Мы причащаемся, чтобы всегда быть со Христом
Предлагаем вниманию читателей беседу о Причащении с одним из самых известных духовников Румынии — архимандритом Арсением (Папачоком). Беседа о том, что такое Причастие, нужна ли перед ним исповедь и как вообще готовиться и насколько часто приступать к принятию Святых Таин, записана в августе 2008 года в монастырь Текиргёл (Констанца).
— Ваше преподобие, что такое Святое Причастие и какое значение оно имеет для спасения верующего человека?
— Это вопрос самый острый, самый важный. Все верующие знают, что Бог есть. Господь Иисус Христос утверждает эти Божественные слова: «Я буду с вами во все дни до скончания века»[1]. Он говорит также: «Кто не будет есть Плоти Моей и пить Крови Моей, тот не будет иметь в себе жизни[2] и не будет иметь части во Мне»[3]. Понятно, что через принятие Плоти и Крови Спасителя ты приближаешься к Нему как бог по благодати. И когда ты приближаешься к Нему, ты велик, подобно как Он велик. А также, когда ты причащаешься, Он приходит к тебе, и Он мал, как ты. Это говорят великие святые.
Так что это сыновняя идентичность, идентичность Божественная. Вовсе не надо бояться говорить так. Он Сам, а не кто-нибудь другой обещал это и сдерживает Свое обещание. Потому что Бог может сделать всё, одного только Он не может — нарушить Свое слово.
И вот, Он сдерживает данное Им слово быть с нами всегда. Вышние ангелы, имеющие много исключительных особенностей, имеющие много такого, что неведомо человеку, но, насколько Бог определил им открыться, мы знаем, что они не имеют такой возможности, которая есть у человека, — подняться до Бога, стать богами по благодати. Они пребывают в блаженном послушании и исполнении воли Божией умопостигаемой, но не имеют этой возможности. <...>
Вы видите, все вышние силы — серафимы, херувимы, господства, престолы, начала, архангелы, ангелы — сотворены словом. А человеческое существо — нет: Бог создал его Своей рукой, да еще каким! По Своему образу и подобию. <...>
Но сейчас затронут практический аспект проблемы. Когда нам причащаться? Это решает не время. Думать так — ошибка. Решает интенсивность твоей веры, твое сердце. Как говорит святой Иоанн Златоуст: «Ты хочешь назначить ему годы [епитимии]? Исцели его рану!» Вот цель духовника. И если ты исцеляешь его рану, ты делаешь его способным к встрече со Христом посредством причастия.
Мы причащаемся не потому, что наступила Пасха или Рождество. Мы причащаемся, чтобы быть всегда с Иисусом Христом, ибо есть не только причащение Святых Таин, но и духовное причащение[4], то есть это постоянное присутствие сердца нашего с Богом.
Очень много споров было в мире подвижников, людей верующих и духовников, когда надо причащаться. Одни говорят, что один раз в 40 дней. Но не время это решает, а твоя внутренняя подготовленность, потому что к такому великому событию — принятию Бога — тебе действительно необходимо подготовиться.
Это число 40 не надо игнорировать. Что означает это обязательное 40? Дорогой мой, это прежде всего время, выбранное Богом, время, достаточное для того, чтобы тебе подготовиться к великому событию, которое имеет в виду вечность. 40 дней продолжался Ноев потоп. 40 дней пробыл Моисей на горе Синай. 40 дней постился Спаситель наш Иисус Христос. 40 дней длятся Рождественский и Великий посты. Это время, достаточное для того, чтобы тебе подготовиться к грядущему великому событию, событию церковному, спасительному.
На сороковой день после зачатия формируется сердце. На сороковой день после смерти сердце разлагается. На сороковой день мы возвращаемся в свое обычное состояние, не столь рекомендованное.
Ты постоянно причащаешься Иисуса Христа духовно[5], а когда готовишься с постом, умеренностью и воздержанием... Пост — не обязательное условие. Ты соблюдаешь его не потому, что тебе сказано было соблюдать его, но для того, чтобы он смирил тебя плотски, чтобы тебе отказаться от целого ряда порывов ко злу: объедения, блуда, осуждения. Ты постишься, имея дело с судебными тяжбами, прокурорами и адвокатами? Так не годится.
