Мужество — это всецелое доверие Богу
Раньше в общежительных монастырях был сильный подвижнический дух, благоговение, взаимная любовь и братство. Когда в обитель приходил новый послушник, монахи от всего сердца стремились его поддержать и приносили ему в келью кто зажигалку, кто часы, кто скамейку, кто лампу. Общим устремлением всех монахов была забота друг о друге.
В почёте были подвижники, любившие Церковь и богослужение, а не лентяи и празднолюбцы. Питались один раз в сутки водянистым супчиком. Огня в келье не разжигали.
В обителях существовала свобода, основанная на внутреннем послушании. К такой обстановке молодому монаху было легко адаптироваться. В монастыре он находил плодотворную почву, чтобы расцвести и принести добрый плод.
Сегодня (1976 г.) во многих обителях царит казарменный дух и нездоровое послушание. Молодой монах сталкивается с бурями и ледяным холодом и не имеет возможности расцвести, раскрыв свои духовные дарования. Мало осталось старцев, способных подать добрый пример.
* * *
Сегодня для многих (в том числе и святогорцев) вся духовность свелась к тому, сколько монахов в обители и как часто они причащаются.
* * *
Женщины слабы. Во всех женских монастырях обязательно должен быть сильный духовник.
* * *
Новоначальным, маленьким детям и очень чувствительным людям Бог не попускает в полной мере увидеть, в каком духовном состоянии они находятся. Иначе они впадут в отчаяние.
* * *
Избежать рассеяния ума монаху помогает жизнь в пустыне. Она проста и даёт возможность целиком посвятить себя Богу.
* * *
Смиренный человек даже если собьётся с верного пути, вернётся на него с помощью Божией. Гордец же подобен пиле, заточенной только с одной стороны, или испорченному рулю, который всё время уводит с дороги.
* * *
Когда почувствуешь сладость непрестанной молитвы, даже не хочешь выходить из кельи. Тогда молитва не утомляет, а приносит радость. Но если мы пожертвуем своим покоем и молитвенной тишиной ради того, чтобы помочь брату, за нашу любовь к ближнему нам воздаст Господь.
* * *
Преподобный Нил Мироточивый предсказал, что придёт время, и Святую Гору опояшет лента (дорог). Свободным от них останется только юго-восток Афона (от монастыря Святого Павла до края полуострова).
* * *
Будем относиться к другим с простотой и спокойно принимать их претензии и замечания. Если человек прост и имеет добрые помыслы, он радуется, когда его злословят.
* * *
В молитве и богослужении мы должны участвовать всем сердцем.
* * *
Однажды мне явился сатана и сказал: «Я — Христос, поклонись мне». На что я ему ответил: «Я Христу моему всегда поклоняюсь. Если бы ты был Господом, не требовал бы у меня поклонения».
* * *
Монахи должны особенно с особой торжественностью праздновать Введение во храм Пресвятой Богородицы. Как Пречистая вошла во Святая Святых, так и иноки после пострига входят в святую жизнь ангельского образа.
* * *
У духовно слабых их внешний беспорядок свидетельствует о внутреннем.
* * *
Мужество — это всецелое доверие Богу. Без него не бывает успеха в духовной жизни. Тот, у кого есть мужество, имеет и любовь. Бог его не оставит.
* * *
Я слышал, что в эти дни снова качается лампада у Иверской иконы Божией Матери. Богородица старается пробудить нас к покаянию, но современных людей не приводят в чувство даже такие чудеса.
* * *
Лучше молиться на возвышенностях, а не в оврагах и ущельях. Сам Господь молился в горах. На высоте открываются разум и чувства. Именно поэтому горцы имеют мужество.
* * *
Когда человек согрешает, Благодать Божия его оставляет. Когда приносит покаяние, возвращается к нему, и он совершенно очищается. Остаётся лишь небольшой след от пятна, но и он является безупречно чистым.
* * *
Мы живём в тяжёлые времена. Христианам следует иметь великое терпение, чтобы получить от Господа большую награду.
