Встряска евроинтеграцией должна пробудить Церковь
Василий Анисимов
|
— Василий Семенович, для Православной Церкви на Украине прошедший год был драматичным. Не так ли?
— «Качели» оказались, действительно, захватывающими — от юбилейных торжеств в честь 1025-летия Крещения Руси до скандальной евроинтеграции и Майдана. То засвидетельствовали городу и миру — а были девять патриархов, четыре президента православных стран — тысячелетнюю верность и горячую преданность одному цивилизационному выбору, то вдруг патетически объявили о другом, «судьбоносном», разрушающем саму сущность православной Святой Руси. Его, впрочем, «приостановили», за что получили антиправительственный оранжевый майдан и политический кризис. Это реалии общественно-политической жизни нашей державы, которые непосредственно касаются Церкви.
— И «евроразворот» произошел после юбилейных празднований?
— После киевских, поскольку в регионах они еще продолжались. Сам же европейский выбор у нас закреплен законом о внешней политике еще со времен Кучмы. Но в сентябре 2013 года правительство единогласно приняло решение о форсировании подписания соглашения об ассоциации с ЕС, и началась гонка по принятию «евроинтеграционных» законов, выполнению всех экономических и политических требований Евросоюза, что сопровождалось оголтелой европропагандой и, соответственно, русофобией. Отсталость, бесперспективность, тяжкое прошлое и пр. связаны с Россией, а светлое будущее — с Западной Европой, ее непреходящими ценностями, к которым мы должны адаптироваться. То, что провозглашалось тысячу раз во время православных юбилейных торжеств, отвергалось и властью, и оппозицией — практически всей правящей элитой — один махом и даже с уничижительной издевкой.
— А как политики и чиновники сами это объясняют? Ведь они и организовывали, и участвовали в юбилее Крещения Руси.
— Знаешь, когда один из лидеров Партии регионов — спикер парламента, ее председатель — премьер-министр, а почетный председатель — президент страны, что для Украины в диковинку, публичная политика становится малозначимой. Мне вот, как руководителю пресс-службы, управделами УПЦ ежегодно подписывает документы для аккредитации, скажем, в парламенте, и всегда была возможность неформально обсудить любые вопросы с лидерами фракций, депутатами, выяснить, почему принимаются те или иные решения. Теперь же по всем вопросам депутаты тебя отправляют на Банковую, в администрацию Президента, где, собственно, и принимаются решения. Люди они дисциплинированные, какая там будет «отмашка», так и поступают. Сегодня ратуют за Святую Русь, завтра — за евроинтеграцию.
— Но ведь Партия регионов стояла у истоков возрождения традиции празднования Дня Крещения Руси...
— В том-то и парадокс. Идея принадлежала общественности — Олегу Карамазову, Юрию Молчанову и др., которых окормляет отец Исаакий (Андроник) из Голосеевского монастыря. Они пять лет назад создали общественную организацию, а Партия регионов была тогда в оппозиции и их спонсировала. Это не нравилось тогдашней власти: президент Ющенко вел Украину в НАТО, а тут Святая Русь, единство и братство наших народов. Ты помнишь, когда мы проводили в марте 2008 года первый круглый стол в Лавре, посвященный 1020-летию Крещения Руси, где, собственно, и была сформулирована идеология торжеств, то не было ни одного нашего архиерея. У нас тогда были очень сложные отношения с оранжевой властью, и они предпочли ее не раздражать. А приглашенный российский владыка, увидев, что нет украинских архиереев, решил, что это антиправительственное мероприятие, схватил чемодан и уехал. Мы тщетно пытались его удержать. Хотя собрание было вполне респектабельным: выступали Леонид Кравчук, академик Петр Толочко, депутаты, историки, богословы-миссионеры о. Андрей Кураев и о. Андрей Ткачев. Но представители власти вредили и пакостили, как могли: и концерт пытались сорвать на Крещатике, и приснопамятного Патриарха Алексия довели до такого состояния, что он вынужден был прервать визит и отложить поездку в Донецк. В 2009 году пытались сорвать уже поездку Патриарха Кирилла на Волынь. Словом, праздник Крещения утверждался весьма драматично, но Партия регионов и сам Виктор Янукович были надежным плечом Церкви.
Слава Богу, сегодня идея нашего исторического единства и братства обрела свое зримое выражение в этих торжествах. Благодаря, кстати, Патриарху Кириллу, который заявил, что День Крещения Руси, а это день рождения Русской Православной Церкви, всегда будет отмечать служением Божественной литургии в Киеве. Сегодня праздник стал всемирным, его отмечают на всех континентах, в десятках стран — везде, где есть наследники Святой Руси, рожденного Русью Русского мира. Замечательно, что раз в году они вспоминают о своих истоках, о Киеве, о духовном наследии, о замысле Господа о восточных славянах и их православной цивилизации. В этом году праздник был самым масштабным, девять предстоятелей Поместных Церквей участвовали в торжествах в Москве, Киеве, Минске и выступали с глубокими проповедями о значении Крещения Руси для всего христианства и человечества.
— А через месяц власть уже повела народ на Запад. Чем ты это объясняешь?
