Будем учиться у исповедников
Мы читаем в житиях святых о великих чудесах, и нам даже не верится, что нечто подобное действительно может происходить. Почему же для христиан былых времен Бог совершал столько таких чудес, какие едва ли можно увидеть в наши дни? Сын Божий говорил, что «уверовавших будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16:17—18). Неужели мы уже не верим в то, чему учит нас Спаситель?
Иерей Игорь Розин,
убиенный в Тырнаузе |
Одна из самых тяжелых форм секуляризации христианской жизни состоит в допущении компромиссов. Современный человек находит оправдание для любых грехов, начиная с нарушения поста и отсутствия на Божественной Литургии до допущения блуда в качестве нормы — и это потому, мол, что «как на свете без любви прожить». В общем, сегодняшний христианин хочет по-демократически разделить себя между миром и заповедями Евангелия.
Нам исподволь внушается, что сейчас уже трудно жить так, как жили христиане сотни лет назад. Мы часто слышим, что для того, чтобы жить в сегодняшнем обществе, нужно иметь «взвешенную» позицию, — если называть вещи своими именами, то нам навязывается христианство теплохладное, скорректированное в угоду духу времени.
Чтобы оправдать такую позицию, была разработана целая теология компромисса, ибо это далеко не просто — противоречить Самому Сыну Божию, Который говорит: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24).
Почитание святых претерпевает метаморфозы, подчиняясь коммерческим стандартам. Вместо того, чтобы видеть в мучениках, святителях, юродивых Христа ради и преподобных идеалы веры, добродетелей, подвига, борьбы с грехом, бесами и компромиссами, мы смотрим на них исключительно как на своих помощников, целителей-бессребреников и «небесных спонсоров», которые помогают нам стяжать дома, машины и прочие блага мира сего.
Преподобномученица
Елизавета |
Наглядным отражением этой ситуации являются кипы поминальных записок, — подавляющее большинство молится о том, чтобы вступить в брак или найти работу, но куда меньше тех, кто просит о ниспослании сил, чтобы исполнять волю Божию, проводя чистую жизнь[1].
Жития святых читают скорее как занимательные рассказы, чем как учебники, ориентирующие в духовной жизни. А между тем всё должно быть иначе.
Для каждого момента своей жизни мы должны находить ориентиры в житиях святых. Ведь хотя раньше и не было ни телевизора, ни интернета, и люди не передвигались на машинах и самолетах, духовная брань была той же самой и велась по тем же критериям, на которые следует обращать внимание и сегодня.
Почему давнишние чудеса не совершаются в нашей жизни? Потому что наше отношение к вере — теплохладное, потому что веру свою мы зачастую исповедуем на половину или на четверть, чтобы «не соблазнить» мир, а на самом деле, чтобы не лишиться одобрения мира и дружбы с ним.
Инок Трофим, убиенный
вместе с отцами Василием и Ферапонтом на Пасху 1993 г. |
Разве мы можем называться учениками Спасителя, имя Которого носим, если хотим, чтобы мир любил нас, в то время как мир ненавидел и ненавидит Христа, потому что Он свидетельствует о нем, что дела его злы (Ин. 7:7)? Уподобляемся ли мы христианам минувших времен, которым подходило слово, сказанное Богом: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:19)?
Конечно, в наше время стало намного меньше христиан, сердце которых горит о Христе, о соблюдении Его заповедей. Все тяжелее найти такие примеры, и многие из тех, кто искренне ищет Бога, даже не знают, что представляет собой та настоящая христианская позиция, в силу которой человек может жить во Христе, страдать вместе с Ним и приобщаться той чудесной и Божественной жизни, к которой мы призваны уже здесь, на земле.
Так будем учиться у исповедников Христовых, в которых никогда не было недостатка в течение всех веков, от первого мученика — святого архидиакона Стефана, — вплоть до наших дней .
Следуя им, мы следуем Самому Христу и живем во Христе. Ибо, только уподобляясь им, мы можем открыть для себя сладость благодати, которой приобщались святые мученики, и в силу которой они любое гонение встречали с радостью и на любое мучение смотрели как на случай к спасению.
[1] В Румынии принято писать в поминальной записке конкретное прошение.
Опубликовано: 13/06/2013