О Святом Кресте и человеческом страдании
Проповедь в неделю третью Великого поста
Великая Пятница. Смерть Христа.
Фреска монастыря Высокие Дечаны, Сербия. XIV в. |
Не в цветах и золоте, не в серебре и драгоценных камнях заключается ценность Креста, а в ранах Господа и в Его пречистой Крови, пролитой за нас. Поэтому, когда увидим Святой Крест, не будем смотреть на его украшения, а посмотрим на капли крови, освящающие его, подумаем о слезах, две тысячи лет омочающих его, вспомним наших отцов, целовавших его с такой верой и благоговением!
Вот в чем истинная ценность Креста, и о ней, то есть о страдании и его значении на земле, я хочу рассказать вам сегодня.
Если слово Крест означает страдание, тогда страдать — значит взять свой крест и следовать за Христом (Мк. 8:34) всю свою жизнь по пути добродетели и покаяния; это значит жертвовать собой ради своих детей, ради спасения тех, кто находится в опасности, ради исправления падших; это значит терпеть несправедливые обиды от наших братьев, это значит сораспяться Христу — на той же горе, на том же кресте и за тот же идеал.
Что же касается значения страдания в жизни христиан, то оно безмерно велико. Никто не может спастись без труда, без слез, без страдания. Никто не может увидеть Христа, если не будет идти вслед за Ним, если не почувствует Его ран, если не будет нести Его Креста. Вот каково значение страдания. Без него нет спасения.
Как душа человеческая тесно связана с телом, так же и страдание тесно связано с жизнью человеческой. Отделите душу от тела, и человек погибнет, отделите страдание, то есть скорби, от жизни христиан, и эти верующие будут всё больше отдаляться от Христа, от спасения. Вот каково значение страдания!
А если кто-нибудь скажет: «Если Христос пострадал за нас однажды, то зачем и нам страдать в этой жизни?» Да, нужно страдать и нам вместе с Ним! Он пострадал за грехи наши, но не отнял у нас дара страдания! Ибо страдание — это крест, это дар, это искупление, это место испытания, это милость, которую оказывает Бог каждой душе человеческой. И если эта жизнь — юдоль плача, тогда страдание — это лестница, надежнее всего выводящая человека из этой горемычной пропасти.
Иисус Христос пострадал за нас, но призывает нас, говоря: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест, и следуй за Мною (Мк. 8:34). Он много претерпел за нас, но увещает нас к такому же терпению, говоря: в мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16:33). Он положил душу Свою за нас, но увещает нас к такой жертве, говоря: кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8:35).
Итак, если страдал Пастырь, то должны страдать и овцы. Если Жених наш принес Себя в жертву, то принесем себя в жертву и мы, званные на брак. Если Христос умер за наше спасение, то отдадим и мы свою жизнь за Его любовь. Любовь выражается любовью. За страдание воздают страданием.
Таков крест жизни и таков путь креста. Кто избегает пути креста, кто хочет стяжать рай без страданий, без скорбей, тот вор и разбойник, и участь его Бог с разбойниками положит. А мы будем оставаться со Христом. Где Он, там будем и мы, как увещает нас великий Павел, говоря: братия, будьте подражателями мне, как я Христу (1 Кор. 11:1).
А где Христос? Христос лежит в убогих яслях, Христос гоним Иродом, Христос смиряется перед Иосифом Назаретским, Христос не имеет где главу приклонить, Христос посреди прокаженных, Он на пути больных. Христу угрожают побить камнями, Его ненавидят фарисеи, Его хулят книжники, Его считают слугой сатаны, Он предан учеником, покинут апостолами; Он избит, оплеван, отведен на Голгофу, Он распят на Кресте посреди двух разбойников. Итак, где Спаситель наш, там будем и мы, Его последователи!
Но страдание имеет и другое значение: оно — самый лучший учитель и воспитатель для нас. Лишения, скорбь, боль, всяческие страдания — всё это говорит нам о Христе, напоминает о храме, о смерти и грядущем Суде. Страдание больше всего смиряет христианина, учит его молиться, прощать брата своего, приводит почаще в храм, вызывает слёзы покаяния, подает силу поститься, побуждает к исповеди.
Страдание — самый дерзновенный апостол во все времена. Безмолвно оно проповедует Христа. Ибо туда, куда не входит слово Евангелия, входит вопль страдания. Где не слышится голос апостольский, слышен стон страдания. Куда не может проникнуть священник, там водворяется скорбь, и чего не может сделать священник, то делает страдание.
Кто был до этого чужд Церкви, теперь спрашивает о ней. Кто смеялся над священником, теперь смиряется и ищет его. У кого не было времени молиться, теперь взывает к Богу день и ночь. Кто не открывал дверь Христу, открывает теперь нищим. Кто не слышал колокола церковного, теперь, погоняемый житейскими скорбями, попущенными ему Богом в меру, теперь всегда спешит в храм, открывает его дверь, переступает его порог со всецелой верой...
