Корсунская икона Божией Матери
Среди чудотворных икон почитается икона Корсунская, написанная святым апостолом и евангелистом Лукой. Другое название иконы — Ефесская, поскольку образ некоторое время после написания хранился в городе Ефесе. 9 октября 988 года с иконы был сделан список и святой равноапостольный князь Владимир принес его из Корсуни в Киев, так за иконой закрепилось название Корсунской. Через несколько лет Корсунская икона Божией Матери была перенесена из Киева в Новгород, а оттуда — в Кремлевский Успенский собор в Москве.
Сам древнейший образ Ефесской Богородицы, написанный святым Лукой, привезла в Россию из Греции в 1162 году преподобная Ефросинья Полоцкая. Икона была поставлена в храм Богоматери в основанной святой Ефросиньей Спасской обители в Полоцке. Относительно этой иконы известно, что название Корсунская закрепилось за ней в связи с тем, что из Греции икону везли через Корсунь, и жители этого города попросили оставить им образ хотя бы на год. Другое объяснение названия состоит в том, что в те времена слово «корсунский» обозначало прилагательное «красивый».
Впоследствии Корсунская икона Божией Матери получила еще два названия. В 1239 году в тверском городе Торопце состоялось венчание князя Александра Ярославича (вскоре его назовут Невским) и внучатой племянницы преподобной Ефросиньи Полоцкой — Александры. Святая Ефросинья благословила племянницу чудотворной иконой Богородицы, а Александра оставила икону в дар городу Торопцу. Для святой иконы был построен Корсунско-Богородицкий собор, в котором образ находился до 1921 года (почти семь столетий).
Таким образом, икона Божией Матери, написанная святым апостолом Лукой, получила четыре названия: Ефесская, Корсунская, Полоцкая и Торопецкая.
В 1917 году торопецкие церкви подвергли уничтожению: одни взрывали, другие переоборудовали под склады. Духовенство Корсунского собора успело передать Ефесскую икону в новообразованный музей, который тоже разместили в церкви. Однако работники музея опасались за судьбу святыни и обратились в Русский музей ,большевики изъяли чудотворный образ и вывезли его в Ленинград. Позднее он был помещен в Русский музей г. Санкт-Петербурга.
Специалисты принялись реставрировать икону сразу после того, как она к ним поступила, и «увлеклись», счистив то что они считали копотью, и что на самом деле являлось темной кожей Богоматери и Богомладенца, как они писались на древних византийских иконах.
После падения советского строя в музей стали неоднократно обращаться представители Церкви,надеясь вернуть святыню. Но музей отказался возвращать икону, говоря что она является «национальным достоянием и не может быть отчуждена». Вместо этого верующим предлагали сделать с нее список. Святыня и поныне остается в фонде Санкт-Петербургского Русского музея.
В течение 680 лет чудотворная Корсунская икона Божией Матери помогала прихожанам справляться с недугами, несчастьями и бедами. Сколько чудотворений произошло за эти столетия от прославленной иконы! И сейчас Корсунской иконе Богородицы молятся об избавлении от скорбей и печалей, об исцелении от всех телесных немощей и о помощи в житейских нуждах и семейных делах.
Корсунская икона Божией Матери относится к иконографическому типу «Елеуса» или «Умиление» в оплечном варианте. Пресвятая Богородица с любовью склоняется к Богомладенцу Иисусу и нежно прижимается к нему щекой. Лиричность и просветленность — вот главные черты этого образа. Матерь Божия и Богомладенец с такой милостью и любовью взирают на каждого, что душа наполняется благодатью.
Опубликовано: 23/10/2014