«Волшебные способы» и «чудодейственные таблетки»
На что более всего падок современный человек, что пользуется сегодня самым большим, можно сказать — гарантированным, спросом? Мне кажется, ответ на этот вопрос с предельной ясностью дает вездесущая, ставшая неотъемлемым атрибутом нашей жизни реклама, от которой нигде не укрыться, никуда не спрятаться. Что рекламируется более всего иного? — Если говорить обобщенно, то это — «волшебные способы». Что это такое? Трудно поверить, что есть хотя бы кто-то, кто этого не знает и не попадался ни разу в жизни в подобную ловушку.
Десятки способов похудения без малейших усилий — только принимай то или иное чудодейственное средство. Множество вариантов приобретения сильного, мускулистого тела — от «уникальных» пищевых добавок до каких-то загадочных браслетиков, которые надо покупать и носить на руке (два по цене одного — это тоже очень привлекает: покупаешь сразу себе и кому-то еще). Бесчисленное количество способов мгновенно и беструдно разбогатеть — надо только приобрести и прочесть брошюру, просмотреть видеокурс, посетить несколько занятий со специалистом... Не делать ничего самому, ни во что не вникать, ни о чем не беспокоиться, просто заплатить и получить то, чего страстно, неудержимо хочешь.
Абсурдно? Вне всякого сомнения. Вся жизнь неопровержимо свидетельствует об этом. Где эти люди — преуспевшие благодаря сим «волшебным способам», где доказательства реальности «волшебства»? Нет, конечно же, каждая брошюра, видеокурс, публичная лекция наполнены «свидетельствами»: «Я был, как и вы, — безобразно толстым, слабым, бедным, больным, неудачником, но я купил, прочел, посмотрел, принял таблетку, выпил микстуру, приобрел чудо-тренажер и стал таким, что сейчас без зависти вы уже не сможете взглянуть на меня». Вот только в жизни мы почему-то никого из этих свидетелей не видим, не обретаем. И потому и самый опыт, и элементарный здравый смысл убеждают нас: просто так, даром, без труда ничего доброго стяжать невозможно. Да, есть люди, которым успех, положение, богатство достались по наследству или благодаря стечению обстоятельств. Есть те, кто родился совершенно здоровым, стройным, красивым, кто от природы имеет прекрасную физическую форму, силен и вынослив. Но чаще — практически всегда — то, к чему стремится человек, в чем он нуждается, приобретается долгим временем, потом, а подчас и кровью — иногда даже не в переносном, а в самом что ни на есть прямом смысле этого слова.
Да... Но и опыт, и здравый смысл то и дело отступают на задний план, когда сходятся эти две, казалось бы, взаимоисключающие, но на деле почти неразлучные составляющие: желание иметь и нежелание трудиться. И попытка следует за попыткой — одна безуспешней, смешней или, наоборот, трагичней другой. Сколько бедолаг подорвали здоровье, польстившись на рекламу всевозможных биодобавок, состав которых не всегда доподлинно известен даже их производителям! Сколько простофиль отдали последние деньги тем, кто учил их, как разбогатеть! Сколько их — обманутых лишь потому, что обманываться они были рады!
И ладно, если бы всё это можно было сказать о вопросах исключительно житейских. Нет, всё то же, хотя и в чуть ином виде, можно наблюдать и в области жизни церковной. Всё та же болезнь — поиск «волшебного средства». И проявлений у нее предостаточно. Искание старцев, которые должны указать путь ко спасению и — больше того — уверенной, твердой рукой вести по нему вплоть до самых райских врат. Разузнавание каких-то тайных, «особо сильных» молитв, посредством которых можно помочь любой беде, исцелиться от любой болезни, получить то, что тебе нужно. Увольнение с работы, оставление друзей, родственников, близких, продажа дома и переезд поближе к той или иной святой обители в надежде, что самая тень ее стен защитит и убережет от любого — временного и вечного — зла.
Отчего так? Да оттого же: жизнь христианская, жизнь духовная предполагает труд самоотверженный и непрестанный — не только ничуть не меньше, нежели любая другая область деятельности человеческой, но на самом деле намного больше. Предполагает она и ответственность — серьезнейшую, предельную, можно сказать: потому как ответственность эта не столько перед людьми, сколько пред Богом. И боится, бежит от труда и ответственности человек и снова ищет: как бы так всё устроить, чтобы всё «само» пришло — и святость, и спасение, и, более приземленно, избавление от всего неприятного и досаждающего. Так и появляются какие-то непонятные, путанные, из рук в руки под большим секретом передающиеся молитвы, напоминающие скорее заговоры. Так и возникают — «старцы», о «святости» которых без устали рассказывают особо близкие к ним и наделенные специальными полномочиями люди, и складываются вокруг них до боли напоминающие тоталитарную секту общины, члены которых, может быть, и Писания Священного никогда не читали толком, но твердо знают: сделаешь всё, как старец говорит, — обязательно спасешься. Не послушаешься — всё, конец тебе.
Бывает, конечно, всё и не так явно, без столь сильных крайностей и перегибов. Ну, например, просто хочется всё свое бремя — принятия решений, перенесения трудностей, борьбы со страстями — переложить на кого-то, кто покрепче, ведь должны же, по слову апостола, сильные носить немощи немощных, в самом-то деле. Поэтому пусть хоть и не старец, пусть простой, «обычный» батюшка на приходе сам всё за меня решает, сам за меня молится, а я повисну на нем, и так он меня, глядишь, дотащит, куда надо... Пишут же: духовник берет на себя бремя своего чада. Вот пусть и берет.
Но тщетны все подобные расчеты, планы и рассуждения. Спасение утопающих в волнах житейского моря и собственных страстей есть дело Божие и — самих утопающих. Оно выковывается под ударами невзгод, закаляется в борьбе со своими греховными навыками, совершается в мужественном, ответственном преодолении всего того, что между нами и Богом в этой жизни стоит. Нет ни волшебного средства, ни волшебной таблетки, ни волшебного способа, которые могли бы тут человеку помочь. Есть только он и Господь, Который всё уже для его спасения сделал, и дело теперь лишь за ним самим... Такая простая истина, и так трудно, болезненно воспринимаемая! Особенно когда вокруг полно рекламных агентов, наперебой предлагающих нам свое (именно свое!) «волшебство». Каких агентов? Да тех самых, о которых тот же апостол говорит, против которых и вся брань наша, которые не из плоти и крови. Это они всё волшебное, чудодейственное и легкое придумали и придумывают. В духовном плане — в первую очередь, в житейской области — так, для развлечения...
Опубликовано: 03/09/2014