Святитель Григорий, епископ Нисский
Святой Григорий Нисский был братом по плоти святого Василия Великого, которого он был значительно моложе[1]. Детским воспитанием его занималась та же благочестивая бабка его Макрина, которая учила и святого Василия[2], а первоначальные наставления в грамматике и риторике получил он от своего отца. Дальнейшие уроки, с 12-го года своей жизни, когда умер отец его, он слушал у кесарийских наставников красноречия. Знания, приобретенные Григорием в языческой школе Кесарии, были потом восполнены самостоятельными научными занятиями и уроками святого Василия Великого, которым Григорий, по его словам, был очень многим обязан. При своих природных дарованиях и прилежании в изучении наук, святой Григорий с успехом изучил риторику и философию и готовил себя к званию светского оратора. Но Бог судил иначе, и в самой душе Григория, более склонного в то время к светским занятиям и к изучению светских наук, вскоре произошла перемена. Однажды в имении его матери предположено было совершить празднество в честь перенесения мощей Сорока Мучеников. Позван был на это семейное торжество и Григорий, обучавшийся тогда в Кесарии. Недовольный тем, что он оторван от своих занятий и что празднество не было отложено до другого, более благоприятного времени, Григорий равнодушно, без внимания, слушал песнопения богослужения, происходившего в саду и длившегося всю ночь, и, наконец, удалившись в одну из беседок, лег спать. И вот во сне он видит, что хочет войти в сад, но какие-то светоносные воины не пропускают его, и, только благодаря заступничеству одного из них, ему удается набежать наказания. Это устрашающее сновидение произвело на Григория сильное впечатление, и он, оставив мирские занятия и науки, обратился к чтению священных и душеспасительных книг, а потом вскоре принял на себя обязанности анагноста, состоявшие в чтении Священного Писания в богослужебных собраниях. Однако такая настроенность сначала ненадолго укоренилась в душе Григория. По смерти Юлиана Отступника, воспретившего христианам быть наставниками риторики и грамматики, Григорий опять обратился было к любимому занятию, избрав для себя призвание преподавателя риторики, что вызвало недовольство со стороны его друзей и строгие обличения со стороны святого Григория Богослова. Впрочем, Григорий недолго стремился к славе ритора. Вскоре под влиянием членов своей аскетически настроенной семьи и друзей он обратился всей душой к изучению памятников веры, оставил мир и удалился в пустыню, поселившись в монастыре, основанном Василием Великим на берегу реки Ирис. Вскоре после того святой Василий, желая иметь в Григории верного помощника для борьбы с арианской ересью, поставил его во епископа города Ниссы[3]. Святой Григорий действовал как истинный пастырь Христов, доблестно управляя Церковью н охраняя ее мир от козней ее врагов. Благочестивая сестра его Феозва была при нем диаконисой и весьма много помогала брату в делах церковных, так что впоследствии смерть ее была для него потерей великой.
