Из многих монастырей исчез дух свободы и благородства
Малоизвестные наставления афонского старца
Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками.
«Из многих современных общежительных монастырей исчез дух свободы и благородства, который там прежде был. В прежние времена монах хранил послушание, но при этом когда хотел — работал, а когда чувствовал необходимость — мог и помолиться. Например, хлебопекарь, когда по тем или иным причинам не мог совершать духовную работу, даже ночью мог начать просеивать муку.
Сегодня же во многих монастырях установились казарменные порядки, что препятствует гармоничному духовному развитию монахов. Некоторые обители стали похожи на приюты. В прежние времена в основе жизни монастыря лежало желание каждого монаха поработать ради своих братьев».
«Когда сталкиваются два камня — высекаются искры. Но когда один предмет мягкий, даже если он столкнется с жестким — никаких искр не будет. Так и с людьми. Смиренный человек — мягкий. Во время столкновения он отступает, благодаря чему удается избежать беды».
«Есть люди, которые ревностно начали свой духовный подвиг, но в какой-то момент застопорились на месте на своем пути к Богу. Произошло это потому, что изначально в их ревности по Бозе был замешан эгоизм.
Предположим, у кого-то было 30 процентов ревности и 70 процентов эгоизма. Со временем ревность по Бозе утратилась и духовный прогресс приостановился. Нет топлива. Если бензин сильно загрязнен посторонними примесями — мотор на нем работать не будет».
«Когда человек молод и стремится подвизаться любочестно — он строг к себе и к окружающим. Но по прошествии лет, если он продолжает жить по-подвижнически, он становится строже к себе и снисходительным к своим ближним».
«Жизнь в общежительной обители помогает нам увидеть себя. Каждый ближний — зеркало для нас. Мы видим его добродетели (всех без исключения своих детей Бог украсил какой-нибудь добродетелью) и стараемся ему подражать. Видим и его недостатки, после чего заглядываем вглубь своей души и видим, что у нас те же недостатки присутствуют в гораздо большей степени. Так мы смиряемся и получаем большую духовную пользу».
«Нерадение происходит от того, что мы не почувствовали красоту духовной жизни. Когда душа не расположена к молитве, необходимо понуждать себя к ней. Постепенно будет приходить аппетит к молитвенному общению с Богом и душа начнет чувствовать радость. Здесь можно привести пример больного. Что бы он ни ел, суп или сладости, все кажется ему безвкусным. Но он понуждает себя, ест через силу и в результате набирается сил, выздоравливает и начинает чувствовать вкус еды».
«Однажды в Иверон пришел юноша, желавший принять монашество. Он в возрасте 18 лет переехал в США, где нашел возможность заработка и свободного времяпрепровождения. Ночи напролет он проводил в развлечениях. Все свои деньги тратил на женщин. К 35 годам он во всем разочаровался и задумался над своей жизнью: „Что мне теперь делать? Я живу хуже, чем животные. Поеду на Святую Гору Афон“.
Так молодой человек стал монахом в Ивероне. Чувствуя раскаяние за свои грехи, он всецело посвятил себя аскезе. За его великие труды Бог благословил его духовными дарами.
Однажды отец Афанасий (который был человеком по-настоящему духовным) решил испытать монаха и проверить, действительно ли он достиг бесстрастия или все еще подвержен влиянию помыслов.
Он спросил его:
— Что ты делаешь, дурачок?
— Что я сделал?
— Ты хорошо обдумал то, что совершил? Ты беззаботно и в достатке проводил время в Америке, а приехал на Афон. Зачем? Только соберешься поспать — звонят колокола на службу. И ты всю ночь стоишь в Церкви, а не проводишь время с молодыми девушками. Ты работаешь целый день, и после этого тебе достается тарелка каких-нибудь бобов без растительного масла. А в Америке ты ел мясо и запивал его пивом. Хорошо ли ты подумал над тем, что сделал?
Сперва он стал возражать отцу Афанасию, говоря что монашеская жизнь прекрасна. Потом сел и беззвучно смотрел на него и наконец склонил голову и устремил взгляд на землю. Тогда отец Афанасий оставил его в одиночестве.
Прошло два или три часа и батюшка вернулся посмотреть, что делает монах. Он хотел понять, может ли человек измениться после 15 лет монашеской жизни. И что же он увидел! Инок паковал свои чемоданы и собирался уходить из монастыря!
— Что ты делаешь?
— Вот, решил вернуться в Америку. Я не подходил для монашества и совершил ошибку, когда приехал на Афон.
— Эх ты! Я же просто пошутил. Хотел проверить, изменили ли тебя столько лет монашеской жизни. А тебе хватило двух минут, чтобы разочароваться и отправиться к своим подружкам в Америку? Смотри же! Принеси покаяние за то, что с тобой случилось.
Отец Афанасий еще долго беседовал с монахом, и он раскаялся в том, что отчаялся и собрался покинуть свой монастырь. Всю свою жизнь до самой смерти он приносил покаяние за этот случай».
Опубликовано: 27/12/2012