Тайна Семи Таинств
Мой друг, вот тебе и исполнилось семь лет. Ты больше не младенец, а отрок, способный во многом сам отвечать за свои поступки, мысли и желания. И значит, настало время открыть тебе тайну семи таинств.
Мы с тобой христиане. А все христиане — воины. Воины Господа нашего Иисуса Христа. И папа, и мама, и даже старшая сестра и бабушка — все мы воины Христовы.
Тот, кто верит в Бога и старается жить по заповедям, — тот принадлежит к Его дружному войску. И ты тоже.
Как воины, мы призваны защищать свое Небесное Отечество и воевать с врагом рода человеческого, с дьяволом, который всячески пытается повергнуть нас, ранить или взять в плен.
Наша война длится не день, не два и даже не год, а всю жизнь: нам надо постоянно выбирать между добром и злом, охранять наши мысли, чувства и желания от всего дурного и не совершать плохих поступков. А чтобы мы не унывали, имели силы на сражения в этой войне и надеялись с Божией помощью одержать над врагом победу, у нас есть особые дары, которые даёт нам Господь.
Эти дары мы получаем из церковных Таинств.
Таинство — это священнодействие, через которое Сам Бог являет нам Свою благодать. Через Таинства Господь укрепляет, лечит и вдохновляет человека. Чаще всего Бог делает это невидимо для нас, таинственным образом. Но даже если порой глаз ничего не замечает, через таинство душа всегда получает помощь и силу.
Святые говорят, что все, что происходит в храме, — таинство, потому что храм — это дом Божий. Однако церковь выделила семь основных таинств, как самых важных для человека в его жизни. Это крещение, миропомазание, покаяние, причащение, елеосвящение, брак и рукоположение.
Таинства совершает Сам Господь через Своих соработников — священников и епископов Православной Церкви.
Таинство первое: посвящение в воины
Знаешь ли ты, мой друг, как рыцарь становится рыцарем? Он проходит особое посвящение.
Посвящаемый преклоняет колени перед своим сеньором, тот кладёт ему на голову меч, и будущий рыцарь даёт присягу верности. Затем сеньор облачает рыцаря в доспехи, вручает ему воинский меч и щит и нарекает его своим рыцарем.
Так и мы в таинстве Крещения сначала смиренно преклоняемся перед Господом, отрекаемся от всего дурного и даём обещание служить только Богу. Затем в крещенских водах мы смываем с себя все грехи и получаем новую одежду — белые одеяния христианина, то есть, чистую незапятнанную душу.
Священник крестообразно срезает наши волосы в знак того, что отныне мы принадлежим Богу, мы Его воины. Затем батюшка даёт нам поцеловать наш духовный щит — крест и надевает его нам на грудь. Батюшка вручает нам меч — молитву, чтобы мы ею сражались во время боя. И нарекает нас именем одного из святых, то есть, воинов, с победой вышедших из войны. Так мы становимся частью войска Христова.
Святое Крещение — самое первое таинство в жизни любого христианина. Только крещёный человек может участвовать в других таинствах.
Таинство второе: печать Духа Святого
Сразу после Крещения обычно совершается второе таинство — миропомазание. Священник тоненькой кисточкой ставит специальным ароматным маслом — миром — кресты на лбу, глазах, ушах, носе, рте, груди, руках и ногах человека. И каждый раз произносит: «Печать Духа Святого...». Так он нас, только покрещённых, чистых и безгрешных запечатывает. Это наши латы, броня против ударов врага. Если мы сохраним свои органы чувств, сердце и разум от всего дурного — никто не сможет повредить нашей душе.
Крещение и миропомазание совершаются только один раз в жизни. Поэтому эти таинства особенно важны. О них необходимо помнить и постоянно проверять — не запачкал ли я свою одежду крещения нехорошими мыслями, не повредил ли латы миропомазания дурными делами? Остался ли я верным воином Своему Господу?
Таинство третье: лечение души
Если ты вдруг увидишь, что твоя броня повредилась неосторожным словом или поступком, если почувствуешь, что заболела душа от какой-нибудь обиды, тебе нужно срочно залатать свои латы и излечить душу покаянием, чтобы враг не сумел ранить тебя сильнее.
Покаяние — это лечение души.
Когда у нас царапина на руке — её сразу видно. Царапину на душе разглядеть труднее. Но если её вовремя не залечить — она может стать большой раной.
На исповедь мы приходим как на приём к врачу. Перед крестом и Евангелием мы рассказываем Самому Богу о своих ранах, царапинах и синяках. И Он через священника врачует нашу душу, отпуская наши грехи.
Однако необходимо помнить, что покаяние только тогда действенно, когда мы полно и искренне доверились Богу. А если мы что-то утаили от Него, то это лекарство нам не поможет, увы! Ведь если у тебя раздуло щеку от зубной боли, а ты врачу говоришь, что тебя укусила оса, он пропишет тебе примочки, тогда как помочь тебе может только новая пломба. Поэтому на исповеди надо быть честным и ничего не скрывать от священника.
Мы начинаем исповедоваться с семилетнего возраста. В отличие от двух первых таинств к таинству покаяния можно прибегать так часто, как это нужно.
Таинство четвёртое: соединение с Богом
Духовная война — очень серьёзное поприще. И каждый воин должен знать, что один он ничего сделать не сможет. Для того чтобы сражаться и побеждать, ему нужна помощь Бога.
«Сим победиши!» — император Константин услышал эти слова и увидел крест во сне перед сражением. Он нанёс изображение креста на все щиты в своих войсках, и война была выиграна.
Одолеть врага возможно только с Богом. Потому так важно для нас таинство Причащения.
В этом Таинстве под видом хлеба и вина мы причащаемся Тела и Крови Самого Бога, тем самым таинственно соединяясь с Ним и со всем Его войском — с Церковью.
Причащение — это таинство таинств. Сам Господь установил Евхаристию на Тайной Вечери, предлагая Своим ученикам вкусить Его Тела и Крови и разделить с Ним его долю.
Через таинство Причащения Господь дарует нам силы бороться со злом и совершать добро.
Святые отшельники всю неделю ждали с нетерпением воскресного дня, чтобы приобщиться Святых Таин. И нам надо так же ждать и готовиться к принятию Христовых Даров. Чтобы причаститься не в осуждение, а во здравие души и тела.
Таинство пятое: единство душ
Не хорошо человеку быть одному — сказал Господь в раю. Одному воину очень трудно сражаться — ему нужна и человеческая поддержка, и забота. Сейчас у тебя есть мама и папа, сестра, бабушка — они тебе помогают. А когда ты вырастешь постарше, тебе нужен будет и близкий друг, и помощник.
Господь создал мужчину и женщину, чтобы они помогали друг другу. Так, твоя мама — помощница папе, вместе им намного легче и радостнее идти к Богу — у них семья.
Семья — это малая церковь. Во главе любой семьи стоит Господь.
В таинстве брака — Господь благословляет новую семью. Венчаясь, молодые становятся единым целым. Отныне они всю жизнь будут вместе и в счастливое время, и в горе. Они будут помогать друг другу.
Однако не все выходят замуж или женятся. Есть такие люди, которые выбирают особый путь — путь монашества. Это воины специального подразделения: спецназ нашей Церкви. У них нет своей семьи, и всю свою жизнь они посвящают Одному Богу.
Таинство шестое: соработники Христа
Помимо монахов — духовного спецназа, есть и другие люди, которые постоянно служат Богу и Его Церкви. Это духовенство, соработники Христа.
К духовенству относятся все священнослужители — диаконы, священники и епископы. Они выполняют роли командующих в воинском полку. Диакон — лейтенант, священник — капитан, а епископ — генерал.
Священнослужители своей доброй жизнью должны показывать пример всем остальным. Поэтому на этот пост Господь ставит самых лучших и смелых воинов.
В таинстве рукоположения епископ возлагает руки на голову человека, и Божия благодать поставляет его либо в диаконы, либо во священники или во епископы. А весь народ в церкви поет «Аксиос!» то есть, подтверждает — этот человек достоин данного сана.
В этом таинстве девочки и женщины участвовать не могут, ведь священнослужителями становятся только мужчины. Потому что духовенство (священник и епископ) во время богослужения являет собой образ Самого Христа.
Таинство седьмое: врачевание тела
У каждого воина помимо духовных ран случаются телесные болезни.
Господь посылает нам болезнь по разным причинам. Чтобы мы и отдохнули от поля боя, и смирили свой пыл, а может, и чтобы уберечь нас от какой-либо большей беды.
Бывает, что болезни приходят от великого возраста.
Таинство елеосвящения даётся человеку для врачевания его тела и души. Это таинство ещё называют соборованием, потому как обычно его совершает собор священников или епископов в количестве семи человек.
Во время таинства семь раз читаются различные места Евангелия, где говорится о врачевании, и семь раз елеем — то есть, освящённым маслом, смешанным с вином, — помазываются лоб, глаза, рот, уши, руки и ноги больного.
Елеосвящение часто в храме проводят Великим Постом. Считается, что благодать Божия через это таинство покрывает забытые неисповеданые грехи, таким образом, врачуя не только тело, но и душу больного.
Вот такие семь таинств существуют в нашей церкви, мой друг. Часто мы не можем объяснить на словах, но чувствуем душой в таинствах присутствие Божие. И это чувство близости с Господом — пускай будет нашей общей тайной, мой дорогой маленький воин.
Тайной семи Таинств.
Опубликовано: 04/01/2013