Пост: неядение людей
Не-любовь — это самое страшное невоздержание
Вот начался Великий пост, и интересно было бы посмотреть, что слово «пост» значило в древнегреческом языке.
Что касается русского слова, то оно в религиозном контексте несет очевидные и прозрачные ассоциации с воинской службой. Смысл христианской жизни подразумевает, что христианин должен быть Христовым воином, одна из главных добродетелей которого верность (неслучайно слова «вера» и «верность» так похожи, у них одно происхождение и очень близкий смысл). Тогда время христианского поста — время особой строгости в несении этой службы. Человек как бы встает в караул, на пост, и все это время он не должен спать или еще как-то ослаблять свою бдительность. Можно сказать, что в пост должна усиливаться религиозная жизнь, религиозные устремления человека. Это время, когда надо стараться еще больше избегать соблазнов, время для еще большего покаяния и бóльших попыток творения милости.
В древнегреческом же языке слово «пост» — это ἡ νηστεία (nēsteia). Дословно оно значит «неядение», поскольку образовано от отрицательной приставки νη — и глаголов ἔδω (edō) и ἐσθίω (esthiō) — «есть», «поедать». Таким образом, в греческом слове подчеркивается сторона воздержания в посте. Причем, воздержание, конечно, должно иметь не только телесный, но и духовный характер. То есть, оно должно быть не только от мяса и прочих нерастительных продуктов, хотя и это важно. Иоанн Кассиан Римлянин говорил, что кто не преодолел страсти чревоугодия, тот не вступил даже на первую ступень веры, и о каком-то его духовном совершенствовании в этом случае не может быть и речи. Однако это только начальная ступень. «Постимся от всякия злобы, и зависти, и свара» — поется в храмах в среду вечером на 1-ой седмице Великого поста. Неслучайно в православной среде очень популярно одно выражение по поводу того, что можно, а что нельзя есть в пост: главное — это не есть людей.
Известный русский богослов и писатель 20 века Сергей Фудель (сын священника Иосифа Фуделя, друга и единомышленника русского философа Константина Леонтьева) говорил, что пост надо понимать прежде всего как воздержание от нелюбви: «Не-любовь — это самое страшное невоздержание, объядение и пьянство собой, первоисточное оскорбление Святого Духа Божия». В своей книге «У стен Церкви» он вспоминает, как одна современная девушка в случайном разговоре так раскрыла зловредность любого оскорбления любого человека: надо же, сказала девушка, будет там и с ним радостно встретиться. «Учитесь не только у святых отцов, но и у современных девушек», — добавляет по этому поводу Фудель.
Опубликовано: 20/03/2013