Вознесение Господне
Вознесение Господне относится к числу «двунадесятых», то есть самых великих праздников Православной Церкви.
Христианские праздники похожи на кольца золотой цепи, неразрывно связанные друг с другом. Через сорок дней после Пасхи наступает праздник Вознесения. Через десять дней после Вознесения — праздник Троицы.
Прежде чем говорить о Вознесении, следует остановиться на вопросе о значении и смысле библейской и храмовой символики, о связи Священной Истории с храмовой литургикой. Участвовать в религиозном празднике — это не только вспоминать события Священной Истории, но мистически включаться в них, духовно переживать их.
Через храмовую службу, её образы и ритуалы, её символические обряды человек становится реальным участником происходивших в истории мира и повторяющихся в ритмах церковного календаря событий. Вознесение Господне — это сияющее ослепительным светом завершение земной жизни Христа Спасителя. Вознесение — это венец христианских праздников. Это зримая форма возвращения Сына Божия к Своему предвечному бытию. Это раскрытие перед человеком бесконечных далей духовного совершенства.
В своей земной жизни Христос подчинил себя времени и истории, и вместе с тем он стоит над временем и историей, поскольку Он — их Творец и Владыка. Для христианина жизнь Христа из Назарета — не прошлое как прошедшее, а актуальное настоящее и бесконечное будущее. Христианский праздник — это соприкосновение вечного и временного, земного и небесного, это откровение духовного эона на земле в сакральном пространстве храма.
Вознесение Христа имеет онтологическое, нравственное, духовное и эсхатологическое значение. В Евангелии от Марка дана величественная картина Вознесения Иисуса Христа. Но мало иметь и читать Евангелие. Надо ещё знать его особый язык, символику и другие средства изображения. Это вовсе не значит, что Евангельская символика превращает события в отвлечённую аллегорию. Нет, Евангелие — истина, но она многогранна и многопланова. В земном — присутствует небесное, в историческом — вечное. Символ не подменяет, а углубляет смысл и открывает сакральный план событий.
Евангелие — это откровение Божественного ума через человеческое слово. Откровение о духовном мире, о вечной жизни, о союзе человеческой души с Божеством, о высшей реалии бытия, находящейся за пределами феноменологии, о том, что не может быть предметом сенсорного восприятия или логического анализа. Оно воспринимается душой только через мистическую включённость, через интуитивное проникновение в мир духовных сущностей, в мир Божественных энергий, в мир сверхлогических категорий. Поэтому Священное Писание употребляет символ, который должен возводить ум от знакомого и привычного к неизвестному и таинственному, от видимого к невидимому.
Библейский символ является духовным звеном между интеллектуальной возможностью человека и бездной Божественного гносиса. Когда мы берём в руки Библию, то становимся перед великой тайной. Соприкоснуться с этой тайной можно только через благоговение к ней.
Сорок дней прошло от Пасхи до Вознесения. Сорок дней Господь пребывал со Своими учениками, уча их Тайнам Небесного Царства. До Воскресения Христа эти тайны были бы для них непонятны и недоступны.
Число сорок символизирует время духовного испытания и земную жизнь. Сорок лет вёл Моисей народ по пустыне в Обетованную Землю. Сорок дней постился Иисус Христос перед Евангельской проповедью. Сорок дней после Своего Воскресения Он пребывал на земле, являясь своим ученикам и апостолам, приготовляя их к принятию Божественной благодати и будущей проповеди Евангелия.
Апостольскую проповедь можно представить в виде трёх концентрических кругов, трёх этапов со все более нарастающим напряжением:
- проповедь апостолов, обращённая к своим соплеменникам, во время земной жизни Христа Спасителя;
- после Воскресения Христа до Его Вознесения — миссионерство во всей Палестине, что требовало больше духовной подготовки и самоотверженности;
- всемирная проповедь апостолов после нисхождения Духа Святого, проповедь, которую почти все они окончили мученической смертью.
