Вы здесь

Семейная жизнь: Богу больно за те скорби, которые испытывают люди

Паисий СвятогорецКакие же мучения испытывают люди! Сколько у них проблем! Некоторые приходят сюда, чтобы за две минуты, на ходу рассказать мне о своей боли и получить немного утешения. Одна измученная мать говорила мне: «Геронда, бывают мгновения, когда у меня не остаётся сил терпеть. Тогда я прошу: „Христе мой, сделай небольшой перерыв, а потом пусть мучения придут снова“». Как нуждаются люди в молитве! Но, кроме того, каждое испытание — это ещё и дар от Бога. Это еще один дополнительный «балл», для того чтобы поступить в иную жизнь. Эта надежда воздаяния в будущей жизни даёт мне радость, утешение и силы, и я могу выдержать боль от тех скорбей, которые терзают многих и многих.

Наш Бог — это не Ваал, но Бог любви. Он — Отец, который видит страдания Своих детей от различных терзающих их искушений и испытаний. И Он даст нам воздаяние, лишь бы мы терпели это малое мученичество пришедшего к нам испытания или, лучше сказать, пришедшего к нам благословения.

— Геронда, некоторые спрашивают: «Но разве не жестоко то, что попустил Бог? Разве Богу не больно?»

— Боль Бога за людей, которые мучаются от болезней, от бесов, от варваров и тому подобного, имеет в себе и радость за то небесное воздаяние, которое Он им уготовил. То есть Бог имеет в виду воздаяние, которое восприимет на Небе человек, испытывающий искушение, Он знает, что ждёт такого человека в жизни иной, и это дает Богу «силы терпеть» эту боль. Ведь Бог попустил Ироду совершить столько преступлений[1]! Ирод заклал четырнадцать тысяч младенцев и множество родителей, которые не давали воинам убивать своих детей! Ведь этих родителей тоже убили. Варвары-воины, желая угодить своим начальникам, разрубали младенцев на мелкие кусочки. И чем большие муки испытывали эти младенцы, тем большую боль испытывал Бог. Но настолько же больше Он радовался за ту величайшую славу, которую им предстояло восприять на Небе. Он радовался за этих маленьких Ангелов, которым предстояло составить ангельский мученический чин. Ангелы из мучеников!

Во время скорбей Бог утешает человека истинным утешением

Бог, находясь рядом с нами, видит скорби Своих детей и утешает нас, как Добрый Отец, А что ты думаешь, неужели Он хочет видеть, как Его ребёнок страдает? Бог учитывает все его страдания, весь его плач и потом воздаёт ему за это. Только Бог даёт в скорбях истинное утешение. Поэтому человек, который, не веруя в истинную жизнь, не веруя в Бога, не просит Его милости в терзающих душу испытаниях, пребывает в полном отчаянии. Жизнь такого человека не имеет смысла. Он всегда остаётся беспомощным, неутешенным и измученным в этой жизни, но кроме этого ещё и навеки осуждает свою душу.

Однако у духовных людей нет собственных скорбей, потому что все случающиеся с ними Испытания они преодолевают, находясь близ Христа. Такие люди собирают многую горечь чужих скорбей, но одновременно они собирают и многую любовь Божию. Когда я пою «Не ввери мя человеческому предстательству, Всесвятая Владычице», то иногда останавливаюсь на словах «...но приими моления раба Твоего...» Если у меня нет скорби, то как я смогу произнести слова: «...скорбь бо обдержит мя, терпети не могу...»[2]? Как я смогу сказать ложь? В духовном отношении к испытаниям нет скорби, потому что если человек расположит себя правильно, духовно, то всё меняется. Если человек дотронется горечью своей боли до Сладкого Иисуса, то все его горечи и страдания превращаются в мёд.

Постигнув таинства духовной жизни и тот таинственный способ, которым трудится Бог, человек прекращает расстраиваться из-за того, что с ним случается. Он с радостью принимает горькие лекарства, которые Бог даёт ему для здравия души. Всё [происходящее с ним] такой человек считает результатом своей молитвы, потому что он постоянно просит у Бога, чтобы Тот убелил его душу. Однако, относясь к испытаниям по-мирски, люди мучаются. Но раз Бог следит за каждым из нас, то каждый из нас должен без остатка предавать себя Ему. В противном случае жизнь человека превращается в муку: он хочет, чтобы всё в его жизни шло, как хочется ему самому. Однако всё идет не так, как ему хочется, и поэтому его душа не находит покоя.

Сыт или голоден человек, хвалят его или к нему относятся несправедливо, он должен радоваться и ко всему относиться со смирением и терпением. Тогда Бог будет давать ему благословения — до тех пор пока его душа не дойдёт до такого состояния, что эти благословения не будут в неё вмещаться. Благословения Божии будут такой душе уже не по силам. И чем больше человек будет духовно преуспевать, тем в большей степени он будет видеть любовь Божию и таять от этой любви.

Искушения и скорби по попущению Божию

Иногда происходящие с нами испытания — это антибиотики, которые Бог даёт нам для исцеления болезни нашей души. Эти испытания подают нам большую духовную помощь. Человек слегка получает от Бога «по затылку», и его сердце умягчается. Конечно, Бог [и не испытывая нас] знает, в каком состоянии находится каждый, но, поскольку этого не знаем мы, Он попускает нам пройти через испытания — для того чтобы мы познали себя, обнаружили скрывающиеся в нас страсти и не имели в день Страшного Суда чрезмерных претензий. Ведь даже если бы Бог закрывал глаза на наши страсти и брал нас в Рай такими, какие мы есть, то и в Раю мы тоже поднимали бы волну смущений и неудовольствий. Поэтому Бог попускает диаволу создавать искушения здесь, чтобы эти искушения выбивали из нас пыль [страстей] так, чтобы посредством скорбей наша душа смирилась и очистилась. А после этого Бог исполняет нас Своей Благодатью.

Настоящая радость рождается от той горечи, которую человек с радостью вкушает за Христа — Вкусившего горечь, для того чтобы нас спасти. Христианин должен особенно радоваться тогда, когда на него находит испытание, а сам он при этом не давал для него повода.

Иногда мы говорим Богу: «Боже мой, не зная, что Ты сделаешь, я без остатка предаю Тебе всего себя для того, чтобы Ты сделал из меня человека». И Бог, слыша эти слова, хочет сделать меня не только человеком, но чем-то больше, чем человек. Поэтому Он позволяет диаволу прийти, чтобы меня искусить и помучать. Сейчас, болея раком, я вижу плутни диавола, и мне становится смешно. Вот ведь какой этот диавол! Знаете, каким мылом моет диавол человека, когда Бог позволяет ему его искусить, чтобы человек прошёл через испытания? Диавол моет человека пеной своей злобы. Вот какое у него хорошее мыло! Подобно тому как верблюд в злобе плюётся пеной, так ведёт себя и диавол в подобных случаях. А потом он начинает тереть человека. Конечно, он делает это не для того, чтобы стереть с человека грязь и сделать его чище. Нет, он делает это от злобы. Однако Бог позволяет диаволу тереть человека до тех пор, пока не отстираются его грязные пятна и он не станет чистым. Ведь если бы Бог позволил диаволу тереть человека так, как трут одежду, когда её стирают, то диавол превратил бы человека в лохмотья.

— Геронда, можем ли мы говорить, что разные искушения, которые случаются в нашей жизни, происходят с нами по воле Божией?

— Нет, не будем смешивать волю Божию со всем тем, что приносит искуситель. Бог даёт диаволу свободу искушать человека до определённого момента. И человека Он тоже оставляет свободным сделать добро или зло. Однако Бог не будет виноват в том зле, что сделает человек. К примеру, Иуда был учеником Христовым. Но разве допустимо сказать, что воля Божия была, чтобы он стал предателем? Нет, это сам Иуда позволил диаволу войти в себя. Один человек попросил священника: «Прошу тебя, отче, отслужи заупокойную литию за Иуду». Всё равно что говорил: «Ты, Христе, несправедлив. То, что Иуда Тебя предал, было Твоей волей. Поэтому сейчас помоги ему».

Редко случается, что Бог попускает некоторым благоговейным людям пройти через испытания ради того, чтобы кто-то, живущий скверной жизнью, пришел в чувство и покаялся. Некоторые люди, проходя через испытания, расплачиваются за грехи своей жизни, но при этом неоправданно ропщут. Бог даёт им возможность получить помощь, видя пример терпения тех, кто страдает и не ропщет, не будучи виноватым. Такие благоговейные люди получают двойную мзду. Предположим, что очень хороший, благоговейный глава семьи сидит у себя дома вместе со своей женой и детьми. Внезапно начинается землетрясение, дом рушится, всю его семью заваливает обломками, и после страшных мучений все умирают. Для чего Бог попустил это? Для того чтобы не роптали другие — те, кто виноват и подвергается наказанию.

Поэтому тот, кто размышляет о великих крестах, которые несли праведники, никогда не расстраивается из-за собственных маленьких испытаний. Такие люди видят: несмотря на то что они совершили в своей жизни разные грехи, они страдают меньше, чем праведники и поэтому исповедуют подобно благоразумному разбойнику[3]: «Эти люди ни в чём не согрешили и претерпели такие страдания. Каких же страданий достойны мы?» Однако, к несчастью, некоторые похожи на того разбойника, который был распят слева от Христа[4]. Такие люди говорят о претерпевших страдания праведниках: «Посмотри-ка, всю жизнь не выпускали из рук креста, и какое с ними произошло несчастье!»

Бывают и случаи — правда очень-очень редко — когда Бог по любви попускает некоторым избранным подвижникам претерпеть великие испытания. Он делает это, чтобы их увенчать. Такие люди — подражатели Христа. Посмотрите: поскольку Святая Синклитикия духовно помогала многим людям своими увещаниями, диавол захотел помешать ей в этом деле и три с половиной года преподобная из-за болезни пребывала безгласной[5].

А в других случаях настоящий подражатель Христа просит у Бога милости простить грехи ближних и не подвергать их Своему праведному гневу. Такой человек просит, чтобы Бог вместо этих согрешивших людей наказал его, несмотря на то что сам он не виноват. Такой человек находится с Богом в тесном родстве, и Бога очень трогает, умиляет великая благородная любовь Его чада. Бог не только оказывает такому человеку милость, о которой он просит, то есть не только прощает грехи других, но и попускает этому человеку мученическую кончину — согласно его усердному прошению. А одновременно Бог приуготовляет такому человеку самый лучший райский царский дворец с ещё большей славой, потому что многие люди своим наружным судом несправедливо судили об этом человеке и думали, что Бог наказывает его якобы за его собственные грехи.

pravoslavie.by

[1] См. Мф. 2:16.
[2] См. Часослов. М. 1990. С. 288.
[3] См. Лк. 23:39 и ниже.
[4] Там же.
[5] Память прп. Синклитикии совершается 5-го января. См. Жития святых на русском языке. Январь. М. 1904. С. 189.