Вы здесь

Место встречи — крест

«Какие странные эти православные: они все время говорят о скорбях и страданиях, об их важности и даже необходимости, о том, что в терпении скорбей можно найти радость и покой. Неужели христианский Бог настолько жесток?!» — подобные рассуждения наверняка приходилось слышать многим. Да это и понятно. Многим людям мысль о терпении скорбей кажется абсурдом — она просто не вписывается в философию потребления. Может, православные сами себе придумывают проблемы — посты, запреты, грехи, — а потом их решают, упиваясь собственным мужеством?! Или, может быть, у них какие-то особенные скорби, неведомые остальному миру?

Понимание причины

Откуда берутся скорби? На этот вопрос верующие и неверующие люди отвечают по-разному. Верующий человек воспринимает беды и горести как результат того отпадения от Бога, которое по своей страшной ошибке совершили праотцы, Адам и Ева. Но поскольку каждый из нас в своей жизни многократно подобные ошибки повторяет, то есть отпадает от Бога вновь и вновь, то это и обуславливает появление скорбей в нашей жизни. Многие богословы обращают внимание на то, что Господь, предупреждая первых людей в раю, не говорил: «Я умерщвлю вас». Его слова были: «Вы смертью умрете». Если ребенок не слушается своих родителей, то из-за этого может попасть в неприятную и опасную ситуацию. Наши личные грехи, ошибки, заблуждения — не наказание Божие. Именно они, нарушая что-то в нашей жизни, приводят к той или иной скорби. Иногда это можно увидеть самым непосредственным образом: мы обидели кого-то, и спустя какое-то время обида нанесена уже нам. Это закон духовной жизни. Как говорил преподобный Амвросий Оптинский, тоже кого-то цитируя: «Древо, из которого сделан наш крест, выросло на почве нашего сердца» — другими словами, на почве того, о чем мы думаем, что чувствуем и, тем более, что делаем.

Верующий человек понимает, что переживаемая им скорбь — это повод для того, чтобы задуматься, чтобы от внешнего обратиться к внутреннему — и там постараться найти причину того, что с ним происходит. Даже если причина не найдена, то скорбь верующий человек старается переносить с терпением, даже с благодарением Богу. Ведь скорбь — очищает, помогает измениться.

Многие подвижники говорили, что недостаток личных подвигов порождает нарушение цельности внутренней жизни человека, а отсутствие цельности как раз и приводит к скорбям. Когда ты не сосредоточен на главном, то делаешь много лишнего. А лишние, неосмысленные действия превращаются в поводы для неприятностей.

Испытание и совершенствование

Господь хранит тех, кто трудится. Архимандрит Софроний (Сахаров) говорил, что если человек внутренне готов отказаться от чего-то, что ему особенно дорого, и отдать это Богу, то Господь и не будет этого забирать. Если же держаться за это дорогое мертвой хваткой, то, скорее всего, Он вырвет это из рук человека, чтобы это его не погубило. Чем больше ты готов отдавать, тем, может быть, меньше у тебя возьмут. Чем на большие ты труды, своего рода внешние скорби, себя обрекаешь, тем меньше скорбей у тебя на самом деле будет.

В жизни некоторых Божиих угодников можно увидеть и нечто обратное этому. Они постоянно подвизались, трудились, при этом им постоянно сопутствовали скорби. Но это скорби — иного характера. Это не те скорби, которые происходят по нашему неразумию. Это то, что дал Господь, зная, что в этих скорбях подвижники могут принести еще больший плод. Вспомним жизнь праведного Иова, которого Господь скорбями испытывает и совершенствует. Или жизнь преподобного Исаака Сирина, который провел долгие годы в отшельничестве, в постничестве, в воздержании, а затем Бог посетил его слепотой. Или преподобного Амвросия Оптинского, который всю свою жизнь провел на одре болезни. Или преподобного Серафима Саровского, который носил за спиной мешок с камнями и говорил, что томит томящего его, — и Господь тоже скорбями святого Серафима не забывал и выделял.

О человеческом безумии и Божием замысле

Люди, не понимающие природы духовной жизни верующего человека, часто обвиняют его в том, что он сам себе придумывает скорби или намеренно ищет их. Это не так. Достаточно включить телевизор или выйти в Интернет — мы увидим, что мир переполнен несчастьями, стихийными бедствиями, скорбями, и явно, что не православные люди все это выдумали. Упал самолет, затонул паром, сошла лавина, произошло землетрясение, совершен теракт — колоссальное количество скорбей. И это только то, что на поверхности. Сколько войн одновременно идет на земле, сколько людей гибнет, сколько детей остается без отцов, без матерей, сколько жен без мужей?

Если вглядеться в причины подобных скорбей, то можно легко понять, что в основе их чаще всего лежит человеческое безумие. Что такое война? Это всегда страсть наживы, страсть власти, гордыня — на самом деле нет ни одной разумной причины, по которой один человек может убить другого. Когда война рождается как ответная реакция, как защита страны — это вынужденная мера. Однако есть люди, которые начинают войны без каких бы то ни было видимых причин, могущих хоть как-то оправдать происходящее.

Катастрофы чаще всего случаются из-за человеческой безалаберности. То причина — в летчике, который ведет нездоровый и нехристианский образ жизни, то в капитане, который пренебрегает тем, в каком состоянии его судно находится. Когда происходили бедствия с народом израильским в Ветхом Завете? Когда люди отступали от Бога. И до сих пор катастрофы — и техногенные, и природные — случаются, как правило, именно по этой причине. Рассматривать детали смысла не имеет, потому что это означает пытаться понять, почему Господь действует так, а не иначе. Человеку невозможно проникнуть в Божий замысел.

Причины бедствий — в тебе

Скорби — это, к сожалению, универсальное явление. Они постигают и верующих, и неверующих. Просто к любому несчастью можно относиться по-разному: можно, замечая проблему, с ней работать, а можно делать вид, что ничего не происходит, но все равно страдать. Страдать неразумно, ничего в своей жизни конструктивно не меняя. Один замечательный святой говорил: «Куда бы ты ни шел, везде укоряй себя, и всегда найдешь покой». Странный совет — но только на первый взгляд.

Когда мы укоряем в своих неприятностях окружающих, то, во-первых, вступаем с ними в противоборство, в конфликт, а во-вторых, перемен от этого не будет. Да, кто-то нам досадил, обидел нас. Но что мы можем с обидчиком сделать? Ничего. А когда мы укоряем себя, когда в себе ищем источник неприятностей, то хотя бы какую-то причину наверняка найдем и что-то в себе сможем изменить. Возможно, от этого наши неприятности закончатся. Может быть, этого и не произойдет, но, по крайней мере, мы сами станем лучше. Потому укорение себя, поиск причины бедствий в себе — это самое рациональное, что может человек сделать не только с духовной точки зрения, но и чисто материальной, утилитарной. Однако в большинстве своем люди, к сожалению, совершенно избегают подобного взгляда на свои беды.

Крест повседневный

Игумен Нектарий (Морозов)
Игумен Нектарий (Морозов)

Преподобный Исаак Сирин писал, что путь Божий, путь следования за Христом, есть крест повседневный. Любовь Божия познается тогда, когда посылаются человеку непрестанные испытания и искушения. Чем больше человек испытаний и искушений переносит, проявляя стойкость, мужество и, самое главное, преданность, покорность Богу, — тем больше он в любви к Спасителю возрастает.

Невозможно научиться любить Господа без испытаний и искушений. Простой пример. Живут вместе два человека, друг друга любят. Их семья материально благополучна, они здоровы. Но вдруг что-то случается — муж теряет работу, жена заболевает, и что-то нарушается между ними. Выясняется, что до того момента им было хорошо не друг с другом, а вообще — хорошо. И как только стало плохо, выяснилось, что вовсе они не так уж и трепетно друг к другу относятся. Все в нашей жизни проверяется разного рода неблагоприятными обстоятельствами. Если и при всех них любовь сохраняется, становится сильнее, потому что появляется чувство особой заботы и ответственности за человека, который рядом, тогда все уже совершенно иначе.

То же самое в отношениях человека с Богом. Когда нам хорошо, мы говорим: «Я люблю Бога». Но вот посылает нам Господь испытание, и мы начинаем сердиться на Него. Вспомним праведного Иова, который благодарит Создателя за скорби — и у него исчезает вопрос «А за что мне это все?». Благодарность Богу — великая тайна и великое открытие, потому что ответом на вопрос «За что?» становится Сам Господь.

Где встречаются Бог и человек? Это место встречи — крест. Нигде более тесного сопребывания со Творцом, более тесного единения с Ним быть не может — только на кресте.

Откуда берется радость?

В то же время христианство — религия радости. Тот же преподобный Исаак Сирин пишет: «Радость монаха заключается в его слезах». В современном мире эти слова не просто как парадокс могут восприниматься, но и как проявление душевной болезни. Но они легко объясняются исходя из опыта духовной жизни.

Откуда в слезах взяться радости? Дело в том, что слезы, слезы покаяния, омывают, очищают душу человека, который вдруг становится способным к восприятию благодати Божией, которая радует и утешает его душу.

Радость христианина — это не радость о благополучии, об отсутствии скорбей. Это радость — о Боге. Она приходит в жизнь человека тогда, когда он верит в любовь Господа и на нее откликается. И чем больше он старается это делать, тем больше эта любовь его утешает...

eparhia-saratov.ru