* * *
Благословение и молитва приносят пользу, когда идут от сердца.
* * *
Любочестный должен больше думать о любви Божией, о Его жертве за нас, а человеку жёсткому полезнее размышлять о Суде и воздаянии за грехи.
* * *
Диавол пал из-за своей гордыни. Какая же это страшная вещь! Первый ангел стал врагом Бога и людей. Мы не должны чувствовать к нему ненависти, а сожалеть о глубине его падения.
* * *
Пожилой человек, который нигде не может обрести радости, найдёт покой, когда заглянет внутрь себя и начнёт работу по собственному исправлению.
* * *
Самое важное — это смирение, доброта и простота. Доброта — это, когда человек думает в первую очередь о том, как помочь ближнему, а не о том, как повольготнее устроиться в этой жизни. Бог не несправедлив. Он воздаст нам всё, что мы упустили и потеряли, пытаясь помочь нашим братьям.
* * *
Молитва за усопших им очень сильно помогает.
* * *
Человек должен размышлять о благодеяниях Божиих и собственной неблагодарности и с сокрушенным сердцем просить у Бога милости. Любая жизненная ситуация должна становиться поводом для благодарения и славословия Господу.
* * *
Отшельники жили в тёмных пещерах и узрели свет Христов. Мы же, если будем искать удобств и комфорта, останемся в земном измерении.
* * *
Без Христа печаль — это страсть.
* * *
Пока мы будем хотеть, чтобы другие к нам хорошо относились, люди не будут принимать нас в расчёт. Всё изменится, когда мы смиримся.
* * *
Духовные люди пытаются увидеть всю нечистоту, которая у них есть внутри. Мирские пытаются скрыть её и выглядеть внешне благообразными. Они создают и одевают искусственные личины внешнего поведения, изолируя себя от Божественной благодати.
* * *
Бог не хочет от нас ничего, кроме чистого сердца.
* * *
Самое главное — это молитва. Это наш духовный барометр. Пусть она сопровождает вас всю вашу жизнь.
* * *
Будем отдавать себя ближним, и нам воздаст Христос.
* * *
Смирение должно быть основанием и началом всякого дела. Оно является необходимой предпосылкой, без которой человек не может принести пользу Церкви.
«Всё идёт к развалу, но последнее слово остаётся за Богом». Гордость — это нехватка любви
Соучастие ближнему в его беде и попытка его утешить равносильны молитве за него и часто приносят скорбящему облегчение.
* * *
Не у всех, кто достиг святости, были святые духовники, но у всех были святые помыслы.
* * *
Сердце для духовной жизни тоже самое, что двигатель для машины. То, что человек делает от сердца, не приносит ему усталости. Поэтому, когда люди спрашивают меня, какое им получить образование, я отвечаю: «То, которое вам по душе». Некоторые профессии (особенно врача и учителя) следует выбирать по призванию. Что касается духовной жизни, то здесь важно, чтобы молитва совершалась при участии сердца.
* * *
Молитва — громоотвод, отводящий от нас Гнев Божий.
* * *
Наше сердце должно болеть из-за каждого нашего прегрешения, иначе мы будем грешить снова и снова.
* * *
Если мы боремся со страстями, но не можем их победить — значит, у нас есть гордость, или мы кого-то осуждаем.
* * *
Нам надо научиться уставу Рая — непрестанной молитве.
* * *
Диавол закинул сети, чтобы поймать в них всё человечество. Богатых он хочет уловить масонством, бедных — коммунизмом, а верующих — экуменизмом.
* * *
Если будем жить духовно — диавол не будет иметь над нами никакой власти.
* * *
Когда нам делают замечание (неважно, заслуженное или нет), будем всегда просить прощения. Тогда смиримся и получим Благодать от Бога.
* * *
Если человек не переживёт духовного возрождения, он обречён на ад.
* * *
Сегодня Евангелие отложили в сторонку, беззаконие объявляют законом, а из греха делают моду. Всё идёт к развалу, но последнее слово остаётся за Богом.
* * *
О том, кто думает о себе, не думает Христос.
