Двенадцатисерийный Тихонов
[1]
[2]
[3]
Серия седьмая
Однако, несмотря на массу положительных качеств, есть, вернее, по молодости была у Вячеслава Васильевича и пагубная страсть — курение. Говорили, что курить актеру пришлось начать во время съемок «Дело было в Пенькове». На самом же деле кино здесь ни при чем. » И курево, и наколки, — объясняет Тихонов, — это все из-за безотцовщины. Отцы ушли на фронт, мы, малолетние, остались с матерями одни — тогда и начали покуривать. Отказаться нельзя было, как нельзя было не сделать наколку: не хочешь — значит, чужак. В то время взрослые часто ездили на юг за хлебом. Набирали каких-нибудь вещичек, которые можно было обменять на пшеницу, и отправлялись на поезде из нашей средней полосы в южные края. И мальчишки тоже забирались на крышу вагона. Привозили так называемый турецкий табак — очень крепкий. Помню, попробовал в первый раз — не очень мне понравилось. Но все ребята вокруг с цигарками ходят — и я должен. Только где брать табак? Тогда мы изобрели такой способ: делили улицу на двоих. Каждый шел по своей стороне и собирал чинарики. Набрав гору заплеванных, раскисших под снегом чинариков, шли в наш штаб. Штабом мы называли дом, где жили два брата-сироты. Затапливали русскую печь, расшелушивали все наше богатство на сковородку, сушили табак, а потом крутили цигарки. Когда отец вернулся с войны, он сразу почувствовал, что от меня пахнет табачком. «Покуриваешь, сынок?» — спросил он. Ну а что я мог ему ответить? Молчал. Время такое: мальчишескому уставу нужно было соответствовать».
Серия восьмая
Своей лучшей работой в кино Вячеслав Васильевич считает роль Матвея в фильме «Дело было в Пенькове». Несмотря на то что актера поначалу не хотели утверждать на роль в этой картине, «Дело было в Пенькове» стало настоящим звездным часом Тихонова. Но Матвеем ( в честь его киноперсонажа) Тихонова называли недолго. Вскоре для всех он станет «князем Болконским». Режиссер «Войны и мира» Сергей Бондарчук видел в роли Болконского Инокентия Смоктуновского. Когда тот отказался, роль предложили Олегу Стриженову, но и он оказался несвободен. Тогда министр культуры Фурцева, хорошо относившаяся к Тихонову, предложила его кандидатуру Бондарчуку. Съемки длились четыре года и, по словам Вячеслава Васильевича, буквально опустошили его. «Толстой заставлял меня порой делать то, что мне не свойственно. Когда я играл Болконского, то часто сам задавал себе вопрос: а мог бы я так же, как он, ежедневно писать с войны письма отцу? Нет, наверное. Все же я воспитывался в рабочей обстановке. Нас не столько школа воспитывала, сколько улица. У меня и наколка на руке есть. Хорошо еще хватило ума наколоть только свое имя «Слава». Все украшали себя именами первых девочек, а у меня тогда девочки не было. А потом никак не мог это дело вытравить. Пришлось двух князей с наколкой играть».
Серия девятая
После выхода картины «Война и мир» на экраны многие критики отрицательно восприняли эту работу Тихонова. Да он и сам был настолько недоволен собой, что решил уйти из кино. Неутверждение на роль советского разведчика в фильме «Мертвый сезон» (ее в результате исполнил Донатас Банионис) тоже никак не способствовало укреплению уверенности в себе. Его давнему другу режиссеру Станиславу Ростоцкому буквально через силу удалось «вытащить» Тихонова на съемочную площадку — он предложил артисту роль учителя Мельникова в фильме «Доживем до понедельника». Поначалу Тихонов ни в какую не соглашался сниматься. Два раза читал сценарий и оба раза отказывался: «Эта роль не для меня». Пришлось Ростоцкому пойти на своеобразный шантаж: «Если ты мне друг — снимайся».
Серия десятая
Так Тихонов остался в кино. А вскоре получил предложение от режиссера Татьяны Лиозновой, приступавшей к съемкам фильма «Семнадцать мгновений весны». Над ролью Штирлица Тихонов работал в… столичном аэропорту «Внуково». Говорил, что в ночном зале ожидания ему лучше думается. Возможно, в одну из таких ночей у Вячеслава Васильевича и родилось предложение вставить в фильм эпизод встречи Штирлица с женой, которого в сценарии первоначально не было.
Слава, обрушившаяся на Тихонова после выхода фильма, была поистине всенародной. Леониду Брежневу так понравились «Мгновения», что он отдал распоряжение разыскать разведчика Исаева и наградить его званием Героя Советского Союза. Когда генсеку объяснили, что Исаев — это всего лишь роль, которую исполнил артист Тихонов, награда досталась Тихонову. Он стал народным артистом СССР.
Серия одиннадцатая
Несмотря на то что почти все фильмы, в которых снялся Тихонов, были суперпопулярными (а соответственно, и суперприбыльными), особых богатств актер не нажил. «Во время съемок «Семнадцати мгновений весны», — говорит Тихонов, — нам не дали ни марки, ни франка. Переход пастора Шлага на лыжах в Швейцарию снимали на Кавказе, в Бакуриани. Нашли подходящий склон и сказали Плятту: «Вон там, за склоном, — Швейцария». Основное богатство народного артиста СССР — президентская премия и скромная недвижимость: квартира в районе станции метро «Кропоткинская» да дача.
Серия двенадцатая
С дочерью Анной
|
Как и судьба в кино, личная жизнь Тихонова складывалась с переменным успехом. На третьем курсе института он женился на своей однокурснице Нонне Мордюковой. У пары родился сын Владимир, трагически ушедший из жизни в возрасте 30 с небольшим лет. Но через тринадцать лет совместной жизни супруги развелись. Как настоящий мужчина, Тихонов о первой жене распространяться не любит. Нонна Мордюкова, как настоящая женщина, делает это часто и с удовольствием. Так, около года назад она рассказала, что до сих пор жалеет о разводе. «Он считает, что предала я. Но я-то знаю, кто предал. У меня такая тоска по Тихонову. Он ведь был у меня первым. Как бы мне хотелось, чтобы он был рядом. Сейчас я бы осталась с ним на всю жизнь. Но, увы…»
Второй женой популярного артиста стала работница «Совэкспортфильма». Во втором браке у Вячеслава Васильевича родилась дочь Анна, тоже ставшая актрисой. Несколько лет назад Анна организовала небольшую студию «Актер кино», художественным руководителем которой стал ее знаменитый отец. Встретить Тихонова на светских мероприятиях — дело непростое. «Не хочу быть свадебным генералом, — говорит он. — Светская жизнь не для меня. Сейчас это, кажется, называется тусовками, да? При большом скоплении людей на таких тусовках я теряюсь. Вот они собрались, у каждого свой интерес: кто-то демонстрирует новое платье, кто-то сделал прическу, кто-то договаривается о делах. Я чаще всего ощущаю себя там одиноким. Поэтому либо молча сижу в стороне, думая о своем, либо стараюсь побыстрее уйти. Обычно мы ходим с дочкой — то я ее вытаскиваю с собой, то она меня. Вот, на фестивали она меня чуть не силой выгоняет: «Папа, смени обстановку, поезжай, а то живешь у себя на даче, как в склепе». Но стоит мне появиться где-то без нее, как друзья спрашивают: «Почему ты один, без Ани?» Я говорю: «Аня осталась на боевом дежурстве. Сторожит собаку, кошку, дачу и все остальное…» На многочисленные газетные публикации о проблемах со здоровьем Тихонов реагирует довольно болезненно. «Почему они хоронят меня раньше времени?» — как-то в сердцах спросил актер. Живет Вячеслав Васильевич на своей загородной даче. Среди его увлечений — рыбная ловля и поход по грибы. «У меня есть замечательные мгновения в прошлом, интересная работа в настоящем и… вера в будущее, — говорит Тихонов. — Я счастливый человек!
Член Политбюро ЦК КПСС М. А. Суслов просмотрел фильм «Семнадцать мгновений весны» и высказался за то, чтобы запретить его.
— Не показан подвиг советского народа в войне, — аргументировал он свою позицию. — Весь советский народ не мог служить в аппарате Шелленберга, — сказал председатель КГБ СССР Ю. В. Андропов, и фильм был выпущен на телеэкран.
«Мне много и часто рассказывают анекдоты про «меня», — рассказывает Вячеслав Тихонов. — Я, чтобы никого не обидеть, слушаю, улыбаюсь даже, но… Сколько раз я уже их слышал. Не сосчитать!» Мало кто знает, что разведзадания Тихонов выполнял не только в кино, но и в жизни. Во время гастролей в Латинской Америке актера попросили не в дружбу, а в «службу» передать специальному агенту в Аргентине секретный пакет. Будущий полковник Исаев выполнил это ответственное задание с честью. Кстати, в случае провала он должен был… съесть послание, но, к счастью, этого делать не пришлось!
Несчастье произошло, когда Тихонов возвращался со своей дачи на Николиной Горе в Москву на новенькой «Нексии» зеленого цвета. Авто подарили Вячеславу Васильевичу на 70-летие. После «Жигулей» машина казалась верхом мечтаний. «В аварии был виноват только Слава, — вспоминала потом жена актера Тамара Ивановна. — Он по дороге почувствовал себя плохо, потерял управление и врезался в дерево».
Тихонов не воспользовался в тот день и ремнем безопасности, поэтому стукнулся грудью о руль, а головой — о лобовое стекло. Прибывшие на место аварии врачи отметили, что никаких серьезных повреждений актер не получил. Обработали его ушибы и царапины противовоспалительным средством.
Восстановив автомобиль, Вячеслав Васильевич не продал четырехколесный подарок.
— Оставлю себе на память о том, что остался жив, — сказал актер. — Будет своеобразный музейный экспонат.
[1]
[2]
[3]
Опубликовано: 16/01/2008