Чудо и жизнь
Около 500 верующих напрасно прождали 1 мая явления Девы Марии в австрийском городе Бад-Санкт-Леонард в земле Каринтия, которое предсказал 65-летний итальянский провидец Сальваторе Капуна, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на местные СМИ. Итальянец и его последователи собрались вечером у статуи Богоматери с венками из роз, совершали божественные песнопения. По его словам, Дева Мария действительно якобы явилась ему, но другие верующие ничего не увидели. Лишь некоторые из них почувствовали в этот момент божественный запах роз. Местная Католическая Церковь дистанцировалась от происходящего, считая все это спектаклем.
По поводу чуда, мне хочется пуститься в длительные размышления и вот они таковы…
Чудо и жизнь
«Слово Господне было редко в те дни и видения не часты» (Библия, 1 Царств 3:1)
Credo quia absurdum est! — верую, потому что абсурдно. Так раннехристианский писатель и богослов 160–230 гг. Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан проник в тайну, в самое, что ни есть атомное ядро веры, ее тектонические глубины. Он защищал постулаты религиозной веры именно в силу их несовместимости с критикой разума. Это была очень смелая, совершенная и глубокая мысль по тем временам. И это еще, заметим далеко до 20-го века, еще до таких глубоких и продвинутых психологов современности как Джеймс, Фрейд, Адлер и Юнг. В данной своей статье я выскажу противоречивые суждения о чуде, почти полярные. Таковой у меня эта статья и задумана, и каковой есть сам противоречивый феномен явления чуда.
Антропологические корни религии таковы, что она не может быть без чудесного. Для чего создавались и создаются, вспыхивают в нашем сознании мифы и легенды чудеса? А для того, чтобы был более широк, творческий, игровой, интересен, загадочен и разнообразен наш духовный мир. Человеческое сознание, постоянно удушаемое знойной атмосферой бытия, постоянно стремится выйти из автоматизма восприятия. Это как произведение искусства с его отстранением. Фортепиано можно назвать прекрасным, изысканным в эстетическом смысле инструментом, издающим еще более прекрасные музыкальные звуки, а можно просто злобно сказать, что это всего лишь отполированный деревянный ящик, с натянутой его внутри медной проволкой. Так есть.
Но, вернемся к чудесам. В них неуловимая для объяснений и толкований искра, молния, нить смысла жизни. Бытие, удушающее знойно и реально, среда постоянства надоедает и заедает. И вот, среди тяжелых свинцовых дней, сумрачных будней, железобетонности, в рассказе простого человека, вдруг прорастает живой цветок легенды, чуда. Мы удивляемся, и жизнь окрашивается в яркие краски. Как цвет папороти, в живучих народных легендах преданиях сказаниях. Я помню, в детстве, с каким упоением слушал деда Михайлушу, так звали его односельчане, когда он ходил в лес «Остров» ночью срывать цвет папороти. Как там, в полночь, на него навалились все страхи земли и ада: появлялись устрашающие падающие огромных размеров черные статуи, освещаемые вспышками молнии, как под каждым кустом шипели зеленые змеи…
Природа религиозных чудес, в большинстве случаев, объяснима с точки зрения современных достижений в естествознании, физике. Тем не менее, есть на земли и будут вещи, которые долго будет еще невозможно объяснить. В XX–XXI веках в некоторых людях возобладала религия высокого сознания без чудес, но, у многих остается довольно таки сильная вера в чудесное. В нашумевшем в наших кругах фильме «Чудо» режиссера Александра Прошкина, уполномоченный цитирует философа Канта о чудесном: «Чудо — это звездное небо надо мною и нравственный закон внутри меня!» Но, таковых мало. Это — «могущий вместити, да вместит», говорил Господь наш Иисус Христос в Евангелии.
Церковь всегда относится насторожено к новоявленным чудесам, потому, что они не выдерживают критику разума, поверку с позиций здравого смысла. И это правильно, иначе нельзя. Чудо — нарушение законов естества природы. Если бы физические законы не были жестко установлены и закреплены Творцом и нарушались, так себе, почем зря, на потребу нам, «чудливым» зрителям, то мы бы боялись войти утром к себе на кухню, каждое обычное, простое наливание воды в кастрюльку, могло бы оборачиваться химией неконтролируемой реакцией, термоядерным синтезом, а не то и атомным взрывом! Но, мир стоит недвижимо непоколебимо, так как находится в крепких, державных руках Божиих и законы физики есть самые непреложные, твердые и жесткие во вселенной.
