В настоящей трагедии гибнет хор
Встреча со злом, с настоящим, дьявольски изощрённым в садистских приёмах, пытках, издевательствах над невинными жертвами, повергает в оцепенение. Сегодня не время для сантиментов, сегодня — война, но когда стреляют по мирным жителям Донбасса, по детям, женщинам, старикам, даже по кошкам и собакам — я чувствую, что по мне стреляют. Когда утратившая целомудрие и человечность «лапа» изверга хватает за горло другого человека (таким был весь майдан), я не могу с этим согласиться, не могу принять это — никакая идея не может оправдать преступление. Как писал Ф.М. Достоевский: «Да будут прокляты эти интересы цивилизации, и даже самая цивилизация, если для сохранения её необходимо сдирать с людей кожу» (Дневник писателя, 1877).
Да, во время войны приходится убивать, но только в целях защиты. Если ты человек, если остаёшься человеком. Как можно стрелять запрещённым оружием по мирным городам, по беззащитным людям? Фотографии жертв из новороссийских городов и посёлков — безголовые женщины, иссечённые старики, старухи, дети… Нет, это не война, это изуверство. А глава страны говорит: так и должно быть, их дети должны сидеть в подвалах!
Мелькают в воображении страшные кадры из одесского Дома профсоюзов, озверелые лица садистов, их нечеловеческая злоба и всеобщая радость на лицах телесоглядатаев-украинцев от лицезрения гибнущих за любовь к России куликовцев. И харьковская листовка с георгиевской лентой: «Курочки, жареные по-одесски. Спрашивайте в ближайшем Доме профсоюзов»…
Вспоминается недавно предотвращённый теракт в Грозном, и приветствие чеченским террористам, напавшим на пост ДПС, Дом печати и школу. Сами чеченцы не хотят повторения 1994 года и выходят на многотысячные митинги в поддержку властей, пресекающих бандитов. А Киев, наоборот, кричит террористам: так держать! Депутаты Верховной рады Украины Юрий Берёза, Андрей Левус, Игорь Мосийчук публично поддержали действия боевиков, причастных к гибели людей в Грозном 4 декабря 2014 года.
Мосийчук написал в Facebook: «Следственный комитет Российской Федерации открыл против меня и ещё двух народных депутатов Украины, Андрея Левуса и Юрия Берёзы, уголовное дело по ст. 205.2 УК РВ», отметив, что в РФ его «высказывания в поддержку повстанцев Ичкерии назвали «публичными призывами к осуществлению террористической деятельности и публичным оправданием терроризма», но на самом деле он «поздравил свободолюбивый чеченский и дагестанский народы с открытием второго фронта против кремлёвской хунты».
В этом смысле показательна страшная новость из Пакистана: в городе Пешавар террористам-талибам удалось достичь цели, убиты 132 ребёнка в возрасте от 10 до 20 лет. В результате нападения талибов на школу погибли, по меньшей мере, 141 человек, из них не менее 132 — дети, ранены около 122 человек, сообщает SkyNews.
«Моя учительница плакала. Её ранило в руку, и она кричала от боли, — рассказывал 15-летний Шарух Хан, которому пули попали в обе ноги. — Один из террористов затем подошёл к ней и стал в неё стрелять до тех пор, пока она не перестала издавать звуки. Все вокруг меня, мои друзья, лежали или раненые, или мёртвые».
Боевики долгое время держали учащихся и сотрудников школы в заложниках. Операция по обезвреживанию террористов длилась около девяти часов и завершилась с наступлением темноты. Все бандиты, как и в Чечне, были уничтожены, но, к сожалению, погибли мирные люди, дети.
Террористы все на одно лицо, для них жизнь людей ничего не стоит.
* * *
Когда-то давно, когда я была юной мамочкой, все дети носились с тамагочиками. Купила и я этого технозверька своему ребёнку. Нам не повезло, он оказался бракованным и потому каждую ночь умирал. Утром его можно было оживить, но ведь суть игрушки была именно в том, чтобы сохранять жизнь. И вот я, не поверите, вставала ночами кормить его, думая, что может быть маленькая дочка просто не справляется. Смешно наверное прозвучит, но мне хотелось, чтобы он жил. Он — неживой, чтобы жил. Не хотелось стать причиной его умирания, и я боролась за него до последнего, пока не поняла, что он таки бракованный и спасать его нет никакого смысла. Новый, кажется, уже не покупали, т. к. нужды в нём не было, дом всегда был полон зверушек. Согласно последнему, домайданному, подсчёту в нашем доме жили 9 пар крыльев и 12 хвостов, не считая рыбьих, лапы принципиально не учитывали.
И вот я думаю: какая пропасть разделяет людей, если одни способны убить, жестоко надругавшись, беременную женщину, старика, ребёнка, а другие даже «жизнь» железяки ценят больше. Могут ли столь разные люди понять друг друга? И что нужно сказать оправдателям майдана и всех нацистских зверств (говорят о боевой необходимости — истязать беременную?), чтобы они поняли, что так действовать недопустимо? Как минимум, надо перестать их оправдывать, надо перестать им подыгрывать.
Дворовый пёс для нормального человека — жизнь. Чудо жизни! А для иного, ненормального… Вот чиновница из Кировской области сочла возможным кинуть живого щенка в топку — он сгорел живьём (помнится, даже неразумная обезьяна осмысленно спасала котёнка из огня). Вина четвероногого страдальца была в том, что выбежал навстречу пьяной главе сельского муниципалитета, когда та вошла в котельную. Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Жестокое обращение с животными» — так держать!
Немногим ранее россиян потрясла история с безобидным (даже не лаял!) дворовым псом, которому молодые супруги (уже родители!) хладнокровно перерезали горло. Преступление случайно оказалось зафиксированным камерой видеонаблюдения. Пса спасли, а его убийцы даже не понимают в чем повинны и, более того, угрожают спасителям пса. Страшно подумать об их внутреннем мире, сокрытом от наших глаз под человеческой телесной оболочкой.
Как тут не вспомнить Шмелёва с его потрясающим «Солнцем мёртвых». Помните курочку, умирающую от голода, помните душевный трепет и нежность голодающего Человека, не желающего съесть жизнь, ставшую солнцем в царстве мёртвых людей? А павлин, приходящий по привычке к хозяину за зёрнышками, которых больше нет, и скорбь хозяина о невозможности накормить старого приятеля. А ведь можно было их всех сожрать, люди в это время не гнушались ничем, даже людоедством. И за павлином охотились, но сам хозяин его не тронул. Почувствуйте разницу!
Последний раз я перечитывала «Солнце мёртвых» лет семь назад, и уже тогда, читая, ловила себя на мысли, что слышу то тёмное человеческое, которое далеко от человеческого. Ад, пережитый Шмелёвым, уже резонировал с окружающим миром людей — они были сродни друг другу. И стало понятно: скоро…
И Россия сейчас гудит этим злобным гулом, он уже и внутри нас, и вовне. Словно орки бьют в свои адские барабаны для устрашения — гудит ад.
«В настоящей трагедии гибнет не герой — гибнет хор», — говорил Бродский. Многие его ругали за этот оборот, мол, так не бывает. Но мы знаем, видим, что бывает...
Опубликовано: 24/12/2014