— Экономикой, отсутствием ресурсов. Свои исчерпали, кризис, выборы на носу, а в Евросоюзе пообещали приличные деньги. Но, увидев, как власть и оппозиция бьют копытом в безудержном рвении, ЕС решил, что и без денег в Европу прибегут. Проблема заключается в том, что о духовной составляющей евроинтеграции никто и не вел речи. Ура-ура! У нас новый цивилизационный выбор! Вперед и с песней! А старый куда делался? И чем он плох? Будто у нас нет ни своих ценностей, ни традиции, ни братской истории, ни тысячелетней Церкви. Ее даже никто и не спросил. Как в душу плюнули. Власть предала свой электорат, поскольку Янукович победил под лозунгом союза с Россией. К тому же оказалось, что у нас не только свободных, но и профессиональных СМИ — кот наплакал. Одна европаропаганда, никакой альтернативной точки зрения.
— Но ведь подписание соглашения с ЕС не состоялось...
— Его приостановили за неделю до саммита в Вильнюсе. Власть как-то неожиданно «прозрела» и объявила, что условия ассоциации с ЕС ведут Украину к неминуемой социальной и экономической катастрофе. Теперь уже те, которые загорелись евроинтеграцией, посчитали, что их обманули и им плюнули в душу. Они вышли на Майдан, разожгли костры и не давали установить главную елку, организовали провокацию против правоохранителей. Милиция применила силу, эти 12 минут разгона «потрясли мир», оппозиция мигом организовала майданный бунт «обманутых надежд», который длится по сей день. Захвачены столичная мэрия, Дом профсоюзов, Октябрьский дворец, установлены баррикады и палатки, евроинтеграция подкреплена требованиями отставки правительства, перевыборов президента и парламента. Власть посеяла ветер и пожинает плоды.
— Соглашение действительно вело к экономическому краху?
— Конечно. Однако об этом говорили задолго до Вильнюса. Коммунисты требовали референдума и всенародного обсуждения — власть заблокировала. Всех противников евроинтеграции клеймили «пятой колонной», затыкали рты, даже вашего Глазьева подвергли глупой обструкции. Да и маховик европропаганды не остановлен. Недавно премьер-министр Николай Азаров заявил, что по центральным телеканалам ни единого слова правды нельзя услышать.
— А почему?
— Он объяснил это заговором олигархов-владельцев крупнейших СМИ, которые свои капиталы хранят на Западе. Они действительно оказались самой уязвимой частью правящей элиты. Еврокомиссары, американские сенаторы, конгресс США пригрозили санкциями не только власти, но и спонсорам Партии регионов, поэтому их медиа-ресурсы выступают как некая объединенная пресс-служба евромайдана: Майдан в центре общественно-политической жизни страны. Постоянные «дневники майдана», прямые включения, обнародование обращений, повестки дня и т.д., будто это олимпиада. Вдохновленные майдановцы ходят толпой с телевизионщиками по Киеву и пригородам, шугают силовиков и министров в их квартирах и домах, пикетируют, разрисовывают заборы требованиями. По-своему забавно.
— И власть не реагирует?
— Почему же. Она организовала свой майдан, показала, что тоже может десятки тысяч свезти в Киев, они, правда, не могут долго митинговать, поскольку, что постоянно подчеркивается, — трудящиеся. В отличие от дармоедов-оппонентов. В конце года случился прорыв в российско-украинских отношениях, Россия подставила плечо: огромный кредит, снижение цен на энергоносители, совместные проекты, которые позволят и поднять социальные программы, и оживить экономику. С Китаем подписано соглашение на десятки миллиардов инвестиций. Это заслуга власти. Словом, одни работают, а другие их хлеб едят, безобразничают, с факелами ходят, памятники рушат и т.д. Вот такое представление о происходящем старается сформировать власть. Она надеется, что Майдан сам себя дискредитирует, бесславно разбежится и второй президентский срок Виктору Януковичу будет обеспечен. Это понимает оппозиция, поэтому будет держаться за Майдан до последнего. Но надо отметить, что все митинги (и проправительственные, и антиправительственные) — проевропейские, только одни призывают идти в Европу с Януковичем, другие — без него. Власть не устает повторять, что наш путь в ЕС — стратегический и безальтернативный. О Таможенном союзе, союзе с Россией никто даже не заикается.
— В том числе и Церковь. В Украине действительно считают, что Православной Церкви нет дела до геополитического выбора своей страны?
— Это позиция наших церковных сервелистов. Они выражают пожелание власти, которая хотела бы, чтобы Церковь либо поддерживала ее евроустремления, либо не мешала им. Заявление же Священного Синода РПЦ, под которым стоят подписи и Святейшего Патриарха Кирилла, и Блаженнейшего Митрополита Владимира, содержит призыв, чтобы такой выбор осуществлял народ, который помнит о тысячелетнем братском духовном единстве восточных славян и до сих пор живет в нем.
— Но это заявление появилось лишь в конце декабря. До этого в самой Украине ничего подобного не было...
