Вы здесь

Днесь Бог на землю прииде

7 января — Рождество Христово

Рождество ХристовоВ песнопениях богослужений Рождества Христова Церковь называет события, празднуемые в этот святой день, великой тайной, явленной Богом человечеству, ибо «днесь Бог на землю прииде, и человек на Небеса взыде».

Святитель Московский Иннокентий, выдающийся иерарх XIX века, великий миссионер-подвижник, говорит об этом еще отчетливее: «Если бы Иисус Христос не был на земле, то никакой человек не мог бы войти в Царствие Небесное».

Преподобный Ефрем Сирин, святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский и другие отцы и учители Вселенской Православной Церкви называют Рождество Христово великим, радостнейшим, честнейшим и важнейшим праздником. Пришествие в мир Христа Спасителя уподобляется ими сиянию Света Божественного, просветившего все творение.

«Христос раждается прежде падший возставити образ», — воспевает Святая Церковь. После грехопадения праотца Адама трудна и безотрадна была жизнь потомков его на свете. Долго и мучительно готовился мир к тому, чтобы принять Сына Божия. Проходили века и тысячелетия. Весь мир, древний и ветхий, томился, тоскуя и изнемогая, застыв в тревожном ожидании. И люди чутко прислушивались, внимали знакам небес, чувствовали, что вот-вот должно наступить и исполниться никогда небывалое прежде. Иудеи, завоеванные чужеземцами-римлянами, переживали крушение земных надежд и нетерпеливо торопили Божие пришествие на основании древних пророчеств. А язычники взывали к неведомому им Богу, страдая от безверия и всеобщей распущенности нравов.

Патриарх Иаков предсказывал, что Спаситель придет тогда, когда царский скипетр отымется от потомков колена Иудова. Святой пророк Даниил предсказал, что Царство Мессии наступит в семидесятую седьмину после выхода повеления о восстановлении Иерусалима (через 490 лет), в период господства могущественного языческого царства, которое будет крепким, как железо. И вот, действительно, к завершению Данииловых седьмин Иудея подпала под владычество мощной Римской империи, а скипетр перешел к царю Ироду, идумеянину родом. Люди ждали чудес и знамений. Им хотелось земного торжества, они надеялись, что придет Мессия, и тогда над всеми народами земли возвысится царство избранного Богом народа.

Произошло нечто нежданное, совершенно невозможное, полностью выпадающее из естественного хода вещей. Божественная любовь вошла в мир в образе новорожденного Младенца, со всей Его хрупкостью, беззащитностью. Он просто родился, как рождаются все дети. Впрочем, родился Он в обстоятельствах необычайных. Даже самые бедные люди тогдашней Палестины все же не рождали детей в загоне для скота.

Кесарь Август повелел учинить по всей земле перепись. Эдикт о переписи вышел в 746 году от основания Рима, но в Иудее перепись началась приблизительно в 750 году, в последние годы царствования Ирода, прозванного Великим. Иосиф был из рода Давидова. Поэтому Пресвятая Богородица с праведным Иосифом должны были проходить перепись в Вифлееме, называемом Давидовым городом, — в нем некогда poдился царь Давид. Власть человеческая одинакова во все времена. Она поспешает издавать указы и не слишком беспокоится о том, легко ли подданным их выполнить. Божия Матерь была «на трудах», как говорили на Руси в старину, должна была вот-вот родить Сына, а пришлось срочно и безотлагательно пускаться в неблизкий путь из Назарета, где они жили, в Вифлеем.

Та давняя перепись Августа отбросила на грядущий мир недобрую тень. Во всякой душе человеческой живет образ Божий, и в самой задаче пересчитать всех людей по головам, как баранов, дать им номера, чувствуется сознательное или бессознательное намерение лишить их имен, связующих их с миром горним. Имя человеческое — не просто опознавательный знак. Оно сродни молитве и таинственно связывает нас с другими людьми и Богом.

Не нашлось путникам места в Вифлееме, он был переполнен гостями, съехавшимися в родной город ради переписи. И вот в пещере, куда загоняли скот, в крайне уничижительной обстановке довелось родиться Христу. Преподобный Максим Исповедник видит в Рождестве «таинство еще более непостижимое, чем всякое другое». В этом беззащитном, нуждающемся в любви и заботе Младенце таится вся полнота невидимого, непостижимого Бога. Некогда, в дни сотворения мира, Бог вручил человеку землю с ее травами и деревьями, с ее птицами и животными, во всей ее красоте и пленительности. Теперь же, в Новом Завете, Он вручает людям Самого Себя.

Со страхом и благоговением предстоим мы пред непостижимой тайной нашего спасения. Все содержащий в руке Своей и прославляемый непрестанно ангельскими чинами, Бог рождается на земле как обыкновенный Младенец, в пещере, едва ли пригодной для жизни, являя всем нам пример любви и смирения.

«Ныне настало спасение и сила, и Царство Бога нашего».

Кто же торопится поклониться «в бессловесии явившемуся на земле Слову»? Несколько неизвестных никому пастухов. Вовсе не горделивым знатокам Священного Писания, не надменной знати, а этой почти детской простоте и невзыскательности доверил Бог Свою тайну. Пришли поклониться Христу и три волхва, их называли и царями. Из неведомой страны отправились они в дальнее странствие по призыву Божию, не ища для себя ни выгоды, ни славы, ни почестей. В Иерусалиме постарались они разузнать, где должен родиться Мессия. Никто из иудеев и не подумал присоединиться к ним, и весь свой путь до Вифлеемской пещеры они совершили втроем в благоговейном молчании. Древнее сказание сохранило их имена — Каспар, Мелхиор и Валтасар.

По преданию, мощи их хранились в Милане до 1164 года. Германский король Фридрих Барбаросса, завоевавший этот город, перенес останки святых мудрецов в Кельн. Для их встречи была выстроена роскошная триумфальная арка, простоявшая почти тысячу лет и разрушенная только в дни Второй Мировой войны. А мощи евангельских волхвов и поныне почивают в Кельнском соборе. Для них был изготовлен великолепный ковчег, почитающийся поныне чудом мирового ювелирного искусства. Это одна из величайших святынь Христианства. Шестого января по новому стилю, то есть в православный сочельник, отверзаются тяжелые двери прославленного Кельнского собора, и для поклонения верующих выставляется старинный ковчег. Перед мощами волхвов проходят неисчислимые толпы людей. В свое время здесь перед коронацией молились немецкие кайзеры. А три короны волхвов стали гербом города Кельна. Во многих западных странах день этот почитается и поныне как народный праздник.

Младенца окружали ангелы, и потому темная и неприбранная пещера уподобилась прекрасному сияющему небу. Подле яслей, по преданию, стояли вол и осел. На осле Божия Матерь ехала из Назарета в Вифлеем. А вола привел праведный Иосиф, чтобы, продав его, заплатить положенную дань царю, а также купить все потребное для семейства. Бессловесные животные согревали своим теплым дыханием Сына Божия. Зимняя ночь была холодна и промозгла. Недаром в старину в день Рождества Христова христославы приветствовали не только людей, но и домашних животных, сады, нивы, родники. Все мироздание разделяет с людьми великую Рождественскую радость.

«Когда бы я ни посмотрел на место, где родился мой Спаситель, — всегда имею с Ним в душе сладкий разговор. «Господи Иисусе» — говорю я, — как неуютно было Тебе лежать там в яслях Твоих ради моего спасения!» — писал блаженный Иероним, знаменитый учитель Церкви, живший в Палестине в IV веке по Рождеству Христову и переводивший Священное Писание на латынь. «Что должен я воздать Тебе за это? — И мне казалось, как будто Младенец отвечает мне: «Ничего я не желаю, пой только: Слава в вышних Богу».