А значит, причащение зависит от очищения и чистоты твоего сердца. Сердце — самая глубокая глубина в нас. Можно сказать, оно — существо в нашем существе. Почему Бог говорит: «Я создал сердце твое для того, чтобы Мы вселились в нем»[6]? Разве Он не обитает повсюду? Но Богу, столь воспеваемому небесными славами, приятно обитать в человеческом сердце. Это место, которое Он создал специально для того, чтобы Ему оказали в нем приют.
Ум подчинен сердцу. Наша ипостась ответственности и истинной радости от единения с Богом — это сердце. Очищение сердца, следовательно, является основанием, с которым нужно считаться в виду святого причащения Тела и Крови Спаса нашего Иисуса Христа.
Причаститься Тела и Крови Спасителя Иисуса Христа означает, повторяю, быть с Ним одним целым, воистину быть исполнителем Его слов и воистину признавать, что ты был пропавшим и нашелся благодаря Ему! Потому что да, необходимо, чтобы ты потерялся. Но не в том смысле, чтобы покинуть истинное учение, а чтобы отказаться от расслабленной и чисто человеческой идентичности и обрести себя в личности ангельской.
Святое Причастие — это воистину самое исключительное желание со стороны небес, чтобы Бог и дальше продолжал сдерживать сказанное Им слово: «Я буду с вами всегда...» и «Кто не будет есть Плоти Моей и пить Крови Моей, не будет иметь жизни вечной...»
— Некоторые духовники рекомендуют частое причащение, другие — более редкое, и обе стороны приводят аргументы из Священного Писания и святых отцов. Как вы объясните существование этих двух разнящихся течений в лоне Церкви, именно с точки зрения тайны ее единства? Какую позицию вы считаете более соответствующей жизни по Евангелию в наши дни?
— Дорогой мой, проблема жизни по-христиански и единения с Богом не ставится с исторической точки зрения. Не надо ограничиваться историей или привязываться к ней. Нет, речь идет о перманентности. Я не рекомендую состояние подвижничества в качестве непременного условия спасения, но рекомендую состояние постоянного присутствия, не имеющего препятствий, не имеющего исторического или политического аспекта.
Будем ориентироваться вот по чему. Если ты живешь сто лет, то сердце твое бьется сто лет не переставая, день и ночь. Ну а сердце это не бьется исключительно для того, чтобы поддерживать наше физическое существование, но для того, чтобы мы, во что бы то ни стало, чувствовали, что мы должны быть — умом и всем — у Бога[7]. Постоянно!
Как я сказал, причащение не надо считать, следуя жестким идеям, обязательно частым или же редким. Редким — потому что Бог превелик, превелика Его благодать, и тебе необходимо приготовление. Если у тебя нет брачной одежды... Священное Писание так говорит, что тебя свяжут и выбросят во тьму кромешную[8]. Так что ты должен быть приготовленным. А если ты причащаешься слишком часто, то ты, как человеческое существо необтесанное, неотделанное, начинаешь принимать его как что-то обыкновенное, не с трепетом и страхом Божиим, не с надеждой, благочестием и благоговением.
Если у тебя действительно есть этот страх Божий и ты думаешь о важности этого факта, тогда ты годен к тому, чтобы причащаться более часто. Но если ты принимаешь его по обычаю или каждый день, как, я слышал, делается кое-где, тогда это громадная ошибка. Потому что не пост сам по себе решает, однако он необходим, чтобы хоть мало-мальски тебя обтесать. Тело это должно существовать и исполнять ряд функций нашего естества. Но мы должны противиться чрезмерности этих отправлений. А тогда необходимо пощение, но качественно не оно является решающим. Тут опять возникает большая опасность, и именно потому, что причастие — это величайшее дело: больше причащения нет ничего в нашей жизни с Богом...
Здесь добавляется и духовное причащение посредством [молитвы] «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Но оно не заменяет собой этого причащения осязаемого, ощутимого.
Видите, с самого начала имелись всяческие сомнения.
Бог создал две исключительные вещи, которые не могут стать более совершенными, чем Он создал их: Он создал достойнейшую Женщину, Которая родила Бога, и создал священство, которое сводит Бога свыше и вновь рождает Его на святом престоле. На Херувимской священник возносит такую молитву: «...Ты бо еси приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый...» Тут встает проблема, как однажды студенты спросили меня: «А что такое я, батюшка, если Он — всё?» Отвечает Иисус Христос: «Да, ты священник, но без тебя Я не могу сделать этого». Таким образом, Иисус Христос заимствует движения и голос священника.
Поэтому это не шутка. Есть молитвы, в которых просим, чтобы вошли ангелы с нами. Алтарь полон ангелов, потому что там Иисус Христос.
Священство нужно принимать с великим страхом, с великой ответственностью. Когда меня рукополагали в священный сан, меня очень впечатлил один факт. Говорю так, потому что было много такого, что могло бы впечатлить меня, но я следовал принципу послушания, когда меня вели за руку и держали вот так... Архиерей в какой-то момент вручил мне Святой Агнец, говоря: «Я взыщу Его от тебя на Суде вот таким же целым. Стой за святым престолом с Ним в руках, пока не наступит момент причащения»[9].
Ну, что вы на это скажете? Как подумаешь, что ты держишь в руках, какую ответственность несешь, а значит, кто ты есть — выше всех херувимов, серафимов...
Кажется, я повторил это место о Святом Причастии, но никогда не бывает лишним сказать об этом еще раз. Надо во что бы то ни стало иметь великий страх Божий, непременную любовь к Богу и сознавать свою христианскую идентичность...
— Ваше преподобие, в молитвах перед Святым Причащением, а также в молитвах после него говорится о прощении грехов. Если и Святое Причащение прощает грехи, тогда в чем смысл исповеди перед ним?
— Святое Причащение не отпускает грехов. Святое Причащение совершенствует. Прощение грехов мы получаем в таинстве покаяния: «...Прощаю и разрешаю тя...» Следовательно, нельзя без того, чтобы пойти перед причащением на отпущение грехов, потому что Святое Причастие может стать огнем, который сожжет тебя.
— Иными словами, всегда необходима исповедь перед Святым Причастием?
— Необходимо, чтобы тебе простились грехи. Необходимо исповедоваться не только когда причащаешься, но и ложиться спать всегда надо в спокойствии, исповеданным, исследовав свою совесть, которая должна быть мирной. На перевязку ты идешь всякий раз, когда поранишься. И на исповедь, действительно, надо ходить, потому что имеется целый ряд прегрешений, которые ты упустил. Люди привыкли называть какие-то грехи, но знай, что очень немногие задаются проблемой таких грехов, которые мы называем грехами отсутствия, то есть это добрые дела, которые ты мог сделать, но не сделал.
Видите, и это означает очищение. И я рекомендую всем исповедоваться хорошенько, что означает думать об исповеди задолго до нее, то есть постоянно вести над собой этот контроль, а на исповедь идти подготовленным. Тебе поможет духовник, ведь ты можешь и забыть что-нибудь, но в любом случае не ходи неподготовленным или по обычаю. Повторяю и подчеркиваю: нельзя подходить к причастию без разрешения грехов.
В этом и заключается смысл мытарств, которые существуют, но не в той форме, в какой их представляют: «23-е — табакокурения» и т. д. Это последняя реприза, когда человек уже полностью выжат. Будут учитываться и добрые дела, которые ты мог сделать, но не сделал.
Там будет великое понимание. Но люди должны знать, что бесы будут очень активны в своих спекуляциях. Однако они не превзойдут милость Божию. Или, лучше сказать, правду Божию. Одно бесспорно скажу — то, что сказали однажды бесы одному человеку: «Великое дерзновение имеет чистота», — и он вырвался из их рук.
— Кроме исповеди, как нам нужно готовиться к Святому Причастию?
— Милостыней любой ценой. Это одно из великих приготовлений к вечности — милостыня. Оторвать от себя что-то. Посмотрите, милостыня — это всё Писание. Святое Евангелие о Страшном суде говорит только о милости: «Почему ты не одел Меня, почему не напоил, почему не посетил Меня?..»[10] Иначе говоря, почему вы не сотворили милость, милостыню? Говорят, что милость пошла против справедливости, и победила милость.
Когда ты остановишься на чем-нибудь одном, тебе придет на ум, каешься ли ты или радуешься, а именно: почему ты не отдаешь от себя ничего вовне? Это было бы приготовлением постоянным, непрерывным. Потому что жизнь наша, тех, кто носит имя христиан, есть постоянное приготовление.
И когда спим, тоже будем трезвенны. Таким образом, как можно непрестаннее...
— Ваше преподобие, что значит причащаться недостойно? Как может Святое Причастие быть в осуждение?
— Дорогой мой, недостойно причащается человек страстный, неочищенный, неисповеданный, нерадивый, который приступает по обычаю или не исповедался по-настоящему и искренне. Потому что хорошая исповедь та, когда ты в готовности не делать больше этого, не повторять больше. Не исповедоваться просто формально и говорить: «Так, мол, и так я делаю». Это подделка.
