Колокольные звоны
России в Австралии
Интервью с Владимиром Петровским — знаменитым исследователем колокольных звонов
В 2013 году приход первого русского православного храма в Австралии — кафедральный собор в Брисбене празднует своё 90-летие.
К этому знаменательному событию в России были отлиты колокола и доставлены в столицу Квинсленда. Впервые в истории Русской Православной Церкви за рубежом зазвучали колокольные звоны России и стали неотъемлемой частью церковной службы Свято-Николаевского собора в Брисбене.
Настоятель собора протоиерей Гавриил Макаров, благословивший изготовление колоколов, говорит: «Для проживающих людей в России, на Украине 90-летие храма — это незначительный возраст, поскольку возраст храмов там исчисляется столетиями, но для зарубежной церкви 90 лет — это целое событие».
90 лет скитаний русских по чужбине — это, действительно, не мало. Уже подрастает четвёртое поколение русских эмигрантов, прибывших в начале 20-го столетия в Австралию, построивших первый православный русский храм на пятом континенте.
Во дворе собора, в наземной звоннице разместились для постоянного пребывания 8 колоколов: два благовеста, 3 три колокола средних и три маленьких. Самый большой колокол весит 326, а самый маленький — 6 килограммов. Колокола на звоннице помог правильно установить знаменитый звонарь из России Владимир Петровский. Под его управлением зазвучали колокола России перекатистым перезвоном над Австралией.
Слева направо: настоятель собора
протоиерей Гавриил Макаров, В. М. Петровский. В центре Первоиерарх РПЦЗ Иларион. Справа: диакон Владимир Бигдан |
А как дальше, когда звонарь Владимир Марьянович уедет? Есть ли звонари в Австралии? Даже в России настоящий звонарь — это редкость. К большой радости, Владимир Марьянович Петровский не только помог правильно, установить колокольню во дворе собора, с учётом всех особенностей колокольного звучания, возможности соборного двора и административных требований города, но и организовал школу звонарей. Он каждый вечер проводил учёбу для всех желающих освоить колокольное искусство, как в теории, так и на практике.
Открывая первый урок школы звонарей в соборе 20 декабря 2012, отец Гавриил сказал:
«Думая о том, что можно сделать к 90-летию собора, возникла прекрасная идея — заказать колокола в России. Эту идею предложил отец Владимир Бигдан — диакон собора. Мне идея такая очень понравилась, мы все отнеслись к этому с большой радостью и с трепетом, но я тогда, даже, не знал, как это можно осуществить. Сейчас, когда установили колокола, и я впервые услышал этот звон и посмотрел, как это все выглядит, я был до слез тронут. Конечно, людям, приехавшим с России звоны привычны, но многие, родившиеся в Австралии, колокола услышали впервые. Пожилые люди сказали, что колокола им напомнили что-то очень далёкое и родное, детство, деревню... Я очень рад, что так много желающих пришло научиться звонарному мастерству...».
Отец Гавриил представил приехавшего из города Архангельска лучшего звонаря России — Владимира Марьяновича Петровского, который рассказал о себе.
Владимир Марьянович Петровский — знаменитый исследователь, звонарь, композитор родился в городе Березняки Пермской области, окончил Архангельское музыкальное училище по классу ударных инструментов. После окончания училища в течение семи лет преподавал джазовую импровизацию в том же музыкальном училище, играл в оркестрах. В 1985 году судьба привела его в бюро путешествий, где после прохождения курсов, он стал вести экскурсии по теме: «Деревянное зодчество Севера». Позднее стал проводить экскурсии в Архангельском этнографическом музее, в котором впервые познакомился с колоколами, которые вошли в его жизнь навсегда. Владимир Петровский стал не только первым известным звонарём России, но и создателем направления современной колокольной музыки. В настоящее время он пишет музыку, создаёт музыкальные пьесы. В его репертуаре есть такие пьесы, как: «Вальс колоколов», «Пасхальные перезвоны» «Праздничный торжественный трезвон», «Малиновый звон».
