Человек, не дошедший до Церкви
Человеческое сердце устроено очень странно. Так бывает, что единственный текст может перевернуть представление о гонителе Церкви и превратить его в противоречивую, но трагическую фигуру, к которой невольно испытываешь сочувствие. Несколько лет назад покойный отец Георгий Чистяков в одной из своих статей сказал очень странную фразу о том, что народовольцы, шедшие к крестьянам в 70-х годах прошлого века, были по своим делам большими христианами, чем некоторые представители Церкви. Это резкое заявление вспомнилось мне после того, как я перечитал одну маленькую статью с довольно типичным для 20-х годов прошлого столетия названием: «Об антирелигиозном воспитании». Её автором была Надежда Крупская.
Казалось бы, об этом человеке мы знаем практически все: нелюбимая жена Ленина, на поздних фотографиях одетая весьма безвкусно, с некрасивыми чертами лица, до и после смерти мужа активно занимавшаяся вопросами просвещения и ответственная за уничтожение многих книг. (В 1923 году при её непосредственном участии была составлена инструкция для библиотек, согласно которой читатель лишался огромного списка талантливых авторов и целых направлений в литературе, философии, не говоря уже о религии).
Ещё при жизни Ленина над Крупской стало модно подшучивать, а иногда и угрожать, говоря, что партия может найти и другую кандидатку на роль вдовы Ленина. Многочисленные рассказы об Ульянове и анекдоты о его жене и Инессе Арманд намертво закрепляют в сознании читателя образ Крупской как женщины не очень счастливой, но при этом достаточно злой и удивительно бесчувственной к культуре или религии. «Варвар, облечённый властью», вымещающий на бедных детях и всей стране свои комплексы и неудачный, бездетный брак. Достаточно вспомнить рассказы и фельетоны Аркадия Аверченко, посвящённые ей, чтобы понять, насколько однобоким получался портрет жены вождя.
Между тем, Надежда Крупская совсем не похожа на образ плохой «советской училки» или фанатика революции, напротив, её судьба может стать очень поучительным примером настоящей женской трагедии.
В её характере и судьбе с самого начала удивительным образом сочетались внешне невозможные вещи. Родившись в дворянской семье, окончив гимназию с золотой медалью, поступив на Высшие женские курсы, она увлекается марксизмом, и, бросив учёбу, уходит преподавать рабочим. Она учит их грамоте и, конечно, занимается агитацией, но много ли в наши дни найдётся 21-летних девушек, согласных бросить престижный вуз, чтобы преподавать каким-то люмпенам?
Будучи в молодости весьма красивой девушкой, она постоянно испытывает чувство одиночества, которое, в конце концов, и приводит её в Церковь: «Зачем мне нужна была религия? Я думаю, что одной из причин было одиночество. Я росла одиноко. Я очень много читала, много видела. Я не умела оформить своих переживаний и мыслей так, чтобы они стали понятны другим. Особенно мучительно это было в переходный период. У меня всегда было много подруг. Но мы общались как-то на другой почве. И вот тут мне очень нужен был бог. Он, по тогдашним моим понятиям, по должности должен понимать, что происходит в душе у каждого человека. Я любила сидеть часами, смотреть на лампадку и думать о том, чего словами не скажешь, и знать, что кто-то тут близко и тебя понимает».
При этом Надежда Крупская воспитывалась в нерелигиозной семье. Будучи 5—6-летним ребёнком, она подолгу молилась, что приводило к насмешкам со стороны любимого ею отца. Примерно в эти же годы девочка Надя отказалась выполнить просьбу своего приятеля, «Бори, сына нигилистки княжны Долгоруковой», который попросил плюнуть её на икону, мотивируя это тем, что его мама говорила, что «Бога нет». Это детское воспоминание, а также насмешки отца оставили глубокий след в сердце будущей жены Ленина: с отцом она просто перестала говорить на религиозные темы, которые были для неё важны, а, став фактически главным педагогом Советского Союза, она неоднократно говорила о том, что нельзя воспитывать антирелигиозность детей с помощью грубых насмешек и кощунств.
По её собственным словам, «марксизм радикально излечил меня от всякой религиозности». В 90-е годы XIX века девушка нашла в марксизме ответы на те вопросы, на которые ей не смогло дать ответов христианство. Надежду Крупскую всю жизнь беспокоили две главные проблемы: одиночество и поиск способов справедливого устройства общества. Марксизм дал ей возможность почувствовать собственную нужность и значимость и предложил довольно стройную систему улучшения социального устройства в стране. К сожалению, для Крупской религия стала противником в этой борьбе, поскольку, с её точки зрения, Церковь не облегчала тяжёлую жизнь рабочих и крестьян, которую она знала достаточно хорошо.
В её статьях о педагогике и библиотечном деле, в её разборах современной ей религиозной и антирелигиозной литературы присутствует неплохое знание основ детской и взрослой психологии, искреннее желание помочь неграмотным людям, а также весьма объективные разборы литературы, до которых весьма далеко современным борцам с религией. В статье «Список книг о религии для политпросветработников» не просто содержится довольно объективный разбор целого ряда популярных и научных текстов, но и говорится о недопустимости вульгарного подхода к вопросам религии. Крупская, в частности, критикует автора, который считал Христа сумасшедшим, а его учение — плодом психического расстройства. Жена Ленина приводит эту оскорбительную для верующего человека цитату и добавляет, что «цитата говорит сама за себя». В статье «К вопросу об антирелигиозной пропаганде» автор даёт подробный анализ причин влияния религии на человека.
Конечно, христианин не может согласиться со многими выводами Крупской о роли религии и Церкви в жизни человека, не может забыть того факта, что именно жена Ленина вместе с другими большевиками вырабатывала первые принципы советской цензуры, но, читая её тексты и знакомясь с её биографией, невольно испытываешь сожаление от того, что сотни молодых девушек и юношей сейчас, как и в конце XIX века, не могут реализовать своё желание служить людям с помощью Церкви и веры во Христа. Нельзя разбрасываться такими людьми, тем более, что жена Ленина не была в полном смысле слова антихристианкой, достаточно напомнить о том факте, что Крупская обвенчалась с Лениным. Странная и трагичная судьба Надежды Крупской может послужить горьким лекарством от того триумфализма, которым иногда страдает наша Церковь и каждый из нас.
Опубликовано: 03/02/2012