В царствование Валента святой Григорий Нисский подвергся несправедливым гонениям со стороны правителей — ариан. Наместник Понта Демосфен составил в Анкире[4] из покорных правительству епископов Собор, на котором Григорий был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества и лишен кафедры. По приказанию Демосфена святой был схвачен и под стражей отправлен в Анкиру, причем дорогой много пострадал от грубости воинов. Потом он решился бежать и, ускользнув от стражи, скрылся в безопасное место. На следующий год был созван новый Собор из епископов Понта и Галатии в самой Ниссе; святой Григорий не явился на суд и снова был заочно низложен. Но, лишенный кафедры, Григорий не оставался в бездействии: он переходил из одного места в другое, чтобы утверждать православие и утешать православных. По смерти Валента святой Григорий был возвращен к своей кафедре и с восторгом встречен святой паствой. Вскоре после того он огорчен был смертью святого Василия Великого, которого он глубоко любил и уважал как своего наставника. В годичную память почтил он его надгробным словом и из благодарного уважения к нему, как к своему наставнику, окончил его описание шести дней творения, где недоставало описания человека и где другие желали видеть решенными еще некоторые недоуменные вопросы. В том же году святой Григорий Нисский принимал участие в Антиохийском Соборе[5]. На этом Соборе определено было послать опытного в деле веры мужа для обозрения церквей в Аравии и Палестине, где оскорбляли веру ереси антикомариан, не чтивших непорочного девства Богоматери, и коллиридиан, чтивших Богоматерь как божество. Для утверждения мира и веры избран был святой Григорий. Перед отправлением в это путешествие он посетил свою старшую сестру, блаженную Макрину[6]. По погребении ее он с успехом окончил в Аравии данное ему на Антиохийском Соборе поручение, но в Иерусалиме, где с благоговейной радостью он посетил священные места, не мог совершить всего того, что было ему поручено, и со скорбью писал, что грехи и заблуждения и там находят крепкую защиту в сердцах людей. Между тем в отсутствие святого Григория в его епархию снова было занесено арианство, которое ему с трудом удалось побороть по возвращении домой. В то же время оп принимал участие в избрании епископов для Иворы и Севастии по просьбе жителей, опасавшихся, что преемниками почивших епископов будут еретики. Когда в царствование Феодосия Великого был созван в Константинополе Второй Вселенский Собор против духоборца Македония, то и святой Григорий Нисский был там же вместе с другими святыми отцами поборником благочестия, возражая и посрамляя противников силой истины на основании Божественного Писания. На этом Соборе старанием святого Григория дополнен был никейский Символ веры членом о Святом Духе, причем к символу были присоединены еще девятый, десятый, одиннадцатый и двенадцатый члены. Вообще Григорий Нисский был одним из главных деятелей Собора.
Вместе с другими епископами он участвовал также в утверждении святого Григория Богослова в звании Константинопольского архипастыря и читал ему и блаженному Иерониму[7] свое сочинение против Евномия[8]. Когда против святого Григория Богослова возникла ожесточенная борьба со стороны некоторой части духовенства, зараженного еретическими лжеучениями или расположенного к еретикам, вследствие чего он должен был оставить Константинопольскую кафедру,— святой Григорий Нисский вместе со многими другими всячески старался разрушить эту вражду, но, не будучи в состоянии сделать это, преподал советы о вере и новом призвании преемнику Григория Богослова Нектарию, избранному из оглашенных. Во время пребывания своего в Константинополе святой Григорий Нисский произнес две проповеди: одну по случаю избрания святого Григория Богослова епископом столицы; другую — надгробную на погребении Мелетия, патриарха Антиохийского.
Вскоре после Второго Вселенского Собора Григорию пришлось переезжать из одной церкви в другую для приведения в порядок церковных построений и утверждения православия, так как на Втором Вселенском Соборе он был объявлен в числе трех архипастырей охранителем православия для Понта. В 383 году святой Григорий Нисский был на Соборе в Константинополе, где произнес слово о Божестве Сына н Духа Святого. В 386 году он снова был в Контантинополе, и здесь ему. как знаменитому оратору, было поручено произнести слово над гробом любимой всеми императрицы Плакиллы[9]. В 394 году он снова присутствовал в Константинополе на Соборе, созванном для решения вопросов по церковным делам Аравии[10].
Паству свою святой Григорий, как пастырь верный и истинный, ревностно утверждал в вере и благочестии; случалось, чти по нескольку дней сряду говорил он ей поучения. В то же время он был ходатаем и защитником несчастных перед судиями, отличался сострадательностью к нищим, терпеливостью, миролюбием и прямодушием. Достигнув глубокой старости, святой Григорий почил о Господе[11], оставив после себя много полезных и драгоценнейших для Святой Церкви писаний[12].
[1] Это видно уже из того, что святой Григорий Нисский называет Василия Великого своим учителем и отцом. Что касается года рождения святого Григория, то он неизвестен.
