Звон колокольчиков и неприметность святости
Зачем люди ищут духоносных старцев? Правильно ли это? Могут ли эти поиски сегодня увенчаться успехом? Об этом размышляет игумен Нектарий (Морозов).
Идти ли на звук?
Сам по себе поиск духоносных старцев — явление абсолютно нормальное. Людям, живущим в Церкви, хочется видеть тех, кто гораздо дальше них прошел по пути исполнения заповедей Христовых, кто уже явил некий зримый образ христианского совершенства. Но иногда это искание принимает некий болезненный характер. Естественно искать и находить нечто там, где оно должно быть, и неестественно — там, где этому неоткуда взяться.
Зачастую вот как происходит: расходятся слухи о том, что где-то появился «старец», к нему все едут, потому что «он знает, что каждому сказать». Кого-то он «исцелил», кому-то «разрешил недоумение», кому-то — «путь указал». И люди, будучи не в состоянии критически оценить то, что слышат, слетаются к этому «духоносному наставнику», как мотыльки на свет. А ведь среди таких «старцев» порой оказывается человек, который или в Церкви — без году неделя, или его представления о Православии не соответствуют истине.
Например, в соседней с нами Пензенской епархии, да и за ее пределами тоже, очень почитается некий «старец», который от рождения был беспомощным инвалидом. Он не мог говорить, при этом, согласно легенде, являлся священником, что совершенно невозможно при таком недуге. Группа неблагонамеренных людей возила его по стране, демонстрировала верующим, выдавая его маловразумительное мычание за какие-то откровения свыше. Выглядело все это ужасающе и, казалось бы, все было тут ясно. Тем не менее, огромное количество людей, прочитав книги об этом несчастном человеке (их вышло пять или шесть), до сих пор приезжают на его могилу, поклоняются ему.
Таких примеров в Русской Православной Церкви за последние 25 лет, к сожалению, накопилось немало. И при этом люди не прислушиваются к предостережениям архиереев и священников, которые без устали твердят, что подобного рода «паломничества» и общение с сомнительными «старцами» может нанести огромный вред душе.
Когда человек живет в русле православной традиции, вдумчиво читает святых отцов, когда у него есть некий свой, пусть даже минимальный, но реальный опыт аскезы, то он может отличить подлинное от ложного. Когда подобного опыта нет, то человек будет ориентироваться на вымышленный яркий образ и в конечном итоге пройдет мимо Христа. Афонский подвижник XX века старец Иосиф Исихаст говорил о том, что у праведности нет колокольчиков, в которые она могла бы позвонить и заявить о себе. И если мы слышим «звук колокольчиков», то скорее всего это — не праведность.
Старцы и старики
Так есть ли сегодня настоящие старцы? Отрицать это нельзя, ведь тогда, когда на земле исчезнут те, кто способен достигнуть святости и внутренней близости к Богу через покаяние и очищение от страстей, не будет смысла в существовании человечества. Но мир пока стоит, в том числе — молитвами таких людей.
Когда-то преподобный Нифонт Цареградский сказал, что духоносные подвижники будут на земле и в последние времена, однако они «пойдут путем делания, растворенного смирением, скроют себя от людей». Возникает парадокс: старцы есть, но если мы о ком-то узнаем, то это практически всегда оказывается — ложь…
Общепризнанные подвижники нашего времени — архимандрит Иоанн (Крестьянкин), протоиерей Николай Гурьянов, архимандрит Кирилл (Павлов) (ныне живущий, но, к сожалению, находящийся в тяжелом состоянии) — никогда себя старцами не считали, даже слово «старец» по отношению к себе им казалось неприемлемым. Когда отца Кирилла в свое время спрашивали, есть ли еще в России старцы, он говорил: «Насчет старцев не знаю, а старики — точно есть».
Под словом «старики», мне кажется, отец Кирилл разумел священников, имеющих значительный опыт подвижнической жизни и пастырской деятельности, способных оказывать людям существенную помощь. Такие «старики» есть и сегодня, и, может быть, даже не все из них по-настоящему пожилые люди, но тем не менее пожившие. Они многими болезнями переболели, многие бури пережили, входят в пору подведения итогов — и именно им дается по-настоящему ясное и зрелое рассуждение… Когда человек, пусть яркий, замечательный и интересный, сам находится посреди брани, ждать от него духовной зрелости нельзя.
Иди к тому, кто бежит
Бывает, что священник действительно был хорошим пастырем, снискал доверие у верующих, но вдруг в силу неких причин он начинает заблуждаться в отношении тех или иных вопросов церковной и общественной жизни — и в этом своем заблуждении уводит за собой паству. При этом он объявляется старцем, настоящим борцом за чистоту Православия. Для того чтобы обезопасить себя от подобного, важно ориентироваться не на человека, которому ты доверяешь, а на Церковь, ее учение и традицию. Тогда неправильность, заблуждение очень легко увидеть.
Есть несколько наиболее ярких примет того, что человек находится в ложном состоянии. Например, начинает говорить: «Идите за мной, я покажу. Слушайте меня и только меня», то есть все сводит к своей личности и «всегда знает, как надо».
Упомянутый уже архимандрит Кирилл (Павлов), чтобы дать ответ вопрошающему, мог помолиться, и Господь открывал ему правду, которая порой была парадоксальной, но звучала с потрясающей силой. Также отец Кирилл мог посоветовать поступить, как подсказывают конкретные специалисты, а мог дать совет, исходя из своего жизненного опыта. И при этом совершенно спокойно, не сомневаясь и не смущаясь, во многих случаях он мог сказать: «Не знаю». Он предлагал подумать вместе, помолиться, сообща понять, в чем заключается воля Божия относительно той или иной ситуации. Если находишься рядом с таким человеком, скорее всего, не заблудишься. С тем же, кто готов всех вести куда-то, где он якобы видит свет, можно и в яму упасть. Может оказаться, что свет на самом деле — тьма, и слепой ведет слепых.
Если мы видим вокруг кого-то круг почитателей, и это почитание носит характер болезненного восторга, экзальтации, а сам объект этого не пресекает и даже культивирует, то совершенно очевидно, что перед нами — заблуждение. В любой ситуации человек не должен способствовать тому, чтобы в нем разглядели великое. И только к тому, кто от этого бежит, и надо идти.
Древние святые всегда бегали известности. Замечательный патериковый пример: некий старец, которого очень почитали люди, вынужден был передвигаться из скита в город исключительно ночью, чтобы избежать встречи с теми, кто почитал и прославлял его, потому что понимал, насколько это вредно для его души. Но когда тот подвижник шел ночью по темной дороге, Господь посылал ему Ангела со светильником, чтоб осветить путь. То есть старец настолько бегал славы человеческой, что Бог явил ему Свою славу.
К сожалению, огромное количество людей в истории Церкви, в том числе и в новейшей истории, живя уединенно и тихо правильной христианской жизнью и потом оказавшись на всеобщем обозрении, очень сильно менялись. Эта беда грозит, наверное, каждому священнику, потому что легко уважение и почитание прихожан отнести не к своему сану и к той благодати Божией, которая тебе незаслуженно дана, а к себе самому.
Ищи святости
Так стоит ли искать духоносных старцев?
Если ты сам стремишься к духовной жизни, живешь ею глубоко, всерьез, то сумеешь разглядеть по-настоящему духовного человека при всей его скромности и неприметности. Ты угадаешь в нем то, что для тебя самого является некой желанной целью. Ты узнаешь такого человека по его смирению, по его любви, по тому, что он всегда будет готов свое место без всякой борьбы уступить кому угодно. Это редкость в современном мире. Но те, кто внутри борьбы, не разглядят того, кто уступает свое место — они просто обрадуются тому, что он отошел. Если хочешь увидеть в этом мире святых — стремись к святости сам.
В любом случае, не стоит унывать. Преподобный авва Дорофей говорит: если ты в чем-то испытываешь нужду — в пище, вещи — молись Богу, чтобы Он тебе это дал, и Бог тебе это, скорее всего, даст. Но если нет, смирись и покорись Ему. Он Сам будет тебе вместо этой вещи и этой пищи. Только рукой смирения человек может что-то взять у Бога. Да и получит-то гораздо больше, чем ожидает…
Опубликовано: 09/12/2014