* * *
Когда мы жалуемся на своих ближних, — тем самым ропщем на Бога.
* * *
Чтобы видеть в другом человеке ангела, надо и самому стать ангелом.
* * *
Самолюбием человек изолирует себя от Бога.
* * *
Истинное и совершенное смирение — это такое состояние, когда человек, даже если захочет, не сможет возгордиться.
* * *
Большая честь для детей и их родителей посетить Святую Гору Афон.
* * *
Как обрести ревность по Бозе? Избавиться от зависти.
* * *
Тот, кто говорит и пишет о Святых отцах, предварительно не очистившись от страстей, похож на бочонок, который полон мёда, но пахнет бензином.
* * *
В прежние времена миряне имели больше благоговения к просфоре, чем сегодня некоторые монахи к Святому Причастию.
* * *
Бог прежде всего хочет, чтобы мы были радостными и обрели утешение. Бог не тиран. Он не давит, а даёт нам свободу.
* * *
Плотское воздержание делает человека сильным физически. Если же он будет стараться ещё и вести духовную жизнь, станет сильным и духовно.
* * *
Если бы были хорошие духовники, не было бы нужды в психиатрах.
* * *
Если во время молитвы мы не чувствуем утешения и радости, как дети, оказавшиеся в материнских объятиях, — значит или кого-то ранили своим поведением, или одержимы гордыней.
* * *
Пусть всегда рядом с вами будет открытая духовная книга, чтобы лукавый не имел возможность досаждать злыми помыслами.
* * *
Если кто-то раздражён, лучше не пытаться заговорить с ним, пусть даже и по-доброму. Он похож на раненого, которому даже ласковое поглаживание раздражает рану.
* * *
Смирение и любовь — вот самые главные средства для нашего спасения.
* * *
Мы должны стремиться выкорчевать большие страсти. Победив их, одновременно справимся и с менее значительными пороками.
* * *
В наши дни исполнилось пророчество преподобного Антония Великого: «Придёт время, и люди сойдут с ума. Того же, кто остался разумным, будут называть умалишённым, потому что он не такой, как они».
* * *
Грешные люди после смерти будут страдать из-за своих желаний.
* * *
Для духовной жизни необходимо самопожертвование.
* * *
Когда не ищешь себе оправданий — чувствуешь всю радость этого мира. Когда хочешь оправдывать себя — не сможешь найти покоя.
* * *
Большинство людей столь погружено в земное, что не чувствует Божественной любви.
* * *
Для ребёнка ад — быть вдали от матери, для человека — быть далеко от Бога.
Миряне, если не будут роптать, получат от Бога такую же награду, как подвижники монахи
Люди горделивые и восторженные должны находиться в послушании у кого-то (здесь старец имеет в виду прежде всего духовного отца), чтобы отсекать свою волю.
* * *
Благоговейные родители, желающие, чтобы их дети стали монахами, не должны их к этому подталкивать, а должны сами вести подвижническую жизнь.
* * *
Каждый должен действовать сообразно своему духовному состоянию. Нельзя брать на себя подвиги, к которым человек ещё не готов.
* * *
Я встречал развращённых мужчин с «плотским мудрованием», которые женились на церковных девушках, ведущих духовную жизнь. Они так отчётливо ощущали их духовную чистоту, что не дерзали приблизиться к ним и вступить в плотские отношения. Как следствие, даже подумывали о разводе. Если простые девушки так повлияли на своих нецеломудренных супругов, то как описать то неизмеримо большее и неизгладимое впечатление, которое производила на людей наша Владычица Пресвятая Богородица.
* * *
Благодать священства — это нечто особенное. Она подобна внешнему элементу питания, от которого священники получают энергию. Эта благодать не является их собственностью. Она не даётся как награда за какие-то духовные заслуги.
* * *
Сегодня диавол своей великой злобой невольно делает миру огромное благодеяние. Благочестивые люди, видя, куда катится мир, сближаются с другими благочестивыми христианами и получают стимул в своей духовной брани с лукавым.
