания, установленных, кстати, тоже Господом, а сверх этих законов. Хотя, порою, чудеса, творимые Богом в нашей жизни, не имеют явного чудесного облика — яркого, для всех очевидного. Но сам человек понимает, что это чудо. То есть, Господь не задается целью чудо продемонстрировать всем, как нечто особенное. Думается, главное здесь — помочь конкретному человеку, и чтобы сердце его откликнулось.
В письмах старца Паисия Афонского есть такие слова. В ответ на вопрос адресата, как его дела, старец отвечает, причем достаточно лаконично. Сначала пишет, что он молится, а потом говорит: «Бог действует». Что это значит? Это значит, что старец молится, а Господь откликается на эти молитвы. Бог действует, то есть — творит Свои чудеса.
— Но ведь известно, что Бог дает людям увидеть Свои чудеса не только для того чтобы их порадовать, не так ли?
— Действительно, если посмотреть на более чем двухтысячелетнюю историю Церкви, то можно увидеть, что явления, например, чудотворных икон происходили именно тогда, когда народом либо ожидались какие-то великие бедствия, либо во время самих этих бедствий. И это бывало ради укрепления, поддержки. Как правило, перед какими-то тяжкими для народа испытаниями иконы начинали «плакать» — мироточить. Это давалось Богом для укрепления, для усиления веры в людях. Ведь и Господь, готовясь к крестным страданиям, возводит учеников на Фавор и показывает им славу Свою, преображается перед ними, для того, чтобы когда они узреют Его распинаемым, уразумели, что страдания Его вольные.
Господь ничего не творит бесцельно и беспричинно. Все, что делает Господь, имеет множество целей, причин и следствий. И самое главное — это не какие-то внешние изменения, а то, что происходит в душе человека. Чудо — это некое размыкание повседневной реальности и прорыв в реальность жизни вечной. Собственно, задача чуда — поставить человека перед Богом. Когда в нашей жизни происходит чудо, надо удивляться не тому, что мы нашли то, что искали, не тому что исцелились от болезни или разрешилась проблема, нет. Надо радоваться тому, что мы в этом действии видим присутствие Бога в своей жизни. Хотя, с моей точки зрения, вся жизнь человека — это одно непрекращающееся чудо. Просто на каких-то отрезках своего бытия человек видит это как чудо, а в другие моменты он такого «зрения» лишен.
Как вот отнестись к такому, например, случаю? Служит священник у нас в храме и долгое время не может найти себе жилье. Он молится святому Спиридону Тримифунтскому, служит ему молебен, и вот, на день памяти святителя Спиридона его квартирный вопрос решается. Казалось бы, обычный бытовой вопрос, хоть и не самый легкоразрешимый. Где тут чудо искать? Но для священника это чудо, потому что он молился святителю Спиридону, и то, что вопрос решился именно в день памяти святителя, для священника не просто стечение обстоятельств. И таких «совпадений» происходит достаточно много. Из личного опыта могу сказать — когда это происходит, чувствуешь, будто замыкается электрическая цепь и по ней, прежде безжизненной, бежит ток. Какое-то «сцепление» в сердце происходит. Этого не пропустишь. А сцепление — это ответ. Бывает, ходишь, о чем-то думаешь, даже не молишься, но мысли твои направлены к Богу в безмолвной просьбе. И вдруг — вот оно, то, что Господь тебе в ответ дал. И как раз в тот момент, когда тебе это очень нужно.
— Но ведь бывает и так, что люди ждут какой-то феерии, звуковых и световых эффектов от чуда. А может, оно уже случилось, а мы все пропустили?
— Господь говорит в Евангелии: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, но знамение не дастся ему». И есть люди, которые действительно, ищут именно чуда, но чуда эффектного, дешевого. Есть притча, которая встречается у разных народов мира — она подробно изложена в одном из рассказов Киплинга. Один йог захотел переправиться через реку, но так как у него не было денег, паромщик отказался его перевозить. Тогда йог перешел реку по воде. Когда об этом рассказали другому йогу, он сказал: цена этому фокусу — как раз те самые несколько монет, что стоит переправа. Эта притча взята даже не из христианства, но здесь есть очень яркий образ. Люди ищут чуда, цена которому — грош. А Господь грошовых чудес не совершает, он не фокусник, чтобы тешить публику. Но когда люди ищут чуда — не ради спасения, а ради развлечения — это чудо происходит. Но его совершает не Господь, его совершает дьявол, который тоже является своего рода чудотворцем. Искушая в Евангелии Спасителя, он говорит, что ему дана власть над этим миром. А это не только власть страха, интриг, зависти и злобы, это власть над материальным. В одном из патериковых рассказов описывается некий совет демонов, где они похваляются друг перед другом. Один породил войну, другой заставил людей поссориться на свадьбе и они передрались... И это уже не притча, а самая, что ни на есть, реальность — духовная. И мы видим порой людей, явно не Божиих, адептов какой-то экзотической веры, которые демонстрируют сверхъестественные способности, чудеса силы и выносливости, протыкают себя гвоздями и не чувствуют при этом боли. Это чудеса, в каком-то смысле, но тоже не Божии. Хождение по углям или битому стеклу само по себе человека к Богу не приведет. Все, что есть в человеке, нам дал Господь, а тот, кто демонстрирует нам свои сверхспособности, нас от этой мысли отвлекает. А дальше человек может решить, что он уже стал сам, как Бог... что будет потом, наверное, можно уже не рассказывать. Достаточно просто вновь перечитать в книге Бытия историю грехопадения наших праотцев.
— А вот болгарские нестинары, которые ходят по углям? Они же молятся перед «сеансом» они же православные, или нет?
— Господь говорит: по плодам их узнаете их. Святые Божии никогда, повторяю — никогда не совершали чудес демонстративно. (Кстати, по информации российских туристических Интернет-ресурсов, хождение по углям, действительно, является довольно часто «горячим блюдом» на закуску к предоплаченному ужину с большим количеством разнообразного болгарского алкоголя — прим.авт.)
На самом деле, человеческий организм — уникальная мощная система, возможности которой до конца не изучены. Например, мой друг, Андрей Николаевич Кочергин, известный мастер каратэ, может, войдя в определенное состояние, резать себя острейшим ножом и нож оставит на нем разве что легкую царапину. При этом он искренне верующий, православный человек, и ничем оккультным не увлекается. В минуту опасности слабая женщина переворачивает машину, в которой находится ее ребенок, человек, спасаясь от свирепого пса, запрыгивает на двухметровый забор. Не все происходящее имеет духовную природу, человеческий организм полон загадок сам по себе. Другое дело, когда человек начинает гордиться своими способностями, возводить их в предмет поклонения — тут же подключается враг.
— Ну, а что можно сказать про те же восточные единоборства, адепты которых говорят о движении мистической энергии ци? Они тоже и шпаги глотают и на гвоздях лежат...
— Что касается тех людей, которые объясняют происходящее с ними именно действием «мистической энергии», которые сознательно культивируют, взращивают в себе то, что представляется сверхспособностями, то их действия являются, безусловно, духовной практикой. А мы с вами знаем, что ничего духовно нейтрального не существует, это либо от Бога, либо — от противной стороны. И, опять-таки, все, что Господь делает, Он делает с конкретной целью — чтобы человек к Себе обратился, чтобы человек к Нему приблизился, покаялся, спасся. А просто так Господь чудеса не совершает. Кто совершает — думайте сами. Опять же — по плодам судите...
Опубликовано: 14/01/2012