Вы здесь

Кризис империи

Император ДиоклетианУдивительно, насколько наша жизнь состоит из парадоксов. Человек может внешне выглядеть абсолютно здоровым — и быть при этом смертельно больным. Внешне может казаться благополучной жизнь еще одного человека, но внутри она может быть исполнена нравственной гнили и разложения. Еще иной может блистательно шествовать и совершать подвиги, но суд его может ждать нелицеприятный. В то же время нищий на церковной паперти может быть величайшим святым, — и нести это сокровище в лохмотьях и поруганиях. Воистину, ин суд Божий, ин человеческий. И Христос Спаситель научает нас этой премудрости в притче о багаче и Лазаре.

Я смотрю на веселящуюся «во вся дни светло» жизнь вокруг меня и думаю о судах Божиих. И почему-то размышление сегодня меня относит в Римскую империю. Империя первых веков — тоже страна контрастов и парадоксов. Величайшее государство того времени порой может быть беспомощным как котенок. Правовые отношения могут стать родителем бесправия. Пировать можно и во время чумы.

Я хочу вам рассказать про кризис Римской империи. В III веке величайшая империя мира переживает нелегкое время. Императоры появляются и исчезают как бабочки. Почти все они столь же «пекутся» и о благе государства. После гражданской войны 193-197 годов редко кто задерживается на престоле империи больше 10 лет. Да и десять лет — срок. В то время престол занимали в основном на 2-3 года. Новый император, как правило, занимал престол при помощи военной силы. Нетрудно догадаться, что происходит с государством, если в нем каждые два-три года случается революция. Останавливается экономика, торговля, производство. В результате — голод, болезни и смерть. Все это мы изучили опытно. В Римской империи за счет ее природных богатств все эти последствия проявились не в такой степени, однако кризис все же вошел в историю.

Вывел страну из кризиса человек по имени Валерий Диокл. Он родился в беднейшей семье, но сумел сделать карьеру на военной службе. Скоро он стал командиром элитного офицерского полка, который неотлучно находился при императоре, воины которого по сути являлись его телохранителями. Во время очередного военного похода очередной император Кар внезапно умирает. Его сына коварно убивает один из родственников по имени Апр, очевидно с тем, чтобы самому сесть на престол. Апра заковывают в кандалы, а самого авторитетного воина — Валерия провозглашают императором. Так было уже не раз в римской истории.

И вот начинается правление Валерия. Солдаты просят его отомстить за смерть сына императора Кара, и Валерий собственноручно перед лицом всего войска казнит убийцу — Апра. И тут же удивляет всех: Валерий не трогает больше никого из своих врагов, и даже более — утверждает их в прежних должностях. Для того времени это был поистине милостивый и кроткий поступок.

Времена были тяжелые — на Империю наседали персы, германцы, сарматы. Новый император доблестно сражался с варварскими племенами, не думая о себе. Для помощи в управлении огромной страной он выбрал себе соправителя из числа близких друзей, а позже и еще двух помощников.

Почти 20 лет водворял Валерий мир в стране. Для повышения эффективности военных действий была преобразована армия. Все силы были разделены на регулярную армию, находившуюся в распоряжении императора, и пограничные войска, которые размещались в мощных укрепленных пунктах. Чтобы содержать это огромное войско (около полумиллиона человек), пришлось повысить налоги до предела. Однако император четко понимал тяжесть бремени, так как сам вышел из бедной семьи. Поэтому он сделал все, что было в его силах, чтобы облегчить участь налогоплательщиков, и попытался распределить ношу для всех равномерно. Для этого именно он первый издал указ, ограничивающий максимальные цены на товары и грузоперевозки, а также ввел единую максимальную заработную плату для всех наемных работников. Также для облегчения выплаты налогов был сделан учет земель, и впервые система налогообложения стала учитывать размер урожая и плодородие почвы. Все это дало не совсем ожидаемый результат, но тем не менее попытка была сделана.

И все-таки Валерий добился того, чего хотел. Неспокойные племена были усмирены. Наступил мир как внутри, так и на границах государства, чего уже не было давно в империи. Кризис закончился. За 20 лет правления император только и знал, что военные походы. Его правление было так напряженно, что не хватало времени даже не то, чтобы посетить столицу империи. Поэтому с окончанием военных действий, на 20 году императорствования, Валерий впервые (!) явился в Рим. Вечный город, как всегда, искал хлеба и зрелищ, не понимая какую жизнь вел все это время правитель страны. Но Валерий остался верен своему характеру — умеренность во всем. Скупость увеселений, которые он дал народу, вызвала всеобщие насмешки.

Через год император вновь удивил своих подданных: на двадцать первом году Валерий добровольно отрекся от власти, чего ни разу не было до этого в римской истории, и остаток жизни провел в сельской резиденции.

Блестящее правление, которое превозносили поэты как возвращение золотого века империи, закончилось так же смиренно, как и началось. Именно при Валерии императорская власть становится абсолютной не только фактически, но и юридически. Император уже не разделяет власть с сенатом, он сам — источник всякой власти и выше законов. Эта модель была перенесена в Византию, а оттуда — в Москву.

Ин суд Божий, ин человеческий...

Как могло получиться, что в самой правовой стране мира вне закона по религиозному признаку оказались десятки тысяч граждан? Язычество Римской империи было не религиозным убеждением, а выражением идеологии, символом государственности. Принести жертву перед идолом — совсем не значило декларировать свою веру, а означало присягнуть на верность императору и государству. Поэтому палачи уверяли христиан, что они могут верить во что угодно, — соверши только формальный обряд, — и свободен. Эта формальность говорила властям о лояльности человека к империи. Для христиан эта формальность означала отречение от Христа и служением бесам. Как метко сказал протопресвитер Александр Шмеман, единственными людьми, которые верили в идолов в Римской империи, были христиане. Поэтому они не могли пойти на «формальность», хотя относились к империи вполне лояльно.

Действительно, жизнь состоит из парадоксов. Я понимаю это, глядя на окружающих меня людей. Ведь внешне жизнь иного человека может казаться вполне благополучной, но внутри может быть исполнена гнили и разложения. Еще иной может блистательно шествовать и совершать подвиги, но конец его — в геенне огненной.

Я думаю это и смотрю на жизнь одного из лучших правителей Римской империи — Валерия Диокла, человека, который вывел из кризиса свою страну в III веке. В историю гонений на христиан имя Валерия Диокла вписано темными кровавыми буквами. При нем пострадали не тысячи, а десятки тысяч христиан: мужчин и женщин, юношей и девушек, стариков и детей. Их жестоко пытали, сжигали, распинали, сдирали живьем кожу... Поэтому христиане запомнили Валерия не как смиренного героя-миротворца, урожденного с именем Диокл, а как самого беспощадного в древней истории мучителя-палача, именующего себя императором Диоклетианом.