Вы здесь

Божий Дом

Посвящается вдохновителю Марине,
а также всем детям как народу Божию

Дом Божий

Мой друг, сегодня я хочу поговорить с тобой о храме.

Храм — это дом Божий. Но это не значит, что только в храме живёт Бог, совсем нет. Бог вездесущий — то есть, Он существует везде и Его можно встретить в любом месте. Почему же мы ходим в храм?

Чтобы ответить на этот вопрос, я расскажу тебе один случай из своей жизни.

Когда я пошла в школу, у меня появилась первая учительница. Она была очень внимательная и добрая. Каждое утро она встречала нас, школьников, в классе с ласковой улыбкой, и начинались уроки. А днём, когда за нами приходили родители, она провожала нас и каждому ученику говорила что-то хорошее. Я очень её любила, и потому мне нравилось ходить в школу — я полагала, что школа есть дом моей учительницы, что она там и только там живёт и существует.

Но однажды я встретила свою учительницу на улице. Я очень удивилась нашей встрече и даже не узнала учительницу. Ведь я привыкла видеть её в строгом школьном костюме, а тут она была в пушистой меховой шапке и пальто. Она также ласково улыбнулась мне и сказала: «Здравствуй!».

Потом я часто её встречала — и в магазине, и во дворе, и в парке. Я поняла, что учительница не существует только в школе, что у неё есть своя семья, квартира, друзья. Однако я продолжала ходить в школу, потому что именно там мы общались больше всего. Там она преподавала мне уроки, и я получала новые знания.

Так и храм Божий — школа для нашей души. Бог не живёт только в храме — Он обитает везде, но Его встретить намного легче в храме. Ведь в храме всё говорит нам о Боге — свечи, иконы, таинства. Люди приходят в храм на службу, чтобы поговорить с Богом. Рассказать Ему о своих радостях и печалях. А также, чтобы получить от Него утешение или даже совет. Очень часто именно в храме Господь учит людей урокам добродетели так же, как в школе учат нас учителя чтению и математике.

Папа и двор

Да, храм — дом Божий, и потому мне всегда радостно видеть тебя в храме, мой друг. А вот знать, что во время службы ты идёшь на улицу играть на детской площадке — грустно. Особенно, если ты это делаешь во время Божественной Литургии — это действительно весьма печально.

Попробую тебе объяснить, почему?

Представь, твой папа тебе говорит:

«Мой милый сынок, давай побудем с тобой вместе. Поговорим по душам. Попьём чаю с вкуснейшим пирогом, хочешь?» А ты ему отвечаешь: «Слушай, пап... Мне так неинтересно с тобой болтать. Я лучше пойду погуляю во дворе. А ты тут чай приготовь, пирог, и меня позови. Я быстренько съем твоего пирога и снова убегу гулять.»

Правда, очень грустно, когда так случается в жизни? Так же и здесь — Господь зовёт нас в храм поговорить по душам, ведь молитва — это и есть разговор души с Богом. А мы убегаем от Него во двор... Грустно!

Но ты мне говоришь — на службе так скучно. А я тебя заверяю — нет ничего интереснее и удивительнее, чем то, что происходит в храме.

Что происходит в храме

Во время любой церковной службы в храме вместе с нами поют и молятся ангелы. И порой их в церкви гораздо больше, чем людей — целое воинство. Послушай, что свидетельствует один замечательный святой Иоанн Златоуст:

«В вышине ангельское воинство воздаёт хвалу. Внизу, в храме, людской хор подхватывает следом за ними то же славословие. В вышине огненные ангелы непрестанно возносят в сиянии трижды святой гимн, внизу люди отзываются им. Празднество обитателей небес соединяется с празднеством обитателей земли: единое действие благодати, единый порыв блаженства, единый хор ликования».

Значит, когда мы поем в храме, ангелы подхватывают наше пение, и мы поем вместе с ними. Правда, чудесно?

Святой так говорит не понаслышке — он сам при жизни встречал ангелов в храме. Многие святые люди могут видеть ангелов.

Но ангелы не только славословят в храме, они также следят за ходом службы.

Один великий старец увидел во время службы в храме юношу в белых одеждах. В руках у него был сосуд со святой водой и кисточка. Юноша подходил к молящимся и ставил им на лбу святой водой крестик, как ставит священник во время елеопомазания. Некоторых людей он пропускал, ничего не ставя им на лбу. Зато осенял крестом пустые места в храме.

— Скажи, пожалуйста, кто ты и что ты делаешь? — обратился к нему старец.

— Я Ангел Господень, — ответил юноша, — и исполняю повеление Божие осенять крестом всех находящихся в храме за их усердие от начала службы и до её завершения.

— А почему ты осеняешь места отсутствующих?