Тебя не должно заботить, что грехи твои велики, потому что все они прощаются, но ты должен стоять в позиции решимости и смелости великого раскаяния и покаяния.
Что же касается епитимий, которые налагают духовники, то думаю, что это ошибка — назначать епитимии, отлучающие от причастия или требующие тяжелых подвигов. Это ошибка, потому что или верующие не исполняют их, поскольку существует ряд обстоятельств семейных, общественных, исторических, которые мешают им, или у них отсутствует высокое жительство, и тогда лучше дать епитимию более осязаемую.
Но и при этих условиях, после такой исповеди, мы тоже далеки от истинного покаяния. И всё же будем в пути, и поможет нам благодать Божия. А иначе благодать станет искать нас, но не найдет.
Если ты не можешь любить врагов своих, то ты хотя бы поставил перед собой задачу полюбить их или только знаешь об этом из литературы? Это жизнь: крест, страдание во что бы то ни стало.
Братство ваше[11] знаете, что Крест уполномочил Христа судить? Крест — это самое дивное из всего, что есть на земле, потому что у него 360 градусов. Справедливость Божия не спасла мир, воскрешения из мертвых, имеющие 180 градусов, не спасли мир. Но только Крест с 360 градусами, то есть жертва тотальная.
Таким образом, нашей позицией, нашим убеждением и установкой да будет следующее: жертва во что бы то ни стало, тем более что любые грехи нам могут проститься. Никакое несчастье не имеет никакого значения. Ничего не потеряно, пока вера стоит на ногах. Когда голова поднимается, тогда душа отрекается.
Ты исповедуешься с позиции не делать этого больше. Потому что случается [согрешить], бывает, но это не было твоим желанием и обдуманным намерением, это не твое безразличие, лицемерие и лживость. Когда ты по-настоящему исповедуешься, ты идешь с тем, чтобы не делать этого больше. В противном случае ты виновен в деянии, а не в случайности.
Итак, чтобы смочь приготовиться, надо быть человеком жертвы. Такова христианская позиция — жертва!
— Ваше преподобие, отец духовник, почему Святое Причастие является таинством, которое повторяется в жизни христианина? Благодать первого Причастия не обладает силой вечной действенности, подобно Святому Крещению?
— Святое Крещение сделало нас христианами и избавило от прародительского греха. От своих грехов мы избавляемся не иначе, как посредством второго крещения, которым является таинство покаяния. Существует несколько крещений: ветхозаветное крещение веры, Иоанново крещение водою, крещение Духом и водою Спасителя нашего Иисуса Христа и крещение смертью, то есть крещение кровью, мученичеством и исповедничеством.
Господом Иисусом Христом мы должны питаться непрерывно, потому что живем непрерывно. Очень важно, что ты причастился когда-то, но после этого «когда-то» ты всегда должен жить с мыслью о будущем «когда-то». Мы всегда нуждаемся в Нем. Он дарует нам Себя: «Я с вами». Если Он однажды был со святыми апостолами, зачем было нужно, чтобы Он опять был когда-то с ними? Он был непрерывно с ними! «Я буду с вами», — ведь борьба идет непрерывная — в тебе, за твое совершенство.
Поскольку мы говорили о любви к врагам. Знай, что ты не сможешь этого сразу же, но начав искренне ставить перед собой задачу, — ведь мы будем отвечать на Суде, почему не любили их, и это заповедь[12], а не совет, — тогда, стараясь их полюбить, ты в какой-то момент обнаруживаешь, что больше не ненавидишь их. Отсюда начинается всё. Если же ты их не ненавидишь, то ты уже поднялся на одну ступень. И благодаря благодати Божией и великим духовным ощущениям в нас мы цепляемся за следующую ступень, всё выше и выше.
Благодать Божия приходит, если ты в пути. Я хочу сказать, что прежде всего должно быть желание, воля, инициатива и движение[13], ведь таким образом приходит благодать. Если ты стоишь, стоит и благодать. Она зависит от твоей позиции и твоего движения. Тебя не спасают дела твои, как бы грандиозны они ни были, а благодать Божия на делах твоих.
— Преподобный отче, Святое Причастие единит верующих между собой и со священником, служащим литургию. Как проявляется это единение?
