Польза от искушений
Выбранные места из Добротолюбия
1. Венец безсмертный, совершенство и спасение дается человеку, если он все случающиеся с ним напасти переносит с радостью и благодарением. Такой обуздывает гнев, удерживает язык, внимателен в выборе пищи и воздерживается от наслаждений, что происходят от себялюбия.
2. Любое печальное событие благоразумного наводит на мысль о Боге, а тому, кто забывает о Нем, причиняет скорбь.
3. Пусть каждое невольное страдание будет тебе поводом помнить Бога и у тебя всегда будет повод для покаяния.
4. Тот, кто неотступно соблюдает заповеди, пусть ждет искушений, которые от этого последуют. Ибо любовь ко Христу противоположным ей испытывается.
5. Многие устояли в великих скорбях, но те, кто думал это сделать без молитвы, не смогли.
6. Истинное знание есть терпение в скорбях и неосуждение ближних за те несчастья, что с ними случаются.
7. Тот, кто взыскуя Господа благоразумно приписывает скорби, с ним происходящие, Божественному приговору и правосудию, обрел знание и правду.
8. Если ты постиг слова Писания «Он Господь Бог наш; суды Его по всей земли» (1 Пар. 16:14), тогда любая напасть становится для тебя учителем в познании Бога.
9. Все, что с нами происходит, мы склонны объяснять по-своему. Однако скольким испытаниям мы должны подвергнуться, то знает лишь один Бог, Который их попускает.
10. Когда душа грешная не принимает с радостью посылаемые ей скорби, тогда Ангел-хранитель говорит о такой: «Врачевали... Вавилон, но он не исцелел» (Иер. 51:9).
11. Если тот, кого порицает другой, не вступает с ним в спор словесный или мысленный, то это означает, что он обрел истинное духовное знание и являет несомненную веру в Бога.
12. Соблюдай осторожность в помыслах и тогда не изнеможешь в искушениях. Если не будешь бдителен, подвергнешься скорбям, что найдут на тебя.
13. Как врач назначает больным для лечения горькое лекарство, так злонравным и сластолюбцам Божественный Промысл попускает мучительные скорби.
14. Когда на тебя находит искушение или обуреваешься помыслом обратить свой гнев против кого-либо, или поднять безчинный крик, тогда вспомни, какая за этим последует печаль, и прибегни к молитве, и тотчас утихнет внутри тебя это смущающее движение.
15. Неожиданные искушения, с нами случающиеся, научают нас, согласно смотрению Божию, быть трудолюбцами.
16. Чрезвычайно полезно и выгодно для души, чтобы мы с великим терпением переносили любую скорбь, что нам причиняется от людей или от бесов. Необходимо осознать, что по правосудию Божию постигло нас это злострадание, и что никого, кроме самих себя, мы не должны за это осуждать.
17. Иногда учитель претерпевает искушения, подвергаясь презрению и безчестию, ради духовной пользы учеников.
18. Сначала Петр получает ключи от Царства Небесного, а затем ему попускается отречение, чтобы этим падением смирился его дух. Так и ты, если получишь ключи богопознания, и все-таки нападут на тебя многие помыслы, не удивляйся. Только прославь Премудрого Господа нашего, который различными обстоятельствами надевает узду на наше высокомерие, приходящее по мере нашего познания Бога. Потому что искушения — это вожжи для человеческого высокомерия, и посылаются они промыслительно.
19. Во время искушений не покидай свой монастырь, а мужественно претерпевай волны помышлений, и особенно скорбь и равнодушие, и после того, как вынесешь все это, посланное смотрением Божиим, приобретешь несомненную надежду на Бога.
20. Когда случится тебе искушение, которого не ждешь, не осуждай того, от кого оно пришло, но исследуй, почему ты ему подвергся, и найдешь, как с ним справиться. Поступив худо по неосторожности, мы должны теперь страдать. По праву вкушаем мы горькую чашу суда Божия, которой смиряемся и избавляемся от гордыни.
21. Невозможно избегнуть будущего осуждения тому, кто согрешил, если только он не понес здесь вольные труды или невольные скорби.
22. Не имеет еще совершенной любви и не познал Божественный Промысл тот, кто во время искушений все случающиеся с ним скорби не переносит с кротостью, тем самым безрассудно отсекая себя от братии.
23. Тот, кто не сносит всего того, что ему причиняет безпокойство, или не претерпевает скорби и трудности, шествует вне Божественной любви и не знает цели Промысла.
24. Если все святые через страдания были научаемы, будем же и мы воздавать благодарения, когда научаемы бываем вместе с ними, чтобы и нам удостоиться быть причастниками их славы. Потому что, кого любит Господь, того наказует, и бьет того, кого принимает как сына Своего.
25. Если Бог, став человеком, страдал плотью, кто же не возрадуется, имея Бога сопричастником своих страданий? И сам такой человек, в силу этого, становится причастником Царствия Божия, потому что сказано: «если... с Ним страдаем,... с Ним и прославимся» (см. Рим. 8:17).
26. Если нам нужно пострадать по той причине, что в нас пустило корни через праотца нашего сластолюбие, нам должно мужественно претерпевать многие страдания, которые притупляют его жало, и все, что от него происходит.
27. Все Евангелие нас учит отречению от жизни по плоти и исповеданию духовному. Поэтому те, кто умерли ради Бога в этом веке, имеют скорби, многие страдания, печали, испытывают гонения и с радостью переносят многоразличные искушения.
28. Тот, кто возжелал истинной жизни, так как знает, что любое вольное или невольное страдание есть смерть для сластолюбия — матери смерти, с великой радостью приемлет жестокие напасти невольных искушений.
Терпением он превращает скорби в легкий ровный путь, который верно ведет его к награде небесного звания, если только со страхом совершает этот Божественный путь. Ибо несомненно, что сластолюбие — мать смерти; а страдание, вольное или невольное — смерть для сластолюбия.
29. Страшные испытания ожидают людей жестоких, потому что без великих страданий они не могут умягчиться.
30. Любой грех человек совершает по причине сластолюбия, а прощение получает через страдания и печаль.
31. Претерпевание напастей расплавляет злобу, но совершенно изгоняет ее терпение с осознанием того, что все это попущено Богом.
32. Чем больше страдание ощущаешь, тем больше принимай того, кто его вызывает своим обличением. Такой человек становится для тебя причиной совершенного очищения от страстей, без которого ум не может войти в область чистой молитвы.
33. И грешник, и праведник, оба имеют скорби. Первый, потому что не избавился совершенно от греха, а второй — поскольку не достиг еще совершенства.
34. Скорбями подает Бог блага людям. Зло происходит от тщеславия и сластолюбия.
35. Тот, кто терпит безчестие, хотя мог и ответить на него, избавляется от грехов. За свое терпение он обретает от Бога утешение, поскольку поверил Ему.
Опубликовано: 15/10/2013