30 декабря 2012, после литургии в Свято — Николаевском соборе Брисбена, которую отслужил Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Владыка Иларион, во дворе собора Владимиром Петровским был дан настоящий концерт Российских колокольных перезвонов.
Люди стояли вокруг храма, замирая от красоты звучания колоколов. Историческую справку о колоколах и повествование о каждом перезвоне давал диакон Владимир Бигдан. В заключении концерта выступил настоятель собора. Отец Гавриил выразил благодарность гостю за усердие и помощь в установке звонницы, за курсы звонарей, которые Владимир Петровский преподал брисбенцам.
Грамота Владимиру Петровскому от настоятеля и клириков кафедрального собора Брисбена была вручена лично Первоиерархом РПЦЗ Иларионом. В своём выступлении отец Гавриил, также, поблагодарил Сергея Николаевича Остапенко, который внёс большую часть оплаты за литье и доставку колоколов из России в Австралию. «Без его помощи сегодня не было бы такой радости, как сегодня» — сказал настоятель.
Во время пребывания Владимира Петровского в Брисбене, мне удалось с ним не раз общаться и, каждый раз я задавала ему разные вопросы.
— Владимир, вероятно, чтобы так трогательно выводить колокольные мелодии, чтобы зазвучали колокола малиновыми звонами, перезвонами венчальной радости, печальным прощанием, надо иметь не только силу бить в колокола, но и иметь исключительный слух и музыкальное образование?
— Скажу сразу, что музыкальное образование иметь не обязательно, даже слух может быть не самый тонкий. Когда звонишь — ты все равно ничего не слышишь. Главное в искусстве звонаря — это ритм. Есть ритм — дела пойдут. Внутренняя молитвенность должна соединится с техникой, с содержанием, с красотой — это должно быть единое целое.
Одно неверное движение и малиновый звон может перейти в другую мелодию. Каждый звонарь рисует свою картинку, в этом и есть чудо колокольных звонов. Конечно, музыкальное образование помогает быстрее освоить все тонкости колокольного искусства, но это совершенно не обязательно. Иногда приходят учиться звонарному делу люди совершенно не музыкальные, приходят подростки, люди, которым за 60 лет и все осваивают это мастерство, была бы любовь к Богу.
— Как долго вы обучались этому искусству? Вы организовали школу колокольного искусства в России?
— Колокольными звонами я занимаюсь 26 лет. Я музыкант и ударные инструменты — это моя профессия. Самое сложное — это духовное понимание того, что ты делаешь. Во всем, что ты делаешь, должна присутствовать благодать. Это пришло не сразу. Что касается школы звонарей, то я сразу понял, что обучать людей звонарному делу надо на месте, где звонарь будет служить. Каждая колокольня и храм имеют свои архитектурные особенности, своё количество колоколов. Отучившись в школе звонарей, звонарь может прибыть в свой храм и не знать с чего начать. Я провожу обучения на месте, разъезжая по храмам. Я побывал более, чем в 170 храмах, говорил со старожилами, слушал, записывал, запоминал.
Был много раз в православных храмах за границей, где проводил курсы звонарей. Везде есть мои ученики, их теперь более 1000 человек. Когда я начинал изучать колокольные звоны, некому было задать вопрос. Я был первым в этом деле. Сейчас уже не мало звонарей по России. Мои ученики теперь имеют своих учеников. Хорошим звонарём стал мой сын. Он со мной везде с 12 лет. Сейчас ему 28 лет и это уже профессионал. После литургии в Архангельске горожане приходят слушать наши перезвоны. Мы вдвоём с сыном устраиваем целые концерты. Сегодня я звоню в Австралии, а сын мой звонит в колокола в Архангельске.
— Проводя учёбу звонарей, колокольные фестивали и другую работу по возрождению русского колокольного искусства, чувствуете ли вы, что Господь вам определил особую миссию служения и вы, как проводник для заблудших людей к Богу?