— Это очевидный провал даже не церковный, а культурологический. Оказалось, что защищать, скажем, на высшем политическом уровне очевидное — единство наших народов, их общее будущее, и экономическое, и духовное — некому, за исключением тех же коммунистов, да и негде. Даже те немногие публицисты, которые могут аргументированно отстаивать альтернативную евроинтеграции точку зрения, довольствовались второстепенными сайтами и очень немногими печатными СМИ. Мы в пресс-службе несколько подобных материалов опубликовали и даже довели их до наших политических лидеров, но наши пять копеек, думаю, немногие заметили. А ведь ситуацию, хотя бы в информационном поле Украины, стоило бы хоть немного улучшить. Сейчас, правда, вспомнили о 360-летии Переяславской Рады, и в Переяславе пройдет Собор наших братских народов. Это хороший информационный повод обратиться к нашему историческому наследию.
— Ты говоришь об информационном «провале». Чем он вызван? Отсутствием информационных ресурсов?
— Ресурсов-то, хоть и локальных, достаточно много. У нас десятки печатных СМИ, сотни сайтов, есть свои радио- и телепрограммы. Ведь задача СМИ заключается в том, чтобы если не формировать общественное мнение, то хотя бы как-то влиять на него. Задача церковных СМИ — влиять на формирование этого мнения по важным для Церкви проблемам. Скажем, по духовно-нравственной и политической составляющим евроинтеграции, по реституции церковной собственности, по расколам, сектам, унии и т.д. Это важные для Православной Церкви в Украине вопросы. А какое может быть в обществе мнение по этим вопросам, коли сама Церковь в своих СМИ молчит о них, как рыба? Ведь под лежачий камень вода не течет, и эту проблематику надо постоянно актуализировать. У нас вот проводят фестивали православных СМИ, где говорят, что Церковь должна отвечать на вызовы современности, а когда эти вызовы появляются, то ответчиков днем с огнем не сыскать.
— И все из-за боязни раздражать власть?
— Конечно. И она, кстати, реально раздражается. У меня есть один добрый знакомый, мы с ним еще при Союзе вместе в газете работали. Потом он пошел по руководящей линии, и лет двадцать если не депутат, то министр, если не министр, то вице-премьер, и сейчас в правительстве. Мы иногда пересекаемся за дружескими беседами. Так он мне говорит: ты такой прогнозируемый, чуть ли не до тошноты. Всегда напоминаешь, что обещано, но не делается! И это вот нервирует. Даже друзей. Но напоминать о необходимости восстановления юридических и имущественных прав Церкви, выступать за сохранение и укрепление братского единства наших народов и стран, за единство Церкви нашей — это очень актуальная задача православной журналистики, и она не должна зависеть от политической конъюнктуры.
— Некоторые из православных священников выступали на майдане и даже обращение в его поддержку составили. Как ты к этому относишься?
— Как ни странно, все они — борцы с «политическим православием». Когда братства выступали против оранжевой власти, то их заклеймили политическими экстремистами. Когда же сами на антиправительственном митинге витийствуют — это «Церковь должна быть с народом». Идеология майдана заключается в лозунге «Банду геть!», его скандируют каждые полчаса, и в русофобии, они для «сугреву» даже подпрыгивают с прибауткой: «Кто не скачет — тот москаль!». Если вы выступаете на этом митинге, то разделяете его идеологию. Коли власть дружеским устам не внемлет, то, может, и стоило бы с трибуны Майдана сказать, что она игнорирует евростандарты в государственно-церковных отношениях: не дает Церкви статуса юридического лица, не возвращает церковную собственность и т.д. Авось услышала бы. А подвывать унии и филаретовцам о «зверствах» режима — какой смысл? Зверством были униатские погромы православных общин в Галиции и филаретовские на Волыни и Ровенщине. Об этом, кстати, тоже надо всегда напоминать.
— Чем завершится общественно-политический кризис на Украине?
— Ситуация, как говорится, в развитии. У нас в этом году начнется выборная президентская кампания. Она традиционно сопровождается бурей страстей, провокациями, майданами, нервотрепкой. Но это и возможность оказать реальное влияние на власть. Встряска евроинтеграцией должна пробудить Церковь, все наше православное сообщество отстоять наши исторические ценности и главную из них — единство Святой Руси, ее сердцевины, которая заключается в братском единении наших народов. Время очень сложное, оппонентов — море, переломить ситуацию непросто, но история свидетельствует, что сила духа проявляется именно в такие моменты. Конечно, очень ценна поддержка наших православных братьев-информационщиков в России и в Белоруссии, таких как «Радонеж», который много лет подряд подставляет нам плечо, не избегает острых тем и сложных вопросов. Я от всей души поздравляю и тебя, Евгений, и весь ваш творческий коллектив с Рождеством Христовым и наступившим Новым годом! Пусть он будет для вас благодатным и плодотворным!
— Спасибо за поздравления и беседу. Мы всегда переживаем за нэньку Украину, за Церковь нашу. Дай Бог, чтобы все конфликты разрешились мирно и на благо народа. Поздравляю с Рождеством, знаю, что этот год для тебя юбилейный, поэтому желаю, чтобы он был самым успешным в твоей творческой биографии!
— Спаси Господи!
Опубликовано: 21/01/2014