* * *
Если кто-то пал духом, его следует подбадривать и воодушевлять. Но когда он впал в гордыню и превозношение, ему полезно будет смириться.
* * *
Часто мы, монахи, становимся жестокосердными, потому что не видим боль других. А бедолажки миряне сострадательны, так как всё время видят вокруг боль и скорби. Поэтому мы должны боль других сделать своей и молиться за весь мир.
* * *
Если во время молитвы мы не чувствуем Божественного утешения — значит что-то неладно. Мы должны принести покаяние и в чём-то исправиться. Неправильно говорят некоторые, что это происходит из-за зависти и козней диавола. На самом деле Сам Господь словно говорит нам: «Я не понимаю того, как ты обращаешься ко Мне». Молитва, как и Святое Причастие, — это Таинство. К ней необходимо готовиться и иметь чистую совесть.
* * *
Пришёл ко мне как-то один паломник и рассказал, что прочитал несколько книг об Иисусовой молитве и попытался понудить себя к её творению, но в результате у него лишь разболелось сердце. Тогда я спросил его: «Разве у тебя нет материала для смирения (грехов)? Смирись, и ты почувствуешь, как тебе необходима милость Божия. Тогда молитва будет литься сама собой, без понуждения.
* * *
Бог не вмешивается в нашу жизнь, а ждёт, что мы попросим Его помочь нам, так как уважает нашу свободу.
* * *
Духовный человек чувствует намерения других (например, если его хотят использовать или обокрасть), но всегда относится к ним с добрым помыслом. Он не препятствует злоумышленникам, считая, что они имеют в том, что хотят отнять у него, бóльшую необходимость.
* * *
Если нет искреннего покаяния и смирения — предпосылок для того, чтобы человек почувствовал, как ему жизненно необходима Милость Божия, одни только внешние подвиги и понуждение себя приведут человека к прелести.
* * *
Ум наш (насколько это возможно) должен быть рядом с Богом и не думать о злом.
* * *
Посеяв горсть пшеницы, мы получим урожай пшеницы, посеяв колючки — вырастим колючки. Добро, творимое человеком, порождает новые добродетели, а грехи влекут за собой новые прегрешения.
* * *
Одному женатому, который заявил мне, что монашество, в отличие от брака, — это не таинство, я ответил, что иночество — это таинство Церкви Торжествующей, так как уже в земном существовании переживает ангельскую жизнь.
* * *
Несчастья, боль и поношения искупают нас от ада.
* * *
Мы не должны искать в молитве наслаждения, пусть даже и духовного. В противном случае мы уподобляемся детям, любящим своего отца только за то, что он даёт им карамельки и шоколадки. Искомое в молитве — это душевный мир.
* * *
Многие впавшие в прелесть, которых диавол сделал лжепророками, не положили в основу духовной брани покаяние и познание себя, а стремились к постам и бдениям, по своей гордыне желая великими подвигами достичь святости.
* * *
Как у каждого автобуса есть депо, так и беснование имеет какую-то первопричину. Не надо идти на отчитку, если прежде не найден повод, ставший причиной духовного заболевания.
* * *
Настоящее смирение имеет тот человек, который сделанные им добрые дела сразу забывает, а любое сделанное ему благодеяние (даже самое незначительное) считает громадным и чувствует за него благодарность.
* * *
Обретение святости не зависит от того, сколько времени мы подвизаемся, а зависит от любочестия и нашего смиренного подвига. В любочестии есть и смирение, и благородство, и жертвенность.
* * *
Люди бедные, нуждающиеся и голодающие, если не будут роптать, получат такую же награду, как пустынники, подвизающиеся на склонах вершины Святой Горы Афон. Монахи воздерживаются от пищи добровольно, и это сильно облегчает их подвиг. Например, я, если делаю что-то, делаю это по собственной воле и, как следствие, почти не чувствую тяжести аскезы. А эти бедняги голодают не по собственному желанию, и поэтому страдают куда сильнее. Бог может наградить их даже большей наградой, чем подвижников-отшельников.
Опубликовано: 31/03/2013