Празднование Великой и Страстной Пятницы в Богослужении
Богослужение Великой Пятницы
Великая Пятница — уникальный день по православному календарю.
Как объясняется в журнале Православие и Мир, «Это тот день в году, когда не служится Божественная Литургия: она считается совершённой Христом на Кресте... Пятница — день крестной смерти Христа — постный в течение всего года, в саму же Великую Пятницу соблюдается строгий пост: по уставу в этот день в принципе пища не вкушается»[1].
Утром в Великую Пятницу в Троицком
соборе в Иерусалиме начальником и клириками Русской Духовной Миссии отслужены Царские часы (2011) |
Та пятница в которую Христос был распят и погребен был первый день иудейской Пасхи («Песах»), день называющий День Приготовления для Субботы Опресноков. Своим особым постом христиане готовят себя для празднования Воскресения Христа, которое совершилось на третий день Пасхи. В праздновании Великой Пятницы, вместо литургии читаются Царские Часы, которые обращают внимание на пророчества Ветхого Завета, которые предсказали смерть и воскресение Христа. Помимо того, в Святой Земле паломники ожидают Благодатный Огонь. А православные палестинцы, живущие под оккупацией, надеются, что им будет дозволено войти в древную столицу Иерусалим в Пасху.
Великая Пятница начинается с Утрени, которая имеет особую художественную ценность: «Гимнография службы «Двенадцати Евангелий» является одним из главных достижений византийской поэзии и помимо обычных форм (тропари, кондаки, икосы, стихиры) включает пятнадцать антифонов (единственный случай в году) и «Блаженны» утрени (кроме Великой Пятницы имеются только в службе „Мариина стояния“)»[2].
Утреня начинается вечером предыдущего дня, то есть в четверг. Это в частности из-за того, что по древне-иудейскому календарю, считалось, что сутки начинались с заходом солнца, в отличие от римского и нашего календарей, в которых сутки начинаются в полночь. В статье «Страстная Седмица», опубликована Свято-Елисаветинским монастырем, описывается развитие этого обряда в Иерусалиме:
Согласно письменным памятникам IV века («Паломничество Эгерии» и «Огласительные слова святителя Кирилла Иерусалимского») богослужение в Иерусалиме совершалось в течение всей ночи с четверга на пятницу. Процессия верующих во главе с епископом последовательно обходила все места, связанные с арестом, судом, крестной смертью и погребением Христа, и на каждом из этих мест читался соответствующий отрывок из Евангелий. Это богослужение оказало влияние на формирование современного последования утрени.
Ночные события в Иерусалиме — молитва и арест Иисуса в Гефсимании, суд Синедриона и Пилата над Ним — и длительнось данного обряда в Иерусалиме в IV веке могут объяснить нынешный богослужебный устав, по которому утреня начинается около 20—00 вечера и продолжается всю ночь.
Утреня начинается с чтением 19-го и 20-го Псалмов. 20-й Псалом особенно уместный для начинания, потому что он приводит к 21-му Псалму, в котором предсказаны смерть и воскресение Мессии. В начале 20-го Псалма написано, что это Псалом Давида. В нем Давид пишет: «Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется... Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век».
Здесь заметно, что хотя Давид был царем, в этом Псалме он не пишет от собственного имени, а пишет о царе как о третьем лице. То есть он не пишет «веселюсь я», а пишет «веселится царь». Это напоминает то, как Давид написал в 109-м Псалме: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». О 109-м Псалме Иисус объяснил, что когда Давид говорил о «Господе Моем», он говорил о Мессии — царе который был более великим чем сам Давид.
Следовательно, когда Давид в 20-м Псалме говорит о долгоденствии царя на веки, речь идет о Мессии. Итак, этот Псалом готовит читателя для следующего, 21-го Псалма, в котором Давид пишет молитву и рассказ человека, который пострадал, умер и был воскрешен Богом.
Главная часть этой утрени относится к чтениям двенадцати отрывков из Евангелий. Чтения начинаются с прощальной беседы Иисуса с учениками после Тайной Вечери, и кончаются Его погребением. Церковь в этот день украшается черным, и чтения проводятся в торжественной атмосфере:
Чтению, совершаемому перед крестом, предшествует полное каждение храма (малым каждением сопровождается каждое чтение, кроме двенадцатого — перед ним вновь совершается полное каждение). Священнослужители и прихожане стоят в это время с зажженными свечами, изображая тем самым, что слава и величие не покидали Спасителя и во время крестных страданий, а также уподобляясь мудрым девам, вышедшим со светильниками навстречу Жениху. После утрени по благочестивому обычаю многие верующие, не гася эти свечи, приносят их домой[3].
