Священномученик Климент, папа Римский
Будущий священномученик Климент родился в Риме от знаменитых родителей язычников: отец его Фавст, был римским сенатором.
Еще во время младенчества Климентова, мать его, Матфидия, вынуждена была оставить Рим и с двумя старшими сыновьями своими, Фавстом и Фавстинианом, отправиться в Афины, но буря занесла корабль на один Азийский остров, где она едва могла найти пристанище в хижине бедной вдовы: дети же ее, братья Климента, после кораблекрушения найдены морскими разбойниками и проданы. Отец Климента предпринял путешествие для отыскания своей супруги и детей; но когда все поиски его остались тщетными, он, ожесточившись против всего мира, скитался, как нищий, по разным странам мира. Прошло около двадцати лет, как Климент, оставшись в Риме среди всех богатств родительских сиротою, оплакивал родителей, и братьев.
Молва о появлении Иисуса Христа в Иудее увлекла Климента на восток, где уже распространился свет истинной веры. В Александрии св. Климент встретился с апостолом Варновою и слушал проповедь о Христе: в Кесарии Стратоновой обрел апостола Петра и принял от него св. крещение ранее 53 г. по Р.Х. Путешествуя со своим великим наставником и крестителем, новопросвещенный юноша нашел сначала мать свою, потом братьев, уже уверовавших в Господа, и наконец и престарелого отца. Во время первых из Павла (53 г.) св. Климент страдал с ним в Филиппах; будучи ревностным сотрудником и сего апост., разделял с ним опасности и труды апостольской проповеди и в других местах; вероятно, о нем апост. Павел говорит в послании к Филиппийцам, называя своим сотрудником в благовествовании.
По мнению Епифания, епископа Кипрского (323–402), св. Климент был поставлен во епископа апостолом Петром, но ради мира он уступил кафедру епископства Римского Лину, за которым следовал Аноклет, а после его смерти, по свидетельству Евсевия, Климент в 92 году занял Римскую кафедру. Время после кончины апостолов Петра и Павла с 67 по 92 гг. св. Климент, вероятно, проводил в подвигах миссионерских, являя в себе пример всех добродетелей христианских и творя чудеса. Со вступлением на кафедру Римскую св. Климент много подвизался в устроении Римской церкви и вскоре посвятил епископа к галлам для приведения их к вере Христовой. В 93 и 96 г. Показал удивительный пример терпения и самоотверженности во время гонений при Домициане. В 97 г. во время распри между верующими в Коринфе Климент написал послание увещательное, которое Евсевий называет великим и удивительным. По случаю бывших жестоких гонений на христиан св. Климент разделил Рим между семью писцами для удобнейшего собирания и записывания сведений о мученических подвигах. За обращение в христианскую веру многих римлян император Троян в 100 г. осудил св. епископа Климента на заточение в Таврические каменоломни, находившиеся в Ахтиаре (ныне Инкерман), в 7 верстах от Херсонеса.
При отправлении св. Климента из Рима многие, уверовавшие во Христа, обрекли себя на добровольное изгнание со своим архипастырем. По прибытии в Инкерманские каменоломни нашли они до 2000 христиан, из коих некоторые были прежде сосланы из Рима на тяжкие работы, а другие, туземные жители полуострова, вероятно, просвещены св. апостолом Андреем. Близ места работ не было воды; вследствие молитвы св. Климента, общей со ссыльными, Господь открыл источник; предание указывает до сего времени на колодезь, находящийся между двух скал Инкерманской киновии, как на воду, чудесно явившуюся по молитве св. Климента: слухи об этом чуде распространились по всему Таврическому полуострову, и многие туземные обитатели приходили креститься; есть сказание, что св. Климент всякий день крестил до 500 язычников и число христиан до того умножилось, что для них потребовалось устроить новые христианские общины (церкви).
В Инкерманской скале существует множество жилых долбленых помещений, между коими семь храмов; из них одному предание приписывает честь устроения трудами самого Климента, где он совершал и богослужение. Храм этот, с алтарною преградою, престолом у стены, жертвенником и седалищем для священнослужащего: в связи с этим храмом есть надолбленная комната, в которой, быть может, жил святой Климент.
Слава о быстром успехе евангельской проповеди св. Климента достигла Рима, откуда вышло повеление Трояна умертвить провозвестника истины, и для исполнения этого приказания был послан некто Апфидион, который после различных мучений посадил святого мученика в лодку, и с тяжестью, привязанною на шее, бросил св. Климента в море 25 ноября 101 года, против берега Херсонеса, где впоследствии был устроен храм в честь св. Климента, остатки коего сохраняются до сего времени. Верующие христиане молили Бога о даровании им видеть тело святого угодника, о чем древние составители жития говорят, что Бог услышал молитву верующих: в день мучений и блаженной кончины св. Климента море производило отлив воды от берега на семь дней, и чтущие память святого мученика могли по сухому дну моря ходить и поклоняться нетленным мощам угодника Божия: чудо отлива воды совершалось будто бы до VI столетия.
В IX столетии, когда свв. Кирилл и Мефодий находились в Херсонесе, Богу угодно было тело св. Климента нетленное возвести на берег, и тогда при торжественном служении мощи его были перенесены в Херсонесский храм 12 апостолов. На возвратном пути в Рим свв. Кирилл и Мефодий взяли с собою для благословения Рима часть мощей св. Климента; папа Андриан II из благоговения к останкам св. мученика торжественно сам их встретил со всеми гражданами и положил в храме Св. Марии, называемой Фонт. Мощи св. Климента оставались в соборе Херсонеса до X столетия, когда князь Владимир, по принятии св. крещения в Корсуне (Херсонесе) испросил себе в благословение от местного епископа честную главу и часть мощей св. Климента, которые вместе с иконами, церковными сосудами и другими церковными предметами были привезены в Киев. Где же находятся остальные останки св. мученика, неизвестно; вероятно, Богу благоугодно, чтобы до времени, Ему Одному ведомому, они находились сокрытыми где-либо в Херсонесе или Инкермане.
Из многих сочинений, приписываемых святому Клименту, епископу Римскому, только одно послание к Коринфянам, новейшими учеными признается несомненно подлинными его произведением, а другое послание к Коринфянам и два послания о девстве, хотя не имеют такой достоверности, как первое, впрочем, по духу и содержанию своему признаются вполне достойными святого Климента.
Опубликовано: 08/12/2014