Пострадавший за любовь к ближнему
75 лет назад в Крыму был расстрелян священник из Ялты Димитрий Киранов. Главное, что ставилось ему в вину, — он учил верующих помогать друг другу.
Священник Дмитрий Киранов
|
Будущий священномученик Димитрий Киранов родился в 1879 году в селе Мануйловка на территории современной Запорожской области. В 1900 году он окончил духовную семинарию, в 25 лет был рукоположен в священники. Еще через пять лет стал настоятелем Вознесенской церкви села Малая Токмачка Бердянского уезда. Вместе с женой они учительствовали в церковно-приходских школах, в которых до 1917 года дети получали начальное школьное образование.
Из-за болезни жены и единственного сына семья отца Димитрия переехала в Ялту. В 1913 году он стал одним из священников в храме Иоанна Златоуста. Молодой, энергичный батюшка сразу же включается в религиозную и общественную жизнь провинциального городка: преподает закон Божий в школах, состоит членом городского попечительства по призрению семей низших чинов. Проповеди отца Димитрия, его искренняя манера служить привлекали в храм множество народа.
Отец Димитрий отличался крепким здоровьем и добродушным нравом. Ходил быстро, большими шагами. Круг его интересов был обширен: он с увлечением читал богословскую, философскую и художественную литературу. Живо реагировал на публицистику и проявлял повышенный интерес к общественной жизни и внешнеполитическим событиям. Он всегда с нетерпением ждал свежие газеты и журналы и прочитывал их с жадностью.
Отец Димитрий собрал значительную библиотеку — сочинения русских классиков, богословские и философские книги. По свидетельству сына Льва Дмитриевича, «книгами были набиты не только шкафы и этажерки, они были повсюду. Свободное время посвящалось по преимуществу чтению, самому разнообразному...».
Первый раз отец Димитрий столкнулся с репрессивной машиной большевиков летом 1923 года. В Ялту приехали обновленческие священники, сотрудничавшие с властями, и потребовали отдать им один из ялтинских храмов — собор Святого Александра Невского. Настоятель храма отказался. Чтобы запугать местное духовенство, на допрос в ГПУ был вызван не только сам настоятель, но и священники других храмов, среди которых был и Димитрий Киранов.
Священников обвиняли в том, что они решением собрания благочиния возобновили поминовение за богослужением главы Церкви Святейшего Патриарха Тихона, который в то время находился под судом и был выпущен из тюрьмы под подписку о невыезде, а также в том, что послали ему приветствие в связи со вступлением в управление Церковью. В глазах властей это было открытой поддержкой «тихоновской» линии, явным «контрреволюционным актом и агитацией против советской власти».
В тот же вечер священников отправили из Ялты в Симферополь и заключили в тюрьму. Во время допросов следователь прямо объявил им: либо они, потомившись в тюрьме, будут высланы в Туркестан или Архангельскую губернию, либо должны «добровольно» дать подписку о том, что они покинут пределы Крыма на один год в течение полуторамесячного срока. Причем, боясь восстановить против себя православных, власти запретили говорить что-либо об этой подписке. На места священников уже были подобраны «удобные» кандидаты.
Священникам пришлось дать такую подписку, поскольку среди них были люди слабого здоровья и преклонного возраста, и пребывание в тюрьме для них могло оказаться губительным. Выйдя из заключения, священники тут же подали мотивированные ходатайства об отмене приговора. Очевидно, репрессивная машина на время замедлила свою работу, и на ходатайство пришло решение: «Принимая во внимание, что поминовение не носило демонстрационного характера... дело передать на предмет прекращения».
Cвященник Дмитрий Киранов
в кругу семьи |
10 сентября 1928 года протоиерей Димитрий Киранов стал настоятелем собора Святителя Иоанна Златоуста, а в 1929 году был отправлен в ссылку его сын Лев. Питаемая правительственными указами, росла злоба и отчаянная вражда безбожной власти против христиан. При объявленной свободе совести и верований государство, отделившее от себя Церковь, неустанно донимало общины штрафами, придирками, непомерными налогами, неуклонно держа курс на полное уничтожение Церкви и духовного сословия.
Вот несколько примеров: в 1929 году отца Димитрия оштрафовали на 2 000 рублей за «нарушение правил страхования некоторых служащих». Еще через год придумали новое наказание — принудительные работы на пять месяцев с удержанием половины зарплаты. Придирались к любой мелочи: в декабре 1931 года он был оштрафован милицией на 50 рублей за «допущение к богослужению постороннего собору ялтинского священника».
Однако самое страшное было впереди. Чтобы добиться передачи храма лояльным к советской власти обновленцам, власти обвинили одного из прихожан в пропаже имущества часовни, которая была приписана к приходу Иоанна Златоуста. Был присужден штраф в размере 1 133 рублей. Личное имущество одного из членов общины было описано для выплаты долга. Тут же был собран церковный совет собора, который определил: «Просить священников объявить сбор добровольных пожертвований в церкви». Отец Димитрий проникновенным словом расположил сердца людей к щедрым пожертвованиям, и за праздничными богослужениями были собраны необходимые деньги.
Эти события происходили в ноябре-декабре 1931 года. А в марте 1932 года отца Димитрия арестовали. Одно из обвинений в его адрес — «незаконный сбор денег среди верующих». Фактическая причина — он прямо говорил о том, что советская власть делает все для уничтожения Церкви. В июне того же года священник был отправлен в ссылку в Казахстан на три года.
Вернувшись в Ялту в 1935 году, отец Димитрий снова стал служить в своем храме. На одном из собраний общины было решено часть церковных денег выделить для создания фонда материальной помощи арестованным церковнослужителям, членам общины и их родственникам. Это касса взаимовыручки просуществовала недолго. Новый арест священника последовал 20 октября 1937 года.
Следователи упрямо добивались подтверждения своих домыслов на допросах, очных ставках, но отец Димитрий все отрицал. 1 декабря 1937 года суд-тройка НКВД Крымской АССР вынес постановление: протоиерея Димитрия Киранова расстрелять, имущество конфисковать. 4 января 1938 года приговор был приведен в исполнение.
В 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил мученика Димитрия Киранова к лику святых.
Опубликовано: 08/01/2014