О недавних чудесах на Полтавщине. Пишу о том, что знаю и что было недавно.
Чудо мироточения Троеручицы в Броварках Глобинского района
Полтавской области 2006–2007 годов
Ох, и нашумело! Дело было так: протоиерей Иоанн Прокопчук, служащий священник Броварской церкви, объявил во всеуслышание, что у него в храме начал истекать елей с иконы Божией Матери Троеручица. Люди потянулись, в село поехали битком набитые легковые автомобили, рафики и даже автобусы. Приезжали и корреспонденты из местных Кременчугских газет, брали интервью, еще более усилили слух, подлили масла в огонь. Сразу же в рассказах возбужденных людей установилась ощутимая и выраженная атмосфера праздника. Мои прихожане подходили ко мне и говорили: «Батюшка, вы до сих пор не ездили?! Как вы много потеряли! Езжайте, посмотрите, не пожалеете!» Хотя в этой радостной эйфории активизировавшегося религиозного движения, меня настораживало одно обстоятельство — жители села Броварки упорно игнорировали чудо и утверждали, что их поп наглый мошенник и обманщик. «Вы приезжие не знаете, а мы знаем, кто такой этот Прокопчук», — говорили броварчане селяне недоумевавшим приезжим. Он корреспондентам говорил: «Она меня исцелила и исцеляет постоянно». Кричал на проповедях: «Вся Полтавщина вместе с архиереем и губернатором должны стоять здесь у меня на коленях!» Ну, докричался. От Полтавского епархиального управления была снаряжена комиссия. В нее вошли Глобинский благочинный отец Владимир Хохидра и настоятель Троицкой церкви отец Александр Адамчук. Поехали, послужили молебен с акафистом. Вытерли на ватку немного выступавшего с иконного стекла масла. Служат молебен, а отец Иоанн исступленно кричит: «Смотрите, там где вы вытерли миро вновь выступает!» Мы, рассказывает отец Александр, смотрим, напрягаем зрение, но ничего не видим, ничего на вытертом месте уже не выступает. Посмотрели еще с увеличительным стеклом, тот же результат. Вытертая поверхность оставалась суха и чиста. Потом после молебна пошли рассматривать храм. И что видят?! Видят, что чело у местной иконы Спасителя источает масло, Богородицы тоже, Святителя Николая. Почти все местные иконы «мироточат!» Ну, это уже было слишком. Отец Иоанн тут и признался собратиям: «Да то я их сам помировал!» Сам отец Иоанн ко времени «чуда» был уже очень тяжело болен, и хоть он утверждал, что каждое утро мажется от иконы маслом и чуть употребляет его в пищу и этим исцеляется или уже почти исцелился, болезнь его быстро прогрессировала. Вскоре он принял монашество по именем Иона. Слег, был госпитализирован, стал лечиться в больнице. Встает вопрос: что же случилось с чудесным истечением мира? Почему оно не смогло помочь исцелить главного виновника и организатора этого действа? Вопросов осталось больше, чем ответов. Болезнь его была не к жизни, а к смерти. Вот так закончилась бесславно история с Броварским чудом. Сейчас там служит новый священник, икона Троеручица стоит суха, чиста и ничего больше не источает. Иеромонах Иона умер в 2007 году в селе Глинск Светловодского района, где он
доживал последние свои дни. Что двигало им, когда он фабриковал данное чудо? Власть, стремление привернуть к забытой сельской церкви людей? Нажива, желание денег? Думаю, что не только это. Несомненно, была в нем и глубинная жажда чудесного, смутная надежда на исцеление. Я не осуждаю его, но своим «действом» он, все же нанес весьма ощутимый урон духовному авторитету религии и церкви. Хорошо, что об этом хоть мало писали в серьезной прессе, вещал только мой «тьмутараканьский» листок.