Перед седьмым из этих чтений, которое из Евангелия от Матфея — поется Прокимен в четвертом гласе: «Разделиша ризы Моя себе, / и о одежди Моей меташа жребий». Сопровождающий стих: «Боже, Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси?» (Пс. 21:19, 2А). Потом священник воспевает: «Дабы удостоиться нам услышать святое Евангелие» и читается из 27-ой главы Евангелия от Матфея (Мф. 27:33—54).
Это чтение сильно напоминает о только что воспетых стихах Псалма Давида, и тем самым сильно относит этот Псалом к пророчествам о Христе. В этой главе Евангелия от Матфея написано:
Распеншии же Его разделиша ризы Его, вергше жребия. И седяще стрежаху Его ту. И возложиша верху главы Его вину Его написану: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяша с Ним два разбойника: единаго одесную, и единаго ошуюю. Мимоходящии же хуляху Его, покивающе главами своими, и глаголюще: разоряяй церковь и треми деньми созидаяй, спасися Сам: аще Сын еси Божий, сниди со креста. Такожде же и архиерее ругающеся с книжники, и старцы, и фарисеи, глаголаху: иныя спасе, Себе ли не может спасти? Аще Царь Израилев есть, да снидет ныне со креста, и веруем в Него. Упова на Бога: да избавит ныне Его, аще хощет Ему: рече бо, яко Божий есмь Сын. Тожде же и разбойника распятая с Ним поношаста Ему. От шестаго же часа тьма бысть по всей земли, до часа девятаго. О девятем же часе возопи Иисус гласом велиим, глаголя: Или, Или, лима савахфани? Еже есть, Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил?
То что Прокимен начинается с «разделением риз» и заканчивается с возгласом «Боже Мой, Боже Мой...» особо указывает на соответствие этого Псалма и страданий Иисуса в этом Евангелии. Описание страданий начинается с возгласом и заканчивается разделением риз в Псалме, но страдания перечислены обратным порядком в Евангелии, как и в Прокимене. Это дает особое видение того, каким образом евангелист увидел исполнение стихов этого Псалма.
Получается так: Разделение риз страдавшего и бросание жребия в Псалме совпадает с разделением риз Иисуса и бросанием жребия солдатами (Пс. 21:19; Мф. 27:35). То что «смотрели и глядели пристально на него» в Псалме совпадает с тем, как солдаты «стерегли Его там и поставили над головою Его надпись» (Пс. 21:18Б; Мф. 27:36—37). То что «Можно было бы перечесть все кости» Давида в Псалме напоминает о том, что на надписи было написано «Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Пс. 21:18А; Мф. 27:37Б). То что враги обступили страждущего в Псалме сходится с тем, как проходящие злословили Иисуса при распятии (Пс. 21:17; Мф. 27:39). Оскорбляющие выражения видевших страждущего в Псалме, вместе со стихами о его божественном рождении, похожи на оскорбления Иисуса первосвященниками, книжниками, старейшинами и фарисеями (Пс. 21:9—11; Мф. 27:42—43). Страдание днем и ночью в Псалме напоминает о чудесном трехчасовом затмении на земле когда Христос ближался ко смерти (Пс. 21:3; Мф. 27:45). А вопль страдавшего в начале Псалма соответствует предсмертному воплю Христа (Пс. 21:1; Мф. 27:46).
В Утрене, после последнего, двенадцатого чтения, о погребении Христа, поется в «Стихирах на стиховне» в первом гласе, который намекает на затмение солнца при распятии:
Вся тварь изменяшеся страхом, / зрящи Тя на Кресте висима, Христе: / солнце омрачашеся, / и земли основания сотрясахуся, / вся сострадаху Создавшему вся. / Волею нас ради претерпевый, / Господи, слава Тебе.
И затем поется вторым гласом «Разделиша ризы Моя себе, / и о одежди Моей меташа жребий» (Пс. 21:19). Это повторяет для слушателей Утрени представление о страсти Христа как исполнение 21-го Псалма.
После Утрени, вместо литургии совершаются Царские Часы. Отсутствие литургии в этот день подчёркивает исключительность этого дня и тем самым — жертвы Христа на Голгофе. Соответствующее отсутствие причастия также соответствует с постом от принятия пищи в этот день. Такой пост соблюдала даже ранняя Церковь. Подобно тому, в иудаизме первенцы евреев постятся от пищи в День Приготовления, в память смерти египетских первенцев перед Исходом евреев из Египта.