— Мы видели и вы все видите, что в пустыне львы обитают вместе со львами, косули с косулями, каждый со своим племенем. Так и здесь. Существует закон, не имеющий названия, он Иисус Христов и единит всех нас. Разве ты не можешь увидеть по взгляду человека, искренен ли он с тобой? Это же видно сразу. Это великие дары, которыми обладает человеческое существо, — восприятия во времени, в пространстве. Точно так же — и в душах других. Он не строит из себя пророка, и это чувствуется. Потому что он человек Божий, и он притягивает тебя своей кротостью. Он имеет Иисуса Христа с собой. С рациональной точки зрения мы не можем ответить иначе, как «это чувствуется».
Человеческое существо намного великолепней сложено в том, что касается великих истин. Великая истина есть и с теми, с кем ты живешь здесь и кого чувствуешь. Мы чувствуем, когда кто-нибудь не по Богу, и избегаем его.
Вот, я сказал вам: львы живут вместе со львами, гидры с гидрами... Почему так? Потому что это их племя. У человека больше мудрости, чем у этих животных, у которых есть инстинктивный ум, инстинктивное поведение, но нет сознания. Мы, созданные по образу и подобию Божию, чувствуем, кто человек Божий и кто нет.
— Ваше священство, духовная жизнь священника, служащего Литургию, накладывает свой отпечаток на открытость верующих к принятию Святого Причастия?
— Конечно, да. Духовник исполняет роль неба на земле. К нему нужно идти, чтобы принять всё, что Бог дал тебе для достижения тобою Бога. И он очень доступен. Он не ангел: он одет в одежду, как и ты, у него есть глаза, как у тебя, имя, как у тебя, родители, дети, крестники, что-то хорошее и плохое. Однако он имеет эту власть разрешать тебя, прощать, убеждать. А если нет — то нет, «да будет он тебе как язычник и мытарь», — говорит Спаситель наш Иисус Христос[14]. Это что-то другое.
Конечно, накладывает отпечаток. Я вижу как духовник. Приходят очень многие, и если ты им чуточку не поможешь... «Ну что ты там еще натворил?» — «Да ничего я не творил, батюшка». — «А зачем же ты пришел ко мне?» — «Да чтобы вы посмотрели...» И тогда я понимаю, что надо приступать к вопросам. Это великий момент. Это не простой диалог. Это разговор пред лицом Божиим. Я становлюсь его другом, чтобы дать ему возможность высказать всё. Ведь есть грехи сокрытые, очень тяжелые.
Конечно, накладывает свой отпечаток. И тогда он говорит: «Видите, батюшка, потому я и пришел к вам».
В другом порядке идей, дорогой мой, знай, что это удовлетворение, радость и душевная признательность, но это и состояние усталости, ведь речь идет не об одном-двух, а речь идет о тысячах людей.
— Преподобный отче, слово «евхаристия» означает благодарение. Как достигают этого состояния благодарения?
— В нашей беседе было сказано, думаю, об этом благодарении.
Потому что я говорю: это святое человеческое существо имеет возможность различать великую истину, великие вещи и чувствует, что находится на службе Богу. Особенно духовник. Как я говорю им: «Послушай, мы с тобой будем стоять вместе на Суде. Не скрывай ничего, не сделай чего-нибудь». Он не боится Бога, он боится тебя, что ты сказал ему сейчас, чтобы он не делал того-то, потому что ты будешь присутствовать на Суде.
Конечно, он оказывает большое влияние на них и обладает великой силой понимать, искренен кто или нет, признателен или нисколечко за великий шанс и великую привилегию увековечиться — в священном общении[15] — с Ним!..
[1] Ср.: Мф. 28:20.
[2] Ср.: Ин. 6:53.
[3] См.: Ин. 6:56.
[4] О духовном причащении можно почитать у прп. Никодима Святогорца в «Невидимой брани», книга 2, глава 4.
[5] Имеется в виду прежде всего Иисусова молитва.
[6] См.: Ин. 14:23.
[7] Дословно: «...присутствовать у Бога».
[8] См.: Мф. 22:13.
[9] В тексте чинопоследования рукоположения во священника, принятого в Русской Православной Церкви, это звучит так: «Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о немже имаши истязан быти во второе и страшное Пришествие Великаго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».
[10] См.: Мф. 25:31—46.
[11] Ваше братство — уважительное обращение к брату, послушнику. Ср.: Ваше преподобие.
[12] См.: Мф. 5:44.
[13] Подвижничество, подвизаться происходят из того же корня, что и движение. То есть подвизаться изначально означает подвигáться, двигаться, действовать.
[14] Мф. 18:17.
[15] То есть причастии.
Опубликовано: 17/10/2013