— Да, вы очень правильно выразились — именно миссия служения. Я чувствую это. Колокольные звоны — это, как мостик к Богу. На концерты приходить ведь не только верующие люди.
Иногда человек услышит, что какой-то там заезжий звонарь будет давать концерт колокольных звонов. Придёт от любопытства. Видит, что люди покупают и ставят свечи, решает, что и ему надо поставить свечку. А где ставить? Надо спросить. Видит, что-то еще говорят при этом и так далее. В конце концерта подходит со слезами на глазах и благодарит, что услышал Бога, что радость и благодать посетили его.
А, если он сегодня не услышал зов души, то, по крайней мере, Господь явно давал ему шанс. Так капля за каплей и разносится Божие слово. И я рад, что Бог мне дал эту возможность миссионерства.
Я ведь тоже до этого многим занимался, все что-то искал, пытался себя понять, пока Господь мне не указал прямой путь к Нему. Прежде чем увидеть этот путь, сколько было протоптано дорог, ведь мы упрямые, нам все кажется, что мы все знаем сами.
— Часто можно услышать о чудодейственной лечебной силе колокольных звонов. Были ли у вас случаи, когда люди к вам обращались с просьбами — полечить колоколами, или рассказывали об этом?
— У нас в России есть такая телепередача «Малахов плюс». Во время этой передачи доктор Малахов рассказывает о нетрадиционных методах лечения, начиная с трав и заканчивая невероятными историями. Ведущие передачи два года упрашивали меня рассказать о случаях чудодейственного исцеления колокольным звоном. Я ко всему этому отношусь очень осторожно и все делаю только с благословения священника. Слышал о случаях исцеления, но это скорее действует молитва. Один верит и ему колокола и молитва в помощь, а без веры у нас ничего не случается.
— Владимир, вы считаете, что привезённые и установленные колокола в Брисбене — это полный набор для полноценного звучания, ведь в России, иногда, на звонницах по 20—30 колоколов?
— У вас в Брисбене — это идеальный набор колоколов. Здесь есть и малые и большие и средние голоса. Очень качественный металл и изготовлено на ведущем заводе, который зарекомендовал себя не только в России, но и в Европе. Здесь все гармонично, качество и присутствует благо звучание. Развес колоколов в Брисбене сделан индивидуальный и такого развеса больше нет в мире. Это наземное распределение и надо было продумать так, чтобы сохранить голоса и усилить их звучание. Обычно колокола висят в окнах колокольни. Иногда струны колоколов достигают длины более 20-ти метров. На вашей звоннице длина струн около трёх с половиной метров. Господь устроил все необыкновенным образом, дал новые идеи развеса и колокола в Брисбене зазвучали великолепными звонами. Храмы все разные и набор колоколов и количество их в звонницах не повторяется.
— Вы сами сочиняете мелодии для колокольных пьес? Возможно ли повторить колокольные звоны?
— Да, я сочиняю колокольные мелодии сам, но повторить их невозможно, даже самому. Каждый раз получается по — особому неповторимо, как будто Господь водит твоей рукой, передавая состояние души, время, чувства. Во время создания звона, соблюдая состояние спокойствия и торжественности, я начинаю рисовать ритмические фигурки и каждый раз льются новые звуки.
— Вы бывали раньше в Австралии? Какие ваши впечатления? Внесёт ли посещение Австралии что-то новое в ваши мелодии?
— Я впервые в Австралии и буду еще долго переваривать увиденное. Здесь чудесная природа, погода, люди, море. Все это очень благодатно действует на человека. Что родится в колокольных мелодиях после посещения этой чудесной страны — только один Бог знает, но все призывает здесь к творчеству. Я очень рад, что вложил свою лепту в период подготовки Свято-Николаевского прихода к 90-летию. Колокольные звоны России отныне будут звучать в Брисбене.
Опубликовано: 28/05/2013