Как и Утреня, возможно, Царские Часы развивались в Иерусалиме. Их гимнография содержит 12 тропарей, и хотя типикон «приписывает эти тропари Кириллу Александрийскому, сирийские рукописи атрибутируют их Кириллу Иерусалимскому, то есть на столетие раньше (IV век). При сравнении этих тропарей с тропарями часов навечерия Рождества и Богоявления, написанных Софронием Иерусалимским, обнаруживается их значительное сходство, что позволяет считать... их автором Софрония (VII век)»[4].
В соответствии с черными окрашениями этого дня и отсутствием литургии, «перед началом богослужения священник, облачившись в чёрные епитрахиль, поручи и фелонь, в предшествии свещеносца и диакона со свечой и кадилом выносит Евангелие на середину храма, где кладёт его на аналое и начальный возглас произносит уже на середине храма».
Первый Час начинается с рассветом, который считается первым часом дня по древне-иудейскому и богослужебному исчислениям времени. В начале первого часа читаются несколько Псалмов, включая 21-й. В отличии от Утрени, в которой читались только 2 и 19 стихи, на этот раз 21-й Псалом читается целиком. На этот раз стихи этого Псалма не сопровождаются непосредственно чтением из Евангелия от Матфея.
Но видно, что этот Псалом сам по себе — пророчество о Христе. В Писаниях Давид является прообразом Мессии. Например, Иеремия прорицает, что израильтяне «будут служить Господу Богу своему и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им... И будет вождь [Израиля] из него самого, и владыка его произойдет из среды его» (Иер. 30:8—9,21). Иеремия видно не говорит об историческом Давиде, который умер за несколько столетий до времени Иеремии и которого пришлось бы воскрешать из мертвых, а о грядущем Мессии, который произойдет из среды израильтян живущих во время Его пришествия. Давид прообразует Мессию и в других стихах в Писании (Ос. 3:5, Ис. 55:3—4; Иез. 34:23—24; Иез. 37:24—25).
Так и изображение Давида в 21-м Псалме значительно отличается от жизни исторического Давида, который не был убит врагами, и не умер как описано в Псалме. Но как показано в 27-й главе Евангелия от Матфея, описываемые страдания соответствуют страданиям Христа. Эта же глава Евангелия читается близко к концу Первого Часа, от начала главы до ее 56-го стиха.
После чтения 21-го Псалма, поется тропарь:
«И ныне, Богородичен: Что Тя наречем, о Благодатная? / Небо, яко возсияла еси Солнце Правды. / Рай, яко прозябла еси цвет нетления. / Деву, яко пребыла еси нетленна».
Такой тропарь намекает на 15-й Псалом, в котором Давид пишет, что своя плоть радуется тем, что Бог не даст Своему святому увидеть тление. Как объяснили апостолы Петр и Павел, эти слова Давида намекали на воскресение Христа, потому что, в отличии от исторического Давида, чье тело осталось в могиле даже во время апостолов, Христос своим воскресением в третий день избег тления (Деян. 2:29—32; 13:34—37).
Потом поются стихиры:
«Емшим Тя беззаконным, / претерпевая, сице вопиял еси, Господи: / аще и поразисте Пастыря, / и расточисте дванадесять овец, ученики Моя, / можах вящши, нежели дванадесяте легеонов представити Ангелов. / Но долготерплю, да исполнятся, / яже явих вам пророки Моими, / безвестная и тайная».
Эта стихира напоминает о словах Иисуса к своим ученикам, когда Он пошел с ними на гору Елеонскую, и предсказал им: «все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада» (Мф. 26:31). При этом Он был как пастырь для Своих учеников, и когда солдаты Его захватили в Гефсимании, ученики рассеялись как овцы без пастыря. Образ поражения пастыря находится в 13-й книге пророка Захарии, на которую здесь указал Христос.
То что это пророчество относится к Мессии тоже подтверждается тем, что сходится с образом отреченного пастыря и описано Захарией две главы ранее в 11-й главе его книги. Не случайно, что Прокимен после пения этой стихиры — «Блажен помышляющий о нищем и бедном» (Пс. 40:2), потому что в 11-й главе книги Захарии, добрый пастырь говорит: «буду пасти овец, обреченных на заклание, овец поистине бедных» (Зах. 11:7). И после этого Прокимена читаются последующие стихи об отказе народа от доброго пастыря (Зах. 11:10—13). Пророчества об отказе от доброго пастыря в 11-й главе и о поражении пастыря в 13-й сходятся, потому что поражение предшествуется отказом от всех тогдашных пророков, и угнетением народа.
