Ученичество — неподвластная времени молодость души
Зачастую нам бывает невдомек, что мы ученики и что находимся в огромной замечательной школе жизни, где у нас есть один величайший Учитель
Слово «ученик», «ученический» подчас имеет смысловой оттенок некой неполноты признака, незаконченности, даже приниженности: ты еще ученик, а не специалист в чем-либо. И часто люди стремятся из этого состояния ученичества поскорее выйти. Не сильно ли они спешат?
У слова «ученик» есть особая сфера употребления: мы говорим об апостолах «ученики Христовы», и здесь наше восприятие уже совсем иное — появляется возвышенный смысловой оттенок избранности. А ведь по сути ничего не меняется. Ученики Христовы — это те, кто еще не уподобился Христу, кто только пытается следовать за Ним. А это значит, что учеником Христа призван быть каждый. Но как часто мы свой ученический навык теряем. Можно ли научиться ученичеству, как и у кого?
Падшая природа или Божественный дар?
Нам с первых дней жизни все время приходится чему-то учиться. Дело в том, что человек, как после грехопадения, так и до него, — существо хотя и удивительное, но все-таки несовершенное. И, наверное, говорить о том, что способность учиться или необходимость наличия этой способности есть только лишь следствие грехопадения, было бы неправильно. Человек и первоначально, по некоему идеальному замыслу Божию о нем, должен был в себе постоянно, мгновение за мгновением, скажем так, актуализировать образ и подобие Божие.
У святителя Игнатия (Брянчанинова) есть замечательное сравнение: капелька росы, отражая в себе сияние восходящего солнца, и сама становится как бы малым солнцем. Для человека это совершенно естественно: воспринимать свет Божества, воспринимать совершенство Божества и самому быть как бы отражением его. Только восходит к такому состоянию человек постепенно, и вот это восхождение как раз и является путем ученичества.
Хотя наверняка до грехопадения это обучение происходило иначе, нежели сейчас. Мы находим в Ветхом Завете удивительное свидетельство: Господь приводит к Адаму всех сотворенных Им животных для того чтобы Адам нарек им имена. И в этом, безусловно, присутствует некое указание на то, что человек был способен прозревать природу вещей, потому что назвать имя чего-либо — это значит понять сущность называемого.
Здесь указание и на то достоинство, которое первоначально человеку было дано, ибо Господь приводит к нему прочих тварей, как подданных к царю. Но вместе с тем в этом можно увидеть и нечто иное. Как родители воспитывают ребенка? Они тоже ему что-то приносят, кого-то приводят — то есть знакомят ребенка с тем миром, в который он вступает. Происходит процесс обучения. Так и Господь вводит человека в мир и знакомит его с ним. Безусловно, это тоже некое обучение, причем непосредственное.
Сейчас же процесс обучения уже не носит столь зримого характера, хотя на некоем внутреннем, таинственном уровне он все равно совершается примерно так же. Просто зачастую нам бывает невдомек, что мы ученики и что находимся в огромной замечательной школе жизни, где у нас есть один величайший Учитель.
Не останавливаться и задавать вопросы
В какой-то момент человек может потерять жажду к познанию нового, и, наверное, этому способствуют две беды: леность и гордость. Леность заставляет нас избегать трудов — лишних или тех, которые кажутся лишними. А гордость все время подсказывает человеку, что он самодостаточный, самостоятельный, что он и так уже хорош, и лучше становиться не надо.
Я, будучи еще молодым журналистом, столкнулся с таким словосочетанием, которое кто-то из моих тогдашних коллег в сердцах произнес в адрес другого коллеги: «Он — законченный профессионал». Очень емкая и очень точная характеристика! То есть это человек, который решил, что он настолько профессионален, что ему больше ничему не надо учиться.
Но в тот момент, когда человек перестает учиться, он начинает деградировать, причем очень быстро. Ведь жизнь идет дальше, постоянно привносит что-то новое в каждой области человеческой деятельности, а тот, кто остановился, остается вне всего этого. Когда человек не развивается, то в нем происходит затухание его жизненных сил, и в результате он не реализуется, как мог бы, не только в карьерном или материальном плане, а просто как личность.
В результате можно способность к ученичеству, а, следовательно, и к развитию, совершенно утратить. Мы на протяжении всей своей жизни то совершаем правильные поступки, которые нам помогают на ступенечку, на полступенечки подняться вверх, то ошибаемся, спускаемся вниз, а иногда прямо-таки скатываемся. И вот это движение — либо вверх, либо вниз — обуславливает в свою очередь либо усиление в нас каких-то естественных способностей, либо их постепенное затухание.
Когда в человеке ревность о жизни по Богу сильна, когда человек стремится к богоугождению, у него неминуемо возникают вопросы. Ведь духовная жизнь, по слову святых отцов, — это искусство, а искусством не овладеешь, если не будешь опираться на предыдущий опыт. Но как только в человеке эта ревность затухает, пропадают и вопросы: человек перестает читать, спрашивать, интересоваться и, так сказать, просто живет. Хотя ясно, что это уже не жизнь, а существование на уровне растения.
Поэтому дар ученичества нужно в себе постоянно возгревать. Этот дар подразумевает определенное смирение, ведь для того, чтобы чему-то у кого-то учиться, надо признать, что я меньше умею, меньше знаю, я, может быть, хуже, неинтереснее, скучнее. И на самом деле всегда один человек от другого может чему-то научиться и чем-то обогатиться, поэтому смирение открывает совершенно необъятные просторы для развития.
В Писании сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». (Иак. 4:6), и эта благодать поможет человеку усвоить все уроки. А учиться можно у всего: у природы, у животных, тем паче у тех людей, с которыми нас Господь сталкивает, потому что у каждого есть что взять.
Но при этом, общаясь с другими людьми, узнавая их, вглядываясь в них, мы подчас склонны впасть в осуждение, а это тоже мешает учиться. Много лишнего лезет нам в голову от праздности. Когда человек, что называется, пашет от зари до зари — в физическом, или в интеллектуальном, или в духовном плане, когда человек постоянно стремится выбрать из окружающей его действительности то, что для него полезно, то у него остается очень мало времени для того чтобы оценивать чужие поступки, обсуждать кого-то, осуждать, во всем этом копаться, разбираться. И этот труд поиска полезного в значительной степени уберегает от постоянной концентрации на неполезном, в том числе и на осуждении ближнего.
Не быть «законченным христианином»
Апостолы не случайно именуются учениками Христовыми, и, собственно, каждый христианин тоже должен быть учеником — то есть постоянно учиться у своего Божественного Учителя, каким должно быть. Наверное, было бы дерзким называть себя учениками Христа, хвалиться этим именем, но вот быть ими мы должны...
Это вообще целая пропасть — разделяющая «быть» и «называться». Каждая жизненная ситуация — это ситуация выбора: поступим мы по примеру, по заповеди нашего Учителя и Наставника — Господа Иисуса Христа или же диаметрально противоположно. И если мы помним о Нем, помним, что должны учиться в доступной и возможной для человека мере жить так, как жил и поступал Он — то мы будем учениками, как бы мы себя ни называли.
Наверное, самое главное свойство, которое отличает ученика Христова — это ощущение своего собственного недостоинства и желание даже не сделаться достойным, а хотя бы чем-то Богу воздать за все то, что Он дал. Это желание и побуждает учиться. Если же человек считает себя достойным, то он и есть тот самый «законченный профессионал» — «законченный христианин».
Мне приходилось видеть людей уже в полной мере «насыщенных годами», которые дар ученичества не утратили и не потеряли способности воспринимать новое. Ведь на самом деле жизнь человека порой заканчивается еще до смерти, когда его перестают интересовать люди, окружающий мир, созданный Богом. А пока этот интерес сохраняется, вместе с интересом сохраняется и способность учиться, и вместе с тем некая удивительная, неподвластная времени молодость души.
Опубликовано: 01/09/2014