Вот как велика польза страдания в христианстве! Более того, страдания часто посылаются человеку, как искупительная епитимия за грехи. И кто не обращается к покаянию через страдание, тот никогда не сможет спастись, пребывая в счастье и довольстве.
Кроме того, страдание очищает человека, делает его тверже в вере, мужественнее в искушениях, терпеливее в бедах. Как ветер делает дуб крепким, как волны морские делают корабельщика опытным, как буря делает орлов ловкими и огонь — серебро чистым, так и скорбь делает христианина искусным. Приведу вам маленький пример.
Вы видели ладан? Пока он лежит в шкафу, о нем никто не знает. Но если положить его на раскаленные уголья, он заполнит дом своим благоуханием. Также и базилик. Пока лежит на полке, он едва пахнет, а если растереть его, он повсюду распространит свой аромат[1]. Так и христианин. Неискушенный, он не имеет большой ценности. А испытанный в огне искушений, делается для всех образцом терпения и удостаивается великих венцов на небесах. Потому что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5:3—5). Святой Исаак Сирин говорит, что по мере скорбей, которые мы терпим, сходит на нас благодать Святого Духа.
Но страдание, как увенчание человека, несущего крест, рождает в его сердце великую радость Божественную. И как мать в муках рождения скорбит, а потом радуется, потому что родился человек в мир (Ин. 16:21), так же и христианин. Во время испытания, в пламени болезней, в буре искушений он не испытывает особой радости, но когда минует скорбь, он веселится духом, ибо смог понести крест Христов.
Великими были радости святых апостолов и мучеников, страдавших за Христа, великими должны быть и наши радости, когда Бог посещает нас ударами. Ведь кто не страдает здесь малое время, тот будет страдать там вечно.
Удовольствие и сытость вводят в дом все грехи, а страдание приводит Христа. Удовольствие изгоняет Христа из сердца, а скорбь делает Его нашим другом. Удовольствие унавоживает все сорняки греха, а страдание рождает крин спасения.
Возлюбленные верующие, возлюбим страдание, ведь оно делает нас друзьями Христу. Возненавидим наслаждения, поскольку они лишают нас Его любви. Где наш Пастырь, туда пойдем и мы. А если Он наказывает нас и обличает, будем всё терпеть ради нашего спасения. Он ни разу не искусит нас выше наших сил. Но по мере скорби подаст нам и дар терпения, и венец спасения.
А если кто-нибудь получает беды превыше сил, то это значит, что у него тяжелейшие грехи, и он лишен Его милости. А мы будем дерзать, ибо не оставит Господь жезла грешных на жребий праведных (Пс. 124:4). Кроме всего, нам, христианам, дано не только верить во Христа, но и страдать за Него (Флп. 1:29).
Итак, мы, христиане, страдаем, потому что хотим следовать за Христом. Страдаем, потому что через страдание нам прощается множество грехов. Страдаем, потому что страдание учит нас молиться, сплачиваться между собой, возлагать надежду только на Бога. Мы страдаем, потому что хотим быть примером для других во спасение. Страдаем, потому что скорбь вносит радость в нашу душу. Страдаем, потому что это единственный путь, ведущий на небеса. Остальные пути, все-все, ведут в погибель.
Каждый пусть несет свой крест, который выбрал сам или который судил ему Бог. А кто ищет иного креста, более легкого, тот подобен Иуде предателю, отрекшемуся Господа. Мы же будем оставаться там, где Христос: у колыбели своих детей, у изголовья больных, в огне искушений, в подвиге добрых дел. Там мы увидим лик бичуемого Господа, Его пронзенные руки и ребро, Его чело, окровавленное ради нас. Ибо печь искушений очистила святых, а Крестные раны породили для нас дух спасения.
Кровью написаны были Святые Евангелия. В цепях написано было столько святых посланий. В гонениях основана Церковь, она прошла через пропасти земные и удары и дошла до нас. Этим же путем будем идти и мы, ее чада.
Мы, христиане, не рождены от прелюбодеяния, мы — сыны Света, искупленные ценой невинной Крови. Мы также и не сироты, брошенные родителями. Отец нам Бог, мать нам Церковь, будем же слушать Отца своего и Мать.
Мы также и не овцы заблудшие, не находящие смысла в этой жизни, — мы овцы стада Христова, а Он наш Пастырь Добрый, душу Свою отдавший за нас. Мы Божьи, и нам не нужны наемники. У нас есть Архиерей, из любви пожелавший страдать за нас (Евр. 4:15). Будем же терпеть и мы любую скорбь ради Его любви, чтобы там, где будет Пастырь, были и Его овцы!
[1] В Румынии базилик — излюбленный атрибут богослужений и народных обрядов. На водосвятии, например, букетиком базилика окропляют верующих, на венчании посаженным родителям возлагают венки из базилика, на похоронах усопший лежит со свечой и веточкой базилика в руках.
Опубликовано: 22/03/2014