Сколько раз мы слышим и читаем: капельки с иконы покапали, потёки появились, подтекло, икона подала знак! Это, что то Господь хочет сказать нам. Это нам знамение, послание свыше… И сверлит вопрос: неужели великий Бог, Царь вселенной, стал бы прибегать к таким вещественным немощным началам, как капельки! Если Он решит, что либо, сказать человечеству, Он прибегнет к вселенским, космическим масштабам и знамениям высоты неба и даже космоса, а не к унизительным каким то, исследуемым в лабораториях, маслянистым капелькам и подтёкам, которые по мере накопления взрывных событий мировой истории уже ни о чем не говорят. Да еще если прибавить их неуемную массовость то, здесь наглядно видна человеческая природа всех этих капелек и потёков. Бог таков: «И возгреме с небесе Господь и вышний даде глас Свой» (Пс.17:14).
Чудо-полено в селе Старицковка,
Машивского района, Полтавской области
Ну, совсем в стиле мистических Гоголевских сюжетов и это отнюдь не удивительно, Полтавщина ведь! В один прекрасный солнечный весенний день 2009 года хозяин двора Руслан Литовченко отпилил от груши, растущей у него на огороде мешающую ветку. На срезе проявилась нечто отдаленно похожее на ее контур богоматери, икону, только без лиц. Сам Руслан и двое его детей не выглядят уставшими от столь пристального интереса к их саду, часть которого вытоптана толпами любопытных. Уроженец этих краев, Руслан свой участок купил всего год назад у девяностолетней хозяйки, которая уже физически не могла следить за огородом. Даже забор еще не успел поставить, из-за чего паломники входят во двор без всякого разрешения. Хозяин, в который раз рассказывает, как на Страстную неделю он подрезал деревья, как бензопила вдруг заела на старой груше, и как через несколько дней на спиленной ветке начал сначала нечетко, а потом все более явственно проступать образ женщины с ребенком на руках. Лиц там не было, вместо лица Богомладенца, ну совсем тебе жуткий, неправильный треугольник.
Чудо! Трудно сказать, сколько раз в день Литовченко приходится рассказывать эту историю, так как ежедневное количество гостей в его дворе измеряется тысячами. «Тысяча человек в день — это норма. А в первые дни, когда газеты и телевидение разнесли информацию о чуде, бывало и по две, и по три тысячи посетителей» — рассказывает с пафосом хозяин двора Руслан Литовченко.
«Чудо! Чудо!» — вспомнился мне клич с киноленты «Праздник святого Йоргена». Народ валом повалил. Полено было поставлено на стол, убрано вышитым рушником, перед ним почти непрестанно стали кадить ладан, начались «чудо полену» служиться бесконечные молебны. И не помирились. Батюшки задумали из одной чудо-груши финансово кормить аж две церкви. Во, замахнулись! Каждый поставили свой сейф-кружку для сбора пожертвований, и каждому казалось, что в его кружке меньше денег, чем у его собрата соседа. Ну, и не помирились, ведь столкновение интересов налицо. Кончилось ночным похищением одной из кружек. Скандал затрещал, как костер из сухого хвороста. В конце концов, хозяин груши, нагнал обоих наглых, разругавшихся попов в шею и установил свою, для себя. Тут пошли, ну совсем в стиле трагикомичных Гоголевских персонажей, дикие душераздирающие ночные сцены потасовок, драк сельских вооруженных заинтересованных в денежных доходах враждующих группировок, установлением поста круглосуточного дежурства милиции и в общем то, в конечном итоге, большим позором Церкви. Чудо постепенно, по мере обмельчания потока паломников начало угасать и сейчас в 2010 году о нем мало кто вспомнит.
