Готовься Вифлееме!
Слово на Рождество Христово
«Готовься, Вифлееме, яко Древо Живота в вертепе процвете от Девы. Рай бо Оныя чрево явися мысленный, в нем же божественный сад. От него же ящи — живы будем. Христос Рождается прежде падший восставляя образ». Вот как св. Церковь готовит нас к празднику Рождества. Вот, братья и сестры, в тот момент, когда мы на автомобилях мотались от одного магазина в другой, когда в наших домах приготовлялся как бы праздник, св. Церковь нам еще шепотом открывала тайну: «Готовься, Вифлееме...»
А как готовился Вифлеем? Пещера. При этом такая пещера, в которую скот сгоняли. Готовься Вифлееме... Вифлеем готовился. Для чего он готовился? Что же происходило там, в Вифлееме? В Вифлееме, в скотской пещере совершалась великая, всемирная тайна. В этой пещере явился... вот, как говорилось св. Церковью нам — рай, в котором возросло Новозаветное Древо Жизни. Адам имел жизнь, потому что в раю было Древо Жизни, Ветхозаветное, от которого он питался. И от силы, которая давалась в этом питании, Адам имел Богообщение. Это была неизреченная радость, которую Адам потерял, когда закрылись двери рая и потеряно было Древо Жизни. Но Бог — Творец, жалея Адама, даровал пророчество о том, что будет восстановлено это Древо Жизни. И это древо восстанавливается. И св. Церковь, как я говорю, шепчет: «Готовься Вифлееме...» Тут не обращается внимание на то, будут ли дворцы, будет ли все залито электрическим светом, будет ли бархат или шелк... Вифлеем, пещера, скотские ясли, старик Иосиф... А в то же время пастыри, которые исполняли такую истинную стражу. Они были истинные иудеи, ждавшие истинного Мессию. И для них раскрылись небеса, и слух их огласился ангельским пением: «Слава в вышних Богу, слава Богу, слава в вышних Богу!» А за ними пришли истинные искатели Истины — Волхвы идут за звездою. Ищут, ищут... Звезда их ведет... Они знают по созвездию, что совершилось нечто великое. Всемирное что-то свершилось. Идут. И вот св. Церковь нам говорит: посмотрите, кого звала Вифлеемская пещера? — Пастырей, истинно ищущих, и Волхвов, истинно ищущих. Так и вас, братья и сестры, зовем и вас к истинному. А к чему же истинному? К какому Древу Жизни? Что это за Древо, которое в Вифлеемской пещере разрослось? Христос раскрывает нам это понимание Древа Жизни. Он говорит: «Я есть Хлеб Жизни. Я Хлеб Животный, сшедший с небес. Ядущий хлеб сей будет жить вовеки. Хлеб же, который Я дам есть плоть Моя, которую Я дам за жизнь мира». Видите, Христос есть Древо Жизни, есть тот Хлеб, который мы едим. И говорит Он здесь определенно в шестой главе от Иоанна: «Ядущий Мою Плоть, и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Плоть бо Моя истинная есть пища и Кровь Моя истинное есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную». Вот какое Древо. Вот к какому празднику звала нас св. Церковь, шепча нам в продолжении целой недели тропарь: «Готовься Вифлееме, отверзись всем Едеме, красуйся Евфрафо, — яко Древо Жизни идет, идет... для того, чтобы дать нам жизнь»...
Но есть первый шаг к этой жизни. Я каждый год это говорю, иначе не будет как будто убедительно. Что совершается в природе? Сейчас земля поворачивается к солнышку, и в землю вливается живительная сила, и через некоторое время начнет красоваться наша земля, а там дальше будут и цветы, а там пойдут и плоды. И это каждый год. Так и в духовной жизни. Вот теперь, когда мы с вами совершаем первый шаг к Вифлеемской пещере, св. Церковь нам говорит апостольским чтением к Галатам в четвертой главе, в четвертом стихе: «Когда пришло время пришествия Христа, в душу вливается Дух Сыновства». И это независимо. Вот как в природе: независимо от того, хотела бы земля, или не хотела бы, все равно вливается в нее живительная сила. Только там, где заглушье — будет смрад, гниение. А где все готово к принятию семени, — там будет радость, благоухание. Вот так и с нами. Там, где наша душа готовилась к принятию Вифлеемской пещеры, будет Сыновство. Что это значит? Это значит, что в нашу душу вольется неизъяснимая, как в природе, благодатная сила, которая заставит нас ощутить нашу близость к Творцу, как к Отцу. Так у тебя, у него, у меня — у всех нас то же чувство к одному Отцу. Другими словами созидается Одна Семья. Братья, если будет такая семья... а она будет, она уже есть, — так Господу угодно, то и будет в этой семье совершаться эта тайна Христова — Древо Жизни. В этой семье христианской может совершиться Тайная Вечеря, может совершиться Божественная Евхаристия. В ней будет совершено Таинство Тела и Крови Христовых, Таинство Древа Жизни, которое неизъяснимо для нас.
Люди не понимают. Может быть, они и не думают об этом, а, может быть, и не хотят проявить этого, но оно все равно проявляется помимо них. Вот посмотрите, как у инославных. В их желании встретить Христа тоже чувствуется желание сделать друг другу что-то хорошее. Проявляется это в мелочах: там галстучки, там чулочки, там цветочки, там часы... там... что-нибудь каждый друг другу хочет дать, не понимая того, что же самое главное нужно дать. А нужно дать то, чтобы человек почувствовал бы себя сыном Господа нашего Иисуса Христа, чтобы он почувствовал себя в семье. А для этого нужно смотреть в сердце человека, нужно потерпеть, а, может быть, иногда, опустив голову, только сказать: «Боже, милостив буди мне грешному, потому что большего у меня ничего и нет. Так и для каждого из нас».
Да будет же в сегодняшний день этот праздник, праздником освящения нашего сердца, принятием сыновства, для того, чтобы совершить нам этот подвиг: начало того, что дает Христос. «Готовься Вифлееме... Христос рождается прежде падший возставити образ».
Опубликовано: 06/01/2015