Живоносный источник
Христос воскресе! Сегодня Светлая Пятница, но ликование Пасхи не идет на убыль, а достигает вершины. Эта длящаяся в течение всей седмицы пасхальная ночь открывается для нас днем Господним. Любовь Христова побеждает смерть, и это значит, что она исцеляет нас от всех болезней. Сегодняшний праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» — напоминание о многих чудесах, которые были явлены через этот образ, через воды пасхального освящения. В Синаксаре Цветной Триоди рассказывается об исцелении царицы Феофаны от сильнейшей огневицы, патриарха Иоанна от глухоты. Эта чудотворная икона исцелила также царя Романа и его супругу. В Синаксаре приводится целый список чудесных исцелений от смертоносных болезней — телесных и душевных, в том числе от рака, от проказы, от неплодства. Помазанием водой от источника было даровано прозрение слепому и воскрешение мертвому.
В книге Деяний мы видим сегодня Петра и Иоанна, исцеляющих человека, хромого от рождения силой воскресшего Христа. Апостолы идут в Иерусалимский Храм на молитву. Они связаны тесными узами дружбы. У каждого из них есть брат, у Петра — Андрей, у Иоанна — Иаков, но Господь показывает, что узы дружбы часто бывают прочнее родственных. Тем более, когда люди соединены любовью Христовой. Возлюбленный ученик становится самым близким другом трижды отрекшегося от Господа Петра. Явное свидетельство, что Господь принял покаяние последнего. Хорошо ходить в церковь со своим другом на молитву. Лучшее общение — общение в молитве.
Это был час молитвы. Есть дом молитвы — храм Господень, и есть время молитвы. На всякое время и на всяком месте мы призываемся обращаться ко Господу. Но есть особенное место, где Сыну Человеческому есть где главу приклонить, хотя порой кажется, что уже как будто не находится для Него на земле места. И есть особое время молитвы, когда милость Божия сугубо изливается на всех приходящих ко Господу, — это прежде всего пасхальные дни, когда не закрываются Царские врата, ведущие в небо.
Нищий, которого исцелили апостолы Петр и Иоанн, был хромым не вследствие несчастного случая, а от рождения. Нам показано, что может совершать сила Господня. Мы часто встречаем таких людей — слепых, глухих, хромых от рождения. Здесь тайна Промысла Божия. Все мы духовно больны. И грех может отразиться на всей личности человека, на душе и на теле. Если Господь не исцелит нас, мы навсегда останемся такими.
Этот хромой от рождения был нищим. Будучи неспособным заработать себе на жизнь, он вынужден был жить подаянием. Люди, которых Господь посещает подобными скорбями — Божии люди, Божии нищии. Каждый день этого человека приносили к воротам храма, чтобы он просил у входящих в него. Те, которые нуждаются и не могут работать, не должны стыдиться просить. Это Божий труд смирения и уничижения. Но те, которые притворяются такими — кто Бога не боится и людей не стыдится, кто не нуждается, а просто не желает работать, — они, конечно, не Божии нищие. Они совершают большой грех святотатства, потому что похищают святое у Церкви.
Божии нищие напоминают нам, что Сам Христос Бог присутствует среди них в тайне последнего Страшного Суда. И Церковь должна быть очень чуткой к этой тайне. В Церкви всегда должно быть место самым отверженным, ничего не значащим в глазах мира людям, место, где эти люди всегда могут быть приняты как самые желанные, где они всегда могут раскрыть свою душу, не имея возможности сделать это где-то еще. Мы говорим о том, что Пасха — это выражение предельной Божией любви. Христос так нуждается в нашей любви, что Сам просит хотя бы чашу холодной воды, чтобы утолить Свою жажду в лице Своих нищих. Он всегда обнаруживает сокровища Своей любви, и тем больше, чем больше зло и жестокосердие распространяются в мире.
Господь дает нам нищих не для того, чтобы мы ограничили свое милосердие только по отношению к ним, но чтобы с их помощью научились настоящей любви. Смотрите, эти нищие сидят у храма. Они всегда сидят у храмов, и мы должны их видеть и понимать, что они являются украшением храмов. Наши молитвы, и наши милостыни должны идти вместе. Врата Храма, у которых лежал хромой от рождения, назывались Красными, то есть красивыми. Оттого что нищий лежал у этих ворот не умалялась их красота.
