Рецепт избавления от любой зависимости
Священник-миссионер Станислав Распутин, русский проповедник православия в Индии, по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента неоднократно выступал с лекциями для мирян и священников в Калуге. И вот в конце ноября встреча с отцом Станиславом прошла в Обнинском Духовно-просветительском центре детей и молодежи при храме Рождества Христова. Беседа была посвящена разного рода зависимостям: от игромании до алкоголизма и наркомании.
В числе многих собравшихся мне удалось поприсутствовать на этом мероприятии. Спортивный зал, в котором выступал отец Станислав, был полон народу. Людей было так много, что не всем желающим послушать батюшку хватило мест, и они два часа стояли, прислонившись к стенам. Это в очередной раз показало, насколько практическая православная психология востребована у населения. Священник рассмотрел тему зависимости с духовной, душевной (психологической) и телесной (физиологической) точек зрения. Причем сделал это достаточно профессионально и интересно.
Это была живая беседа, в которой принимали активное участие даже дети и подростки, не говоря уже про взрослую аудиторию.
Приведу запомнившиеся мне яркие эпизоды из этой встречи. Вот, например, как интересно отец Станислав рассказал о том, что такое «ветхий» человек и почему мы грешим:
Открою вам тайну: любой грех, который мы совершаем, это наше стремление к счастью, но извращенное, поврежденное. Когда вор берет чужое, какой у него мотив? Сделать себе лучше. Но он делает себе лучше неправильным путем. Блудник вступает в незаконные отношения с женщиной, чего он ищет? Счастья, любви, но опять же ищет их неправильным путем, искаженным. Поэтому зависимость— это стремление человека к счастью, но неправильным путем.
Вдумайтесь, что толкает вас ко злу? Не ваш новый человек, не ваша сопричастность Христу, а тот, кто против него — тот самый «ветхий» человек, о котором говорит апостол Павел. Это не другая личность, это вы, но вы не настоящий.
Представьте, что вы заболели гриппом. Вирус в момент болезни является частью вас? Да. Но вообще он часть вас? Нет. Вы пытаетесь делать профилактику, всячески лечить себя лекарствами, чтобы выздороветь. То же самое и здесь. «Ветхий» человек, к сожалению, часть нас. Но наша духовная жизнь направлена на то, чтобы изжить его из себя, совлечься «ветхого» человека, сораспяться со Христом и совоскреснуть с Ним. Стать новым творением во Христе.
«Человек может искренне не хотеть быть зависимым...»
Зависимость включает в себя три аспекта: физический, душевный, или психологический, и духовный. Часто люди, когда не знают истинную причину зависимости, неправильно начинают к ней подходить. А, следовательно, неправильно ее лечить.
О физической стороне зависимости могу сказать мало, потому что это всетаки удел врачей. И нет смысла говорить сложными медицинскими терминами о ее механизмах. Но скажу такую вещь: нам для естественного жизненного цикла нужны определенные вещества, которые воздействуют на наш мозг, эндокринную систему и т.д. У человека определенным образом в организме эти нужные вещества вырабатываются. Наше тело очень ленивое: когда можно чтото не производить, оно не производит. И когда в организм поступают вещества, которые замещают вещества, которые вырабатываются в нашем организме, то он перестает их вырабатывать. Речь идет о приеме наркотиков, алкоголя и тому подобного.
Голод — это же тоже знак, что организму нужно питание. Если бы мы с вами не чувствовали голод, то половина из нас поумирала бы, половина была бы дистрофиками, потому что часто есть не хотелось бы. Организм реагирует естественным для него образом, требуя подзарядки теми или иными веществами. В итоге, тело человека, вопреки его воле, требует постоянной подзарядки. Проявляется инстинкт самосохранения: тело думает, что оно может умереть, и побуждает человека восполнить недостаток нужных веществ. Отсюда все известные неприятные ощущения. Так возникает физиологическая зависимость, причем она может быть совершенно не связана с разумом человека, с его душевной составляющей. Человек может искренне не хотеть быть зависимым. Вот алкоголик, который раскаивается и плачет оттого, что он алкоголик. Это глубоко несчастный человек. Но его тянет к спиртному.
Приведу пример. Игумен в монастыре принимает людей с зависимостями: с алкогольной, наркотической. