Собор новомучеников и исповедников Российских
Память всех, пострадавших за веру в ХХ веке, Русская Православная Церковь в этом году отмечает 11 февраля. В этот же день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917–1918 годов.
Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев — единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.
Прославление в лике святых сонма Новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых, небесных заступников, прославила Церковь (к лику святых причислены более тысячи новых мучеников).
Конечно, подвиг мученичества имел место во все времена существования христианства, однако православное мученичество в послереволюционной России по своим масштабам напоминает собственно мученический период ранней христианской истории. За относительно короткое время смерти и мучениям подверглись сотни тысяч, миллионы верующих.
Очень характерен описанный в литературе случай, когда духовенство одной из епархий было выстроено комиссарами в шеренги, и каждому из священнослужителей, по очереди, приставляя к голове наган, задавали один и тот же вопрос: «Так есть Бог или нет?». После того, как следовал положительный ответ, раздавался выстрел, и кровь из простреленной головы обрызгивала близ стоящих, ожидающих своей очереди. Среди этих священников, возможно, были разные по степени благочестия люди, но никто из них не отрекся от Господа.
Первым русским новомучеником стал митрополит Владимир (Богоявленский), которого в церковной среде прозвали «всероссийским», поскольку он поочередно занимал все главные кафедры Русской Церкви — Московскую, Петербуржскую и Киевскую. Митрополит Владимир, прибыв в Киев, ответил резким отказом на притязания украинских националистов — сторонников автокефалии, заявив, что Русская Церковь неделима.
Митрополита вывели за монастырские стены и расстреляли. Во время казни митрополит Владимир молился за своих мучителей и сам благословил свой расстрел.
Происшествие в Киеве — расстрел митрополита Владимира — стало предвозвещением грядущего страдания Руси и верных чад Церкви, начиная с Царя и заканчивая крестьянином.
Среди пострадавших за веру в ХХ веке — святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, избрание которого произошло в Храме Христа Спасителя (1925), святые Царственные Страстотерпцы, священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1937), священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918), священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, священномученик митрополит Серафим Чичагов (1937), ключарь Храма Христа Спасителя священномученик протопресвитер Александр (1937), преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918) и множество других исповедников и новомучеников земли Русской.
Опубликовано: 26/01/2008