В этой связи следует прибегнуть к тяжелой артиллерии — Священному Писанию. Вспомнить пророков Исаию с Иеремией, то вообще страшно за нас делается. Цитирую:
«Делающие идолов все ничтожны, и вожделение к ним не приносит никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены. Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы? Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же; пусть все они соберутся и станут; они устрашатся, и все будут постыжены. Кузнец делает из железа топор и работает на угольях, молотами обделывает его и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден и бессилен, не пьет воды и изнемогает. Плотник, выбрав дерево, протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме. Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его. И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним. Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: хорошо, я согрелся; почувствовал огонь. А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: спаси меня, ибо ты бог мой! Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели. И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева? Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: не обман ли в правой руке моей? Помни это, Иаков и Израиль, ибо ты раб Мой; Я образовал тебя: Израиль, не забывай Меня!» (Исаия 44:9–21)
Пророк Иеремия по сему поводу распространяется не менее жестко: «Слушайте слово, которое Господь говорит вам, доме Израилев! Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов — пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они — как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому, что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах. Нет подобного Тебе, Господи! Ты велик, и имя Твое велико могуществом. Кто не убоится Тебя, Царь народов? ибо Тебе единому принадлежит это; потому что между всеми мудрецами народов и во всех царствах их нет подобного Тебе. Все до одного они бессмысленны и глупы; пустое учение — это дерево (Иеремия 10:1–8)
Сейчас смотришь в интернете, и по телевизору идет целый поток, можно сказать шквал — «чудес на поверхности!» Появление изображений на дереве, на металле, на шифере, на стекле мы видим и слышим по многочисленным телевизионным сюжетам. И не только святых, но и грешных. В Гадяче, у нас же на Полтавщине, вот слышу, и уже вижу в интернете говорят о новом чуде: вышитый святитель Николай отобразился на стекле. И здесь мне вспомнился случай из далекого детства. У моей тети в селе Андрияшевка, Сумской области, Роменского района производилась побелка дома. Все портреты, фотографии, вышивки под стеклом снимались и тщательно протирались. И так случилось, что во время протирания вышивки Аленушки с оленем, сама материя натянутая на тонкую фанеру отстала от рамы со стеклом. Видимо она была слабо закреплена, может гвоздики поржавели, и открутились. Но, так случилось, вышивка осталась отдельно, а стекло отдельно. И когда уже готовились мокрой тряпкой протереть стекло, любопытный глаз взрослых на внутренней стороне стекла обнаружил фотографическое отображение Аленушки с оленем, как негатив на фотопленке. Естественно взрослые подивились, но никто в те годы не придал тому никакого сверхъестественного, чудесного значения. Просто все поняли, произошел эффект фотокопии: солнце долго упиралось в картину и она за годы в силу естественных причин отобразилась на стекле. Причем изображение было не цветное, но как пыльно-восковое напыление, причем легко поддавалось удалению при прикосновении. Подивились, помыли стекло, вставили Аленушку назад в раму и вышивку водрузили обратно на стену. Если к этому еще добавить как в 2004 году в Виннице замироточил билборд с Юлией Тимошенко, то наглядно становится понятной, повторюсь, естественная, человеческая природа всех этих наших народных чудес. Но, не теряем позитивного мышления и, да не сползаем в отрицательное, холодное, бездушное мироотрицание!
Здесь, не надо строить иллюзий, что чудеса отомрут по мере роста науки и знаний. Из исторического опыта мы знаем, что так говорили в свое время недальновидные большевики-безбожники 20х-30х годов. Прокололись, очень ошиблись. Они не знали глубинных антропологических корней религии. «И люблю и живу, до тех пор, пока безумствую, а едва возвращаюсь к разуму, то перестаю жить!» — очень хорошо сказал в начале XX-го века писатель Дмитрий Мережковский. Истину сих слов трудно опровергнуть. Особенно если вспомнить недавнюю книгу протодиакона Андрея Кураева и его книгу «Оккультизм в православии». Ох, он там громит новые чудеса! Ох, и громит! Особенно святых нового времени. Ну, что здесь скажешь? Это высокоинтеллектуальная заумь. В его книгах масса сухого отвлеченного рационализма, несомненно, очень много ценного фактологического материала, но нет живого огонька духовной жизни, нет этой «искры» от сияния которой вспыхивает и постоянно обновляется жизнь верующего народного духа. Протодиакон не допонял, чего то важного, если не сказать главного в духовной жизни простого народа: который живет сердцем, но не холодным разумом.
В борьбе с чудесами протодиакон Андрей Кураев потерпел сокрушительное фиаско, поражение. Он чрезмерно рьяно в своих лекциях и книгах разоблачал чудеса и новых русских святых из народа. Особенно чихвостил и разоблачал Матрону Московскую, в своей книге «Оккультизм в православии». Ох, там ей и досталось! Обзывал ее колдуньей, душевнобольной. Но, сам патриарх Алексий пошел открывать ее мощи, чем широкое всенародное почитание благословил. Сейчас к мощам блаженной Матронушки к монастырскому кладбищу, где она была похоронена, и к ее могилке стоят длиннющие двухсотметровые очереди. Кураев со своей разоблачительной книгой остался в узком кружке негативно-богословствующих, однодумов-тугодумов интеллектуалов. Люди не прислушались к его мысли, какой бы трезвой она ни была. В ней нет главного — жизни!