Что касается притворных нищих — мы не должны поощрять грех. Но мы должны остерегаться, говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, ожесточить чье-то сердце, и хоть самую малую копеечку — но дать им. Может быть, этот человек устыдится и поймет, что значит милосердие, которое являет Церковь. Не лучше ли накормить десять пьяниц и нескольких явных обманщиков, чем дать одному настоящему нищему умереть от голода.
Этот хромой нищий просит подаяния. Что он ждет от входящих в храм? Деньги — это самое большее, на что он может надеяться. Он просит милостыню, а получает исцеление, потому что у Петра и Иоанна не было денег, чтобы дать ему. Но бедные в этом мире могут быть самыми богатыми. Богатыми духовными дарами.
И апостолы дают ему несравненно лучшее, то, что ни за какие деньги не купишь — исцеление от болезни, здоровье, о чем он не мог и мечтать. Теперь он сможет трудиться и сам зарабатывать на жизнь. И самое главное, теперь он сможет сам давать нуждающимся, потому что милость Божия и милость человеческая открылись ему на предельной глубине.
«Серебра и золота не имею, — говорит Петр, — а что имею, то даю тебе» (Деян. 3:6). Кто не имеет золота и серебра, почти всегда имеет руки и ноги, силы и здоровье, чтобы послужить больным. Но если кто из нас не хочет этого делать, то, конечно, никогда не сможет сказать, как эти апостолы: «Что имею, то даю тебе». У него никогда не будет этого дара Господня, этой Божественной любви, этой силы жизни, восставляющей полумертвых и мертвых.
Апостол Петр говорит хромому: «Встань и ходи». Можно было бы воспринять его слова как издевательство над человеком, хромым от рождения, если бы апостол не сказал: «во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи». Это Сам Христос через апостола говорит хромому, чтобы он встал и начал ходить. Если он попытается встать и ходить, уповая на Божию силу, он сможет это сделать. И Петр протягивает к нему руку и помогает ему встать.
Святая Церковь говорит нам, что Пасха Господня — это призыв ко всем расслабленным, ко всем нам, хромающим на оба колена: «Встань и ходи». Когда Бог словом Своим повелевает встать и ходить, ходить путем Его заповедей, Он дает нам Свою силу, протягивая нам руку, чтобы поднять нас от земли. Если мы решаемся сделать то, что мы можем, Бог довершит остальное: Он даст нам благодать, чтобы мы сделали то, что мы не можем. Этот нищий хромой делает то, что зависит от него, и Петр делает то, что он должен сделать, но все совершает Христос. Он дает крепость людям Своим. «Господь крепость людям Своим даст, Господь благословит люди Своя миром» (Пс. 28:11). Не только крепость, но и мир, то есть полноту жизни, полноту радости, прикосновение к вечной Пасхе дает Господь Своим исцелением.
И мы видим, как радостно переживает чудо Божие исцеленный человек. Он вскочил, как человек, пробудившийся со свежими силами после сна. О нем сказано, что он «вошел в храм, ходя и скача, и хваля Бога» (Деян. 3:8). Он прыгает от радости, потому что он находится в Пасхе Христовой, и возносит Богу хвалу. Как поем мы в Пасхальном каноне: «Яко богоотец убо Давид пред сенным ковчегом скакаше играя, людие же Божии святии образов сбытие зряще, веселимся божественне». Сила Божия, которая коснулась его души и тела, заставляет его подобным образом выражать Господу свою благодарность. Когда пасхальная радость глубоко охватывает человека, он готов всех обнимать и целовать. Отсюда, как отсвет этой радости, идет наше пасхальное приветствие друг друга с троекратным целованием. По этой причине преподобный Серафим Саровский, когда он достиг такой Пасхи, которая длилась для него уже не сорок дней, а никогда не кончалась, встречал всех приходящих к нему: «Радость моя, Христос воскресе!»
Этот исцеленный человек исполнен решимости идти за апостолами, куда они ни пойдут. Сказано, что он не отходил от них (Деян. 3:11). Теперь он не отступит от них никогда. И как апостолы, узнав, где живет Христос, пошли за Ним (Ин. 1:38,39), так теперь всякий человек, получивший пасхальный дар от Господа, будет ходить, хваля Господа, не отходя от Его Церкви, следуя за Ним до смерти своей. До своего воскресения, которое откроется в Пасхе — той, к которой весь род человеческий призван идти, пока не наступит кончина мира.
Опубликовано: 26/04/2014