Иероним продолжал: «Ах, что же я дам Тебе? Я отдал бы Тебе все, что имею». Но Он отвечал: «И Небо Мое и Земля Моя. Я не нуждаюсь ни в чем. Отдай все это бедным людям, и Я прииму, как бы это было сделано для Меня». И продолжал Блаженный: «Охотно сделаю я это, но что я дал бы Тебе Самому?» Отвечал Младенец: «Если ты такой щедрый, то дай Мне твои грехи и твою испорченную совесть, и твое осуждение других людей. А Я возьму их на Свои рамена». И заплакал тогда святой Иероним.

Дни перед Рождеством Христовым — дни исправления, покаянья в грехах. Небо должно вновь соединиться с землею. «То спасено, что с Богом соединено, — говорит святитель Григорий Богослов. — А что не соединено, вовсе не может спастись». Недаром в эти холодные зимние дни вспоминает Церковь величайших своих подвижников и отшельников. Свято верил народ, что в Рождественские дни Ангелы непрестанно поют «Аминь», то есть «воистину», в ответ на благие просьбы людей Божиих, возносящиеся к небу. Великий грех заводить в эти дни споры и ссоры. К великому празднику даже враги должны примириться между собою. Мы должны придти к великому и святому дню в любви, мире, тишине душевной, с чистой совестью.

Сегодня, как никогда, своевременны мысли святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Посмотрите со вниманием на жизнь современного человека, как она неестественна, не говорю уже неблагодатна, как не по-христиански провождается. Посмотрите, как он извратил самые наслаждения чувственные. Для обоняния и вкуса, и отчасти для самого дыхания, он изобрёл и воскуряет почти непрестанно острый и пахучий дым, — принося это, как бы постоянное кадило, демону, живущему во плоти.

А между тем, Бог сошел на землю для того именно, чтобы человека возвести на небо. Человек, где ты? Как ты глубоко ниспал! В какую ты тьму зашел сам добровольно? Воспряни, выйди на свет Божий, познай свое божественное благородие, покайся и соединись с Богом, да возведет тебя на небо».

Сохранились ли и поныне в людях нетребовательная простота и мудрая скромность евангельских пастухов, найдутся ли сегодня волхвы, готовые, не взирая на все трудности, шествовать, куда ведет Откровение Божие, чтобы в конце пути склониться перед Истиной?

Детская чистота нужна для веры, детская открытость и детская незащищенность. Где кожа толста, туда вере трудно пpобиться, для этого потребно особенное чудо. А будет ли жизнь человеческая, окончательно опустевшая без веры, надежды и любви иметь хоть какую-нибудь ничтожную цену, хоть какой-нибудь, хотя бы малый, смысл? Разговаривая с учениками, Ииcyc Христос, «взявши дитя, поставил его посреди них, и, обняв, сказал им: Кто примет одного из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня».

Преподобный Ефрем Сирин, обращаясь со смиренным прошением ко Господу в день Святого Рождества, взывает к Нему: «Приими ныне глас молитвы нашей и о чем молим словом, соверши делом!»

Творец, покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи,
И что угодно пред тобою,
Всегда творити научи!

Волхвы принесли новорожденному Спасителю дары — золото, ладан и смирну. Честные Дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. А незадолго до своего Успения, зная, что земная Ее жизнь заканчивается, передала Дары вместе с своим Поясом и Ризой Иерусалимской Церкви, где они пребывали до 400 года. Византийский император Аркадий перенес их в Константинополь. Потом они попали в город Никею и около шестидесяти лет находились там. Когда же из Константинополя изгнали латинян, Дары возвратились в столицу. А после падения Византии в 1453 году оказались они на Афоне в монастыре святого Павла. Их привезла туда сербская царевна Мария.

Принесем же и мы Господу наши духовные дары: золото веры, благоуханную любовь к Богу и ближним, искреннюю молитву и умягчающие жизнь добрые дела по вере и любви нашей. И тогда откроется нам Господь, как открылся Он волхвам и пастухам в ту благословенную тихую ночь. И с душевным ликованием вознесем вместе с Ангелами Рождественскую песнь, обращенную не только к горнему, но и к дольнему миру: «Cлaва в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!».

«БОЖИЙ МИР»

Журнал «Мгарский колокол»: № 60, январь 2008