Мученица Фотиния (Светлана) Самаряныня
Память — 2 апреля
Святая мученица Фотиния (Светлана) была той самой самарянкой, с которой беседовал Спаситель у колодца Иаковлева. Во времена императора Нерона в Риме, в 65 году, проявившего чрезвычайную жестокость в борьбе с христианством, святая Фотиния жила с детьми в Карфагене и там безбоязненно проповедовала Евангелие. Слухи о христианке и ее детях дошли до Нерона, он приказал привести христиан на суд в Рим. Святая Фотиния, извещенная Спасителем о предстоящих страданиях, в сопровождении нескольких христиан отправилась из Карфагена в Рим и присоединилась к исповедникам. В Риме император спросил их, действительно ли они веруют во Христа?
Все исповедники решительно отказались отречься от Спасителя. Тогда Нерон подверг их изощреннейшим пыткам, но никто из мучеников не отрекся от Христа. В бессильной ярости Нерон приказал содрать кожу со святой Фотинии и бросить мученицу в колодец. Остальных император приказал обезглавить. Святую Фотинию же вытащили из колодца и заключили в темницу на двадцать дней. После чего Нерон призвал ее к себе и спросил, покорится ли она теперь и принесет ли жертвы идолам? Фотиния плюнула императору в лицо и, посмеявшись, ответила отказом. Нерон снова велел бросить мученицу в колодец, где она предала дух свой Господу. Вместе с ней пострадали за Христа оба ее сына, сестры и мученица Домнина.
Святая мученица Фотиния в народе почитается как целительница от лихорадки. Во многих селах и городах нашей родины ей служат молебны за тех, кто страдает этой болезнью. Нередко больные дают обет написать или приобрести икону Святой мученицы Фотинии.
Почему именно св. Фотиния является целительницей этой лютой болезни определить очень трудно, но в придании говориться, что она исцелила воеводу Севастиана от какой-то болезни, во время которой он: «Разжегся лицем и паде на землю от зельния великия и лютыя болезни». Может, это и была лихорадка. Впрочем народ мог придать значение и тому обстоятельству, что Спаситель разговаривал с самарянкой у колодца, и благодаря этому Фотиния могла, по мнению народа, получить от Господа власть и силу над всей водной стихией, в которой, согласно с народными взглядами, и гнездится эта страшная болезнь.
Просвещение светом Христовым
(проповедь Митрополита Антония Сурожского о самарянке на 5-ю неделю по Пасхе)
Евангелие не сообщает нам имени женщины-самарянки, но Придание Церкви его сохранила, и мы называем ее по-гречески — Фотиния, по-русски — Светланой, на кельтских языках — Фионой, на других западных языках — Клэр. И все эти имена говорят нам об одном: о свете.
Повстречав Господа Иисуса Христа, она стала светом, в мире сияющем, светом, который просвещает тех, кто встречается с ней. Каждый святой дается нам в образец и в пример. Мы не всегда можем конкретно повторить действия святого, мы не всегда можем подражательно следовать его путем от земли на небо. Но от каждого святого мы можем научиться двум вещам. Одно, это что силой благодати мы можем достичь того, что по-человечески кажется невозможным: стать человеком по образу и подобию Божию, и в этом потемненном, трагическом мире, который во власти у лжи лежит, быть словом правды, знамением надежды, уверенностью, что Бог может победить, если только мы дадим Богу доступ в нашу душу и в нашу жизнь.
И второе, чему могут научить нас святые, — это понять, что говорит нам их имя. Самарянка сегодня говорит нам о свете. Христос сказал, что Он — свет миру, свет, просвещающий каждого человека: и мы призваны дать в наших душах, в наших умах и сердцах, во всем нашем существе приют этому Свету, чтобы в нас и через нас могло исполниться и стать реальностью слово, сказанное Христом: «Так да просветится свет ваш перед людьми, чтобы, видя ваши добрые дела, они прославили Отца вашего, Который на небесах» (Мф.5;16).
Только видя, как мы живем, только по нашим делам люди могут поверить, что свет — есть свет Божий; не по нашим словам — разве только что наши слова — это слова такой же правды и силы, как слова апостолов или даже Самого Христа. Поэтому задумаемся, пусть задумается каждый из нас о значении нашего имени и о том, как нам стать тем, чем мы названы. Самарянка пришла к колодцу не из духовных соображений: она просто пришла, как приходила каждый день, чтобы набрать воды, — и встретила Христа.
Каждый из нас людей может встретить Христа на каждом шагу жизни, например, когда мы заняты обыденными делами, нам надо, чтобы сердце наше настроилось правильно, если мы готовы к тому, чтобы встретить Христа, принять благословение, услышать — и задать вопросы. Потому что Самарянка задавала Христу вопросы: и то, что она услышала в ответ, настолько превосходило ее вопросы, что она узнала в Нем пророка, а потом узнала в Нем и Христа, Спасителя мира. Но свет нельзя прятать под спудом: обнаружив, что Свет пришел в мир, Что слово Божественной правды звучит теперь среди людей, что Бог среди нас, Самарянка оставила все земные заботы и бросилась бегом разделить с другими радость, изумление о том, что она нашла. Сначала она рассказала им, почему она поверила, и когда может быть любопытство, а может быть, и убедительная сила ее слов, и та перемена, которую они в ней самой могли видеть, привели их ко Христу, они убедились и сами сказали ей: Теперь мы верим, — это сказали люди не потому, что ты нам рассказала, — теперь мы сами видели, сами слышали…
Вот чему Самарянка учит всех нас: чтобы во всякое мгновение нашей жизни, за самыми незатейливыми занятиями, мы были так открыты, чтобы принять Божественное слово, быть очищенными Его чистотой, быть просвещенными Божественным светом и принять Его в глубины нашего сердца, принять Бога всей нашей жизнью, так, чтобы люди видя, кем мы стали, могли поверить, что Свет пришел в мир. Будем же молиться Самарянке, чтобы она научила нас, привела бы за руку ко Христу, как она сама пришла к Нему, и служить Ему, как она послужила ему, став спасением для всех, кто был вокруг нее.
Опубликовано: 01/04/2009