Вы здесь

Рождественская песнь души

Рождественская песнь души

Наверное, сколько душ, столько и песен может быть — каждое сердце поёт Богу хвалу своим голосом, и эти уникальные голоса сливаются в единый хор, славящий Творца. Но у всех ли из нас есть собственный голос? Все ли открыли в себе Бога? Как говорил средневековый поэт и мистик Ангелиус Силезский, Иисус Христос мог тысячу раз рождаться в Вифлееме, но если Он не родился снова в твоей душе, ты всё равно погиб.

Жизнь — это то, что надо создавать каждое мгновение

Именно в этом смысле мы должны стать соработниками Богу. Жизнь — это то, что надо создавать каждое мгновение, иначе торжествует смерть. Мы призваны силою любви Христовой преображать мир, созидая жизнь, творя её в себе и через себя в окружающих силою Христовой. «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Если мы не осуществляем жизнь — её как бы нет, вместо жизни есть лишь умирание.

Вот поэтому так мало среди нас настоящих христиан, поэтому так мало способных к настоящей дружбе, поэтому так часто распадаются семьи — мы думаем, что всё хорошее осуществится без нашего участия — само собой или усилием кого-то другого.

Нет, каждую минуту, каждую секунду мы умираем и умирает всё, что с нами связано, если мы не созидаем жизнь.
Наши дети гибнут без нашей любви и нашего внимания — каждую секунду умирают всё больше, если только мы не животворим их Христом и во Христе.

Любовь умирает, если не приумножается, если не взращивается нами: каждое мгновение жизни, снова и снова. «Вера есть осуществление ожидаемого», а «всё, что не по вере — грех» (Рим. 14:23).

Умирание — не образ, не метафора, а самая настоящая реальность. Наша жизнь — сплошное вхождение в смерть, если только не происходит обратный процесс — вхождение в жизнь.

Не будем обольщаться, «мир во зле лежит» (1 Ин. 5:19), а не в добре, не в любви. Если мы не будем проводниками любви, если не станем «прямыми путями Господу» в мире сём, то будем жить во аде, будем разрушать жизнь вместе с миром, вместе с дьяволом.

Не зря говорит Господь: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). Князь мира сего торжествует, если только мы не становимся соработниками Бога Живого, если только не участвуем верой в Его любви и созидании.

Это так удивительно. Настоящее чудо — творение жизни. «И без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15:5), — сказал Господь. Он и только Он — жизнь, в подлинном значении этого слова. Важно понять, что иной жизни — не существует.
Скольких людей мы встречаем по пути на работу, и каждый из них — шанс быть. Или — не быть. Прежде всего, мы встречаемся с членами семьи — самыми близкими и самыми заброшенными, как правило. Суета мешает замечать, мешает помнить, что каждый из них — чудо, дар небес и наш шанс сотворить жизнь — в себе и в другом. Иначе не бывает: кто не творит жизнь, непременно производит (в других и в себе) смерть.

«Сделайте прямыми пути Господу!» (Мк. 1:3), — взывал Иоанн Креститель к народу словами пророка Исайи (Ис. 40:3–4), и нам пора услышать его, иначе будем отвечать за свою нелюбовь, за своё равнодушие, за страдания и гибель очень многих людей, которым мы могли подарить жизнь, которых могли приобщить к Жизни, а вместо этого принесли им смерть, приобщение к умиранию.

Приобщение к Жизни — наш долг, наша задача, наше призвание и наше счастье. Но это приобщение нельзя осуществить отдельно от других. Лествица в Небо состоит не из абстрактных ступеней-добродетелей, а из вполне конкретных, прилагаемых к жизни окружающих нас людей.

Мы спешим, опаздываем, ругаемся, злимся и не замечаем сотен людей, дарящих нам шанс быть во Христе и со Христом. Мы предпочитаем быть со своими делами, проблемами, мыслями, чувствами, а Христос стоит и ждёт, пока мы впустим Его в нашу жизнь и позволим ей осуществиться в нас с полной силой — во Христе.

Внешнее и внутренне

Господь должен стать Господином дома нашей души: мы своей волей, трудом, напряжением своих жизненных сил, жаждой и радостью своей должны возвести Его на Царство. Изжив в себе всё внешнее, самостное, ветхое, мы должны осуществить, родить в жизнь своего внутреннего человека, который откроет Спасителю двери сердца, а не оставит Его на внешнем холоде, в хлеву. И тогда душа радостно запоёт хвалу Богу — хвалу, которая никогда не перестаёт.

В хлеву души ютится Рождество*
призывом в Божий храм преобразиться.
Христу-Младенцу будет нелегко
в душе воловьей Богом нарядиться.
Осёл и Вол, вспашите эту землю,
согрейте ниву жаждой и теплом!
Пусть Господу она отныне внемлет
и засевается Его Добром!
Господня Пашня пусть заколосится,
Его Посев пусть прорастёт в века,
пока Младенец радостно резвится
на материнских трепетных руках.
Голгофский Крест уже взошёл однажды
на ниве Божьей. Господи, прости!
Не будешь Ты во мне распятым дважды:
я помогу Тебе вполне взрасти.

«Сегодня вечный Бог рождается во время. Бесплотный облекается плотью. Тот, Кто за пределами смерти, входит в область смерти; сегодня начинается крестный путь Господень; сегодня является нам жертвенная, крестная божественная Любовь. Сегодня ясли вифлеемские предзнаменуют нам ту пещеру, куда будет положен Господь наш Иисус Христос, снятый со креста после мучительной смерти…» (Митрополит Сурожский Антоний).

Но теперь от каждого из нас лично зависит принять или не принять Христа, удостоить Его царских почестей или оставить в уничижении. Силы души, как осёл и вол, вполне узнаю́т Христа как Владыку, только надо очиститься покаянием, чтобы не мешать им.

Обратившийся, понявший свою искалеченность, испорченность грехом, и возлюбивший Спасителя человек, сделает прямым Его путь к себе. А дальше — совершится дело Господне силою Господнею.

Радонеж