Чудеса будут всегда. Религиозные чудеса оказались в человеческом религиозном сознании более устойчивы, чем сама советская власть с ее вульгарным материализмом и атеизмом. Они оказались устойчивее, чем интеллектуально-богословские «изыски» разного рода позднейших дипломированных богословов. Они неостановимы, неистребимы, как и сама жизнь. Не искоренят их богословы интеллектуалы. Чудеса будут вспыхивать вечно. Тут следует сказать, что они тоже не вечны. Новые будут вспыхивать, старые забываться и угасать. Просто, они в своих проявлениях станут более изощренными, более трудно доказуемыми. Извечная тяга духа человеческого всегда на мысленном, ментальным уровне поддержит чудо. Оно онтологично, присуще нашей внутренней душевной природе. Сказки для детей прорастают в сказки для взрослых. Они лечат душу, по своей сути, они глубоко терапевтичны. Дух человеческий, в чем его живость неуничтожимость, так это в устойчивости, в сопротивлении к разного рода, рацио-идеологическим переделкам. В чудесном есть жизнь, и жизнь есть свет человекам. Объяснить с позиций здравого смысла, логики это нельзя. Люди мира живут сердцем, чувством, эмоциями. Сердцу хочется, а чудо и есть такой всерадостный побег в мир раскрепощенной творческой фантазии мистически одаренных личностей и всегда будут те, кто выдает, продуцирует чудеса и будет то, большинство, кто их жаждет, требует…
В природе чудо произрастания живых растений не менее чудесно и сложно, чем образовавшиеся капельки мира на иконном стекле. Если мы высокодуховны, то нас не должно раздражать ни отсутствие чудес, ни их великий наплыв, поток, изобилие. Скажем просто — они есть! Опыт показывает, что подальше надо держаться от оголтелых громил разоблачителей. Они злобны, отрицательно заряжены, даже агрессивны. Далеко ходить не нужно. Вспомним, каковы были большинство атеистов недавнего XX-го века. Но, они проиграли исторический спор длиной в семь десятилетий. На смену им пришли богословы интеллектуалы, не взявшие на вооружение опыт и уроки прошлого…
В чудесах, в этих вспыхивающих и угасающих искрах бытия, жизни мы должны стараться разглядеть надмировой Лик Творца вселенной. Временами бывает и будет,
как одно, так и другое. Чудеса нужны тем, кому не достает веры. Кто верит в чудеса, тот глуп, а кто не верит в них тот — атеист, тоже, суть, плохо. Истина же, как вспышка-искра молнии, всегда где то в разумной середине. Но, вот вопрос вопросов, как поймать, уловить эту золотую середину? Ответ: сколько живем, сколько и учимся…
В этом продолжающемся торжестве жизни, как не вспомнить Гоголя и его «Ночь на Ивана Купала?» Цвет папоротника. Много написано литературы, серьезной и не очень в опровержение сей прекрасной, поэтичной народной легенды. Но, сила надприродного, ментального магнетизма ее такова, что, несмотря на все разоблачения умных и не очень теоретиков, она остается в умах и сердцах народа. Писатели и поэты ежегодно отдают дань этому чудесному сказанию. Остается самое прекрасное: вспыхивающий в ночной тьме густого леса ярко-красный, как уголек, цветок папоротника, горящий, искрящийся, переливающийся. Не будем болеть снобизмом и не станем лишать народный дух яркой, радостной, игровой кантилены праздника чуда. И хотя загадочно, таинственно, молчит на высотах своих надмировая Тайна — Бог, мы согласно апостолу Павлу благоговейно повторяем: «духа не угашайте пророчества не уничижайте, вся же испытующе — доброго держитесь… Бог же мира, да освятит вас всесовершенных».
И еще повторюсь: всегда апеллируем к Свету Священного Писания: «Слово Господне было редко в те дни и видения не часты» (Библия, 1 Царств 3:1)
Опубликовано: 15/05/2010