[2] См. о сем, равно как о родителях святого Григория Нисского, в житии святого Василия Великого.
[3] Это было в начале 972 года. Нисса — город в северо-западной части Каппадокии.
[4] Анкира — весьма древний цветущий город Галатии (небольшая провинция Малой Азии, лежавшая между Фригией, Вифинней, Понтом и Каппадокией, в средней части Малой Азии); ныне Ангора (Анкара), до сих пор остается одним из важнейших торговых городов Малой Азии. Собор в Анкире против святого Григория и низложение его последовали в 375 году.
[5] Антиохийский Собор был в 379 году.
[6] Плодом беседы святого с его умирающей праведной сестрой было впоследствии сочинение Григория о «душе и воскресении».
[7] Блаж. Иероним, епископ Стридонский, — один из великих учителей Западной Церкви (330—419 гг.), оставивший после себя множество выдающихся творений: по истолкованию Священного Писания, догматических, нравоучительных и исторических; важнейшим его трудом был латинский перевод Священного Писания, известный под именем «Вульгаты».
[9] Евномий — ересиарх 2-й половины IV века, крайний представитель арианства.
[9] Плакилла — супруга императора Феодосия Великого, известна как благочестивая христианка, отличавшаяся своей христианской благотворительностью. Память ее в Греческой Церкви празднуется 14 сентября.
[10] Поместный Константинопольский Собор 394 года при патриархе Нектарии был созван для решения спора между двумя епископами (Агапием и Багадием), изъявлявшими притязании на одну и ту же кафедру (в Боцре Аравийской).
[11] Святой Григорий Нисский скончался в конце IV века, вскоре после Константинопольского Собора 384 года.
[12] Святой Григорий Нисский оставил после себя множество сочинений, в которых он является то как вития духовный, то как догматист — обличитель ересей, то как толкователь Священного Писания, то как учитель нравственности. Ораторский талант его виден в надгробных словах его Мелетию Антиохийскому, Василию Великому, святой Макрине и похвальных словах Ефрему Сирину, Григорию Чудотворцу, мученику Феодору Тирону, 40 мученикам Севастийским, первомученику Стефану; известны также праздничные слова его на Рождество Христово, на Крещение, на Пасху (5 слов), на Вознесение Христово, на Пятидесятницу, на Сретение Господне. Из догматических сочинений святого Григория самые лучшие: 12 слов против Евномия и Катехизис, составляющий наставление в том, как надобно действовать при обращении язычников и иудеев и как — при опровержении еретиков. В сочинении против Евномия, опровергая его учение, Григорий доказывает Божество Сына Божьего, а частью — объясняет и все христианское учение о Святой Троице. Это учение о Святой Троице и особенно о Божестве Святого Духа святой Григорий защищал от современных ему заблуждений многими другими сочинениями, как то: в слове о Святом Духе, против македониан, в слове о Божестве Сына и Духа, к Симпликию о вере, к Авлалию о том, что не три Бога, к еллинам, в слове против Ария и Савеллия. Затем к числу догматических сочинений святого Григория относится «Шестоднев», где он решает высокие вопросы о мире, оставленные святым Василием Великим в его «Шестодневе» без ответа, «против манихеев», «о сотворении человека», исследование «о детях, умерших некрещеными» и сочинение «о душе и воскресении». В объяснение Священного Писания святой Григорий написал несколько сочинений в виде размышлений: 8 бесед на 3 главы Екклесиаста, 15 бесед на Песнь песней, 2 размышления о надписаниях псалмов и беседа о 7-м псалме, 5 бесед о молитве Господней, 8 бесед о 8 заповедных блаженствах. К нравственно-аскетическим сочинениям относятся: три исследования о христианском совершенстве, о цели жизни по Боге, об истинном подвижничестве, о детстве, о любви к бедным н др. Кроме того, от святого Григория осталось до 28 писем.
Опубликовано: 23/01/2014