После Первого Часа соблюдаются Третий и Шестой Часы. Во время Шестого Часа, проводимого в 11:00 по современному исчислению, читаются отрывки из 52-й, 53-й и 54-й книг пророка Исаии (Ис. 52:13; 54:1). Этот отрывок также является пророчеством о смерти и воскресении Мессии. В нем изображается «раб» и «отрасль», который «отторгнут от земли живых», но все равно от Бога получает продление своих дней.
Исаия называет «рабом» тех, которые служат Богу, в том числе Давид, которого Исаия изображает как прообраз Мессии (Ис. 37:35; 55:3—4). Исаия также называет Мессию «отрасль от корня Иессеева» (Ис. 11:1). Сами раввинисты расходятся в мнениях по вопросу о том, что раб в 53-й главе является Израилем или Мессией. Но видно, что «раб» здесь не Израиль, потому что в 52-й главе Бог везде обращается к народу как «ты» и «вы», а потом отличает этих Его слушателей от прорицаемого раба, когда он открыто сравнивает их:
13. Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится.
14. Как многие изумлялись, [смотря] на Тебя...
15. Так многие народы приведет Он в изумление...
То что в Царских Часах это пророчество относится к Христу подтверждается тем, что чтение из книги Исаии предшествуется Прокименом: «Господи Господь наш, / яко чудно имя Твое по всей земли. Стих: Яко взятся великолепие Твое превыше небес». (Пс. 8:2) Сходство этого Прокимена с первым стихом, который прочтен после него — «Тако глаголет Господь: се уразумеет отрок Мой, и вознесется и прославится зело» указывает на близкое отношение между Господом и рабом (в Церковнославянской версии: «отрок»).
В Девятом Часе возвращаемся к 21-му Псалму и его исполнении при распятии. В этом часе поется стихира: «Ужас бе видети? / небесе и земли Творца на Кресте висяща, / солнце померкшее, день же паки в нощь преложшийся». И поется стих: «Разделиша ризы Моя себе, / и о одежди Моей меташа жребий» (Пс. 21:19). К этому времени слушатель уже станет знаком с пророческим значением этого стиха.
Вечерня Великой Пятницы проводится в десятый час день, то есть в 16.00 по современному исчислению времени. В этой вечерне внимание обращается на погребение Иисуса, которое проводилось наскоро до наступления Субботы, оттого что работать в субботу было нельзя. До вечерней службы, «гробница» принесена в центр церкви и украшена цветами. На алтаре положена плащаница, на которой изображена икона тела умершего Христа.
Во вечерню, Вход с Евангелием следуется пением стихов 19 и 2 из 21-го Псалма. В течении последующих чтений, священник еще раз читает пророчество Исаии о страдающем рабе (Ис. 52:13; 54:1). Он также читает 27-ю главу Евангелия от Матфея, но на этот раз чтение Евангелия усеяно чтениями из Евангелий от Луки и Иоанна (Мф 27:1—43; Лк 23:39—43; Мф 27:45—54; Ин 19:31—37; Мф 27:55—61).
В конце службы поется тропарь о том, что Благородный Иосиф снял тело Иисуса с древа, обвил его чистым полотном и положил в новую гробницу. И поется, что ангел предстал Женам-мироносицам у этой гробницы, и Ангел восклицал «мира мертвым суть прилична. / Христос же истления явися чуждь». Пока поются эти тропари, «св. Плащаница выносится из алтаря северными вратами и полагается в центре храма; затем совершается её каждение и, по обычаю, произносится проповедь». Эта плащаница остается в центре церкви и выносится оттуда только в полунощницу в субботу. После конца Вечерни во Великую Пятницу, прихожане приходят домой, где в своих домах они соблюдают Малое Повечерие пением особого «Канона о распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы».
[1] «День Великой Пятницы», Православие и Мир, 2 апреля, 2010
[2] «Страстная седмица», Свято-Елисаветинский Монастырь, 2012
[3] Иерей Сергий Черногорцев, «Четверговый огонь и 12 страстных Евангелий», Южно-Сахалинская и Курильская епархия, 1 апреля, 2010
[4] «Великая пятница», Материал из Википедии, 13 сентября, 2012
Опубликовано: 18/04/2014