На сороковой день по Воскресении Господь, окружённый учениками, вышел из Иерусалима и направился к Елеонской горе. В прощальной беседе он говорил о чудодейственной силе, которую даёт человеку вера. Некоторые недоумевают, почему теперь явственно не происходят те дивные знамения веры, о которых говорил Христос.
Существуют разные степени веры:
- вера, допускающая возможность и вероятность. Это вера рационалистов с подавленным и заглушённым религиозным чувством. Она похожа на мерцающий блеск звёзд, которые не делают ночь светлой;
- другая степень веры — это убеждение человека, но не согретое любовью сердца. Она похожа на холодный и мёртвый свет луны;
- наконец, та вера, которая включает в себя и соединяет воедино ум, чувство и волю человека, которая становится главной потребностью души, целью и содержанием его жизни, непрестанным горением его сердца. Такая вера подобна свету солнца, лучи которого несут тепло и жизнь. Такая вера — подвиг души, такая вера чудодейственна и победоносна.
Евангелие повествует о Вознесении Христа на небо. Небо в Священном Писании употребляется в трёх значениях:
- атмосфера вокруг земли — то, что воспринимается нами как огромный голубой океан, в котором плывёт, как корабль, наша земля;
- космическое пространство. Это вид необъятного звёздного неба, который вызывал вдохновение и трепет не только у поэтов, но и у философов и великих учёных. «Две вещи приводят меня в изумление — звёздное небо надо мною и нравственный закон во мне», — писал Кант. Когда Гагарина, возвратившегося из космического полёта, спросили, видел ли он в небе Бога, тот ответил «нет». Такой ответ привёл в восторг антирелигиозных примитивистов. Гагарин не понял, а скорее не хотел понять, что космический полет был продвижением в физическом пространстве, в «царстве вещества», а к духовному миру отношения не имел;
- внематериальная духовная сфера, которая не мыслится в физических категориях, измерениях. Она представляет собой уже другой план бытия. Однако эта сфера — не антимир, не антиматерия, которые гипотетически допускаются наукой, а эон вечности. В системе сакральных библейских знаков и образов видимое небо может только служить символом духовных небес. Таким оно явилось в событии Вознесения — событии, исторически реальном и мистическом.
Вознесение Христа Спасителя имеет онтологическое значение. Сын Божий воспринял человеческую природу, которая в Вознесении вошла в Божественную славу. Вознесение имеет эсхатологический смысл. Оно явилось завершением земной жизни Христа, а Второе пришествие будет завершением цикла земного бытия человечества. Вознесение имеет для нас нравственное значение. Мы должны помнить, что принадлежим не только земле, но и небу, не только времени, но и вечности, не только материи, но и духу. И, живя на земле, стараться мыслями и сердцем подниматься над всем низменным, грубочувственным и греховным. Повествуя о Вознесении Христа, евангелист Марк ввёл образ-символ: Иисус Христос сел по правую сторону Бога-Отца. Бог вневременен и внепространственен. Что значит это иносказание, эта антропоморфическая метафора? Когда император избирал себе соправителя, или его сын-наследник достигал совершеннолетия, то совершался особый ритуал: интронизация. Во дворцовом зале ставили рядом два трона. На одном сидел император. К другому подводили соправителя, и он садился по правую руку от императора. Это означало их одинаковое достоинство и единую власть.
Этот образ-символ ещё более подчёркивает аксиологическое значение Вознесения. В лице Богочеловека Христа Спасителя все человечество получило возможность бесконечного духовного восхождения.
Иисус Христос вознёсся с простёртыми в благословении руками. Апостолы и ученики, стоящие у Елеонской горы, представляли собой первую христианскую церковь. Этот образ, полный любви и надежды, — знак и обетование того, что благословение Божие всегда пребывает в церкви и будет хранить Её во веки.
Опубликовано: 01/06/2011