«С преподобным
преподобен будеши...»
Святость: подвиг и благодать
Преподобный
Иустин (Попович) |
В мире Богочеловеческой веры две огромные силы обращены друг к другу: благодать Божия и человеческая свобода. Соединённые верою они рождают святого человека.
Прп. Иустин (Попович)
Недостижимая немощными человеческими силами, святость обретается в соработничестве — синергии — Бога и человека; в согласии двух воль — Божественной и человеческой; в сослужении человека Богу и в восполнении человека Богом. Со стороны человека — свободное произволение на такое сотрудничество, доказываемое всеусильным подвигом исполнения евангельских заповедей, со стороны Бога — Божественная благодать, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», подаваемая, главным образом, через церковные Таинства.
Прп. Иустин (Попович) пишет об этом так: «...для моего спасения необходимы и Божия благодать, и вся моя свободная воля ... всё я должен давать от себя через святые добродетели и всё принимать от благодати через Св. Таинства. Спасение моё полностью зависит от Божией благодати. Но точно так же моё спасение всецело зависит от моих подвигов».
На этом пути «подвига и благодати», который и есть путь христианской жизни, обретается святость. Сонмы подвижников прошли по нему, явив миру величайшие образцы святости. По этому пути призван идти и каждый из христиан — другого пути на Небо нет.
Опыт святости
Святитель
Игнатий (Брянчанинов) |
Какое верное руководство к Небу, засвидетельствованное самим Небом, — писания отцов!
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Опыт прохождения пути всесторонне отражён в отеческих наставлениях, сочинениях, житиях, вошедших в Святоотеческое Предание Церкви. Из них можно научиться всему, что необходимо в христианской жизни: правильному разумению Священного Писания, правой вере, жительству по евангельским заповедям, правилам аскетики. Святоотеческое Предание в полноте содержит 2000-летний опыт христианской святости.
Великий дар Бога нашему времени — свободный доступ к отеческим книгам — даёт нам бесценную возможность приобщаться святоотеческой мудрости, учиться мыслить и жить по-святоотечески в современных условиях.
«Нет ближе знакомства, нет теснее связи, как связь единством мыслей, единством чувствований, единством цели ... Усвой себе мысли и дух св. отцов чтением их писаний. Святые отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели ... как единомысленный и единодушный святым отцам, ты спасёшься», — пишет свт. Игнатий.
Свт. Игнатий и Святоотеческое Предание
В течение веков единогласно свидетельствуют св. отцы единое Божественное учение — принесённое на землю Вочеловечившимся Богом, переданное Им апостолам и воспринятое от апостолов св. отцами.
Иеромонах
Серафим (Роуз) |
Как важно нам, последним христианам, получить вдохновляющий пример и руководство св. отцов недавней поры или наших дней, тех, кто жил в таких же условиях, что и мы... и сберёг в целости и сохранности первоначальное нестареющее учение.
Иеромонах Серафим (Роуз)
Живым звеном великой и неразрывной святоотеческой традиции является выдающийся подвижник и духовный писатель XIX в. свт. Игнатий (Брянчанинов) (1807—1867), прославленный в 1988 г. Русской Православной Церковью в лике святых «за святость жизни, которая раскрывается в его творениях, написанных в духе подлинно Православного Святоотеческого Предания».
Сочинения свт. Игнатия основаны полностью на учении отцов и раскрывают его применительно к современности. Святитель пишет: «Писания мои мне не принадлежат; их источник — отцы, они принадлежат отцам Православной Церкви».
Неуклонное последование святоотеческому учению, из которого составляется догматическое и нравственное Предание Церкви, святитель, в полном согласии со всеми отцами, считает единственным путём ко спасению.
Творения свт. Игнатия приняты во всём православном мире в качестве верного руководства в духовной жизни как монашествующих, так и мирян.
Одна из книг святителя не является, в полном смысле слова, его сочинением. Это «Отечник», составленный на основании различных патериков и сообщающий читателю удивительные примеры святой жизни.
«Отечник» свт. Игнатия
Патерики, в славянской книжности — отечники, представляют собой сборники изречений св. отцов-подвижников или рассказов о них. Появившиеся с распространением монашества в IV—V вв. три сборника: патерики Азбучный, Египетский и Лавсаик, положили начало жанру, ставшему необычайно популярным в христианской литературе.
«Отечник» свт. Игнатия содержит высказывания по вопросам христианской аскетики более 80 подвижников, а также примеры из их жизни. Для облегчения правильного понимания современным читателем мудрости древних святых «Отечник» прокомментирован святителем.
Архиепископ
Феодор (Позднеевский) |
«Тут нет ничего измышленного... сочинённого; тут только пережитое, лично выстраданное и на опыте других, мудрейших и праведнейших, проверенное ... никакому лабораторному физиологу и психологу не превзойти глубоких сердцеведцев — Макария Египетского, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина и др.»
Архиеп. Феодор (Поздеевский)
Патерики отражают великие образцы святости монашеской, но и миряне могут почерпнуть из них много полезного. И, помимо прочего, принести себе упрёк за то, что мы так далеки от примеров совершенства, которые Господь показывает нам в Своих святых.
Из «Отечника» свт. Игнатия
Брат спросил авву Пимена: «Каким образом должен человек проводить своё жительство?» Старец отвечал: «Видим Даниила, на которого не нашлось другого обвинения, кроме обвинения в служении Богу».
Антоний Великий, преподобный авва, египетский пустынножитель, сказал: «Братия! Будем веровать в Господа нашего Иисуса Христа и поклоняться Ему. Покорим себя Ему и потщимся исполнять волю Его во всякое мгновение. В другого Бога, кроме Его, не будем веровать... Будем веровать в Него от всего сердца нашего и жительствовать по заповедям Его, потому что вера без дел мертва есть (Иак. 2:20).
Непрестанно бодрствуй над собою, чтоб не быть обольщённым и сведённым в заблуждение, чтоб тебе не впасть в леность и нерадение, чтоб не быть отверженным в будущем веке ... Ежедневно умирай, чтоб жить вечно: потому что боящийся Бога жив будет во веки.
Некоторому старцу сказали, что иные сподобляются видеть Ангелов. На это старец сказал: «Блаженны те, которые непрестанно видят грех свой».
Брат спросил авву Пимена Великого: «Что делать мне со грехом моим?» Старец сказал: «Желающий избавиться от грехов избавляется от них плачем, — и желающий не впадать вновь в грехи плачем, избегает впадения в них. Это — путь покаяния, преданный нам Писанием и отцами, которые сказали: плачьте! другого пути, кроме плача, нет».
Сказывали об авве Арсении Великом, что он постоянно имел платок на коленях, в то время, как сидел за рукоделием, по причине слез, падавших из очей его.
Опубликовано: 31/03/2013