— Если эти люди усердные, — объяснил Ангел, — и отсутствуют на богослужении по необходимости, либо по болезни, то я осеняю их места потому, что, несмотря на их отсутствие, душой они присутствуют и молятся. Места отсутствующих на службе без причин мне велено проходить и не осенять, ибо они недостойны этого. Так же я не осеняю тех, кто не молится, а думает о чём-то своём.

Вот что происходит во время службы. И если и ты молишься во время всей Литургии, то знай, Ангел Господень и на твоём лбе рисует крестик.

Но не только ангелы небесные присутствуют с нами в храме. Также святые глядят на молящихся с икон и сослужат нам, а через таинства являет Себя и Сам Господь.

Окна в иной мир

Иконы — это окошки в иной мир. Мы смотрим на икону, а святой с иконы смотрит на нас. Мы подходим к иконе, целуем образ и что-то говорим святому, а святой нас слушает. А потом передаёт нашу просьбу Богу или исполняет её сам.

Икон в храме множество. И все они разные.

Самые большие иконы — по бокам царских врат, в иконостасе. Это всегда иконы Спасителя и Матери Божией, а также другие иконы святых, которые особенно почитаются в твоём храме.

Перед царскими вратами в центре храма на аналое лежит отдельная иконочка — икона праздника. В воскресение ты всегда увидишь икону, на которой Господь выводит из ада души праведников. Это икона воскресения Господня — Пасхи — когда Господь Своей смертью попрал смерть, воскрес и даровал жизнь всем нам.

Ещё в храме наверняка есть несколько икон Божией Матери — Владимирская, Казанская, Троеручица. На всех этих иконах одна и та же Богородица. Просто названия у икон разные — по городам, в которых эти иконы либо появились, либо совершили чудеса.

И ничего в этом нет удивительного. Это так же, как фотографии твоей мамы. Мама — одна. А фотографий у неё много — тут она улыбается, там тебя на руках держит, а на другом снимке мама строгая. Но везде — она твоя мама. Так и здесь — икон Матери Божией много, а Матерь Божия одна.

Хорошо в храме иметь свою любимую икону и всегда стоять рядом с ней.

Икона может нас многому научить.

Был такой святой Нифонт Кипрский. Он приходил в храм и всегда молился возле одной иконы Матери Божией. Однажды он пришёл в храм и видит, что Матерь Божия смотрит на него и плачет. Он понял, что Она плачет из-за него, ведь он ведёт плохую жизнь. Ему стало очень горько и стыдно. И он сам заплакал.

С тех пор каждый день он приходил к иконе и видел, что если он делал что-то хорошее, Матерь Божия улыбалась ему с иконы, а если что-то плохое, Она горько плакала. Потом Нифонт так привык совершать только добрые дела, что по-другому уже не мог. Он покинул свой город и ушел в монастырь. Там он подвизался долгое время и стал величайшим святым.

Вот так может помочь икона бросить плохие дела и совершать только хорошие поступки.

Но ты мне говоришь, что сам никогда не замечал, чтобы икона на тебя смотрела, и ни разу не встречал ангела в храме. А же тебе возражу — конечно, встречал. Когда был маленьким.

Посмотри на малышей — как в храме они улыбаются, им всё интересно и радостно. Говорят, маленькие дети, у которых ещё чистые сердечки, видят небесных ангелов. И ты тоже мог их видеть.

Но и теперь, став большим, ты можешь увидеть ангелов и святых. Только не глазами, а душой. Ведь у души тоже есть взор.

Кто видит Бога?

Скажи мне, пожалуйста, ты любишь рисовать? А я очень люблю. Когда я была твоего возраста, мне очень хотелось научиться хорошо рисовать. И я ходила на уроки к одному старенькому художнику. У моего учителя была седая борода и белые усы, умные добрые глаза и длинные руки с тонкими пальцами. Я смотрела на его руки и дивилась тому, как умело они выводили линии, так что получались чудесные картины.

Как-то учитель задал мне вопрос:

— Как ты думаешь, что самое важное для художника?

— Руки! — воскликнула я.

— Нет, — покачал головой художник, — не умелая рука делает творца творцом, а внимательный взгляд и доброе сердце. Для того чтобы красиво рисовать, нужно уметь увидеть вокруг красоту. А красоту замечает тот, у кого чуткая душа.

Эти слова я запомнила на всю жизнь. Я поняла: что бы мы ни делали в жизни, самое главное заключается не в мастерстве, а в нашем сердце. Если ты хочешь быть хорошим художником — будь чутким и внимательным ко всему, что ты видишь, если врачом — переживай чужую боль, сочувствуй другому, учителем — будь сам хорошим и послушным учеником, писателем — научись слушать другого человека.

Какую профессию ты бы ни выбрал, первое, что нужно, — это воспитывать в себе чуткую душу. А как её воспитывать?

Замочки

Ты помнишь своё Крещение? Если тебя крестили малышом, то, конечно, тебе сложно вспомнить. А между тем в Крещении произошло что-то очень важное, о чём тебе нужно знать всю свою жизнь. Так что я тебе расскажу.

Над тобой, маленьким, прочитали молитвы, окунули тебя трижды в купель, срезали волосики крестообразно на голове и миропомазали. Именно о миропомазании я хочу тебе напомнить.

Батюшка со словами: «Печать Духа Святого» нанёс тебе миром крестики на лоб, глаза, уши, рот, руки и ноги. Он тебя, только покрещённого, безгрешного, запечатал, то есть, повесил тебе замочки от всего дурного. И с тех пор, чтобы замочки эти не навредить и себя сохранить, тебе нужно в голове держать только хорошие мысли, смотреть, слушать и говорить только доброе, делать полезные дела и ходить благим путём.

Если ты всё это будешь делать, ты будешь самым счастливым — потому что у тебя будет чистая душа.

А если ты повредил свой замочек неосторожным словом или поступком — хорошо пойти к батюшке на исповедь и всё ему рассказать, покаяться. А затем прийти на Литургию, помолиться и причаститься.

Литургия

Литургия — это встреча с Богом. Помнишь, как встречали Господа дети, когда он пришёл в город Иерусалим? Они кричали: «Осанна в Вышних Богу!» и клали Ему под ноги пальмовые листья. Дети очень радовались Богу. И мы должны Его встречать на каждой службе и радоваться Ему.

Но радоваться надо тихо. Храм — место особое. Здесь все очень внимательны и спокойны. В храме не бегают, не прыгают, не кричат. Тут молятся.

Да и Сам Господь больше любит тишину. Помнишь, как Он явился на горе святому Илье? Илья Его звал на вершине горы. И вот настала гроза, молния рассекала небо, послышался страшный гром. Илья решил, что Господь пришёл к нему, но Бога среди грома не было. Потом начался ураган и землетрясение, ветер завывал и сносил всё на своем пути, но и там Бога не было. А когда всё стихло, Илья почувствовал лёгкое дуновение ветерка — и там был Бог.

Значит, Бог чаще приходит к тому, кто такой же тихий, как лёгкий ветерок, а не к тому, кто гремит громом.

Особенно нам нужно молчать и быть внимательными во время чтения Евангелия. Тогда Сам Бог говорит с нами.

Один святой по имени Антоний пришёл в храм. Там была служба, и диакон читал Евангелие. «Пойди и раздай имение свое нищим и следуй за мной!». Святой вдруг понял, что с этими словами Господь обращается именно к нему. Он покинул после службы храм, раздал всё, что имел, и удалился в пустыню. Там он стал жить как монах. Антоний настолько прославился своей доброй жизнью, что его называют Великим.

Так и нам надо внимательно слушать чтение Евангелия — ведь Господь что-то обязательно скажет каждому, кто Его слушает.

Ещё во время службы есть места особой молитвы — когда поют Херувимскую песню, и от Символа Веры до молитвы Господней. Тогда даже ангелы трепещут, и нам следует подобать ангелам в ожидании прихода Бога. А Бог приходит в храм со Святым Причастием.

Таинство Таинств

Когда я первый раз пришла на Причастие, мне было девять лет. Бабушка мне сказала: «Сейчас священник тебе положит ягодку в рот».

У Чаши я открыла рот и зажмурила глаза и стала ждать, когда мне в рот положат ягодку. Но батюшка ничего мне не положил, он спросил меня: «Как тебя зовут?» И мне пришлось открыть глаза. Я назвала свое имя и увидела, что в Чаше вино и хлеб. И батюшка причастил меня ими со словами: «Причащается Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во здравие души и тела...»

Так я узнала, что нет никаких ягодок, а мы причащаемся Тела и Крови Господних.

Это одно из самых главных таинств нашей Церкви. Таинство таинств. Ведь мы, приобщаясь, становимся частью Христа и всей Церкви, а значит — частью друг друга. У нас появляются силы совершать добрые дела и отказываться от дел плохих.

Вот насколько велико Причастие. И потому к Причастию надо готовиться и надо его ждать. А после стараться сохранить в себе этот Дар. И, вернувшись из храма домой, помнить, что и дома Господь смотрит на нас и ждёт от нас нашей веры и добрых дел.

*   *   *

Мой друг, многое я тебе сегодня рассказала. Но многое ты и сам должен узнать. Никто и ничто лучше не поведает тебе о храме и о Боге, чем сам храм, церковные службы, молитвы и твоё участие в таинствах.

И потому — до встречи в храме!

Журнал «Мгарский колокол»: № 121, февраль 2013