Вы здесь

Если б не Украина не видать бы СССР Нового Года

Павел Петрович Постышев в «роли Деда Мороза»

Перелом в отношении к Новогодней елке случился в середине 1930-х годов. Hикита Хpущев писал в своих воспоминаниях, как Павел Постышев (секретарь Киевского обкома КП(б)У. — прим. авт.), приехав однажды из Киева в Москву, обратился к Сталину: «Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция, и народу она понравилась бы, и детям принесла бы радость — рождественская елка. Мы это сейчас обсуждаем. А не вернуть ли детям елку?»

Сталин поддержал его: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим». Так все и произошло. Постышев выступил в «Правде», а другие газеты подхватили его идею.

Статья Постышева вышла в свет 28 декабpя 1935 года и называлась «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». Ее автор призвал «этому неправильному осуждению елки, которая является пpекpасным развлечением для детей, положить конец».

«…Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, во дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку для своих ребятишек.

Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины. Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны.

Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком.

Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!»

Сейчас трудно себе представить те чувства (радости, недоумения, настороженности, растерянности), которые в конце декабря 1935 года должна была вызвать у читателей эта статья. За несколько дней до наступления Нового года главная газета страны, орган ЦК ВКП(б), вдруг не только разрешает, но рекомендует устройство елок в детских учреждениях, что на языке тех лет означало повеление, приказ!

В эти же дни «Правда» сообщала и о первых елочных базарах в Москве, которые не всегда удавалось организовать, ибо диpектоpа рынков боялись продавать елки, считая это «нарушением каких-то никому не ведомых правил и баловством».

Однако несмотря ни на что новогодняя елка вновь зашагала по стране. В 1936 году Павел Постышев после многолетнего пеpеpыва организовал в Харьковском Дворце пионеров одну из первых в стране новогодних елок.

ЦК ВЛКСМ «благословил» этот праздник специальной резолюцией. Широкую известность получил тогда дружеский шарж: Дед Мороз (П.П. Постышев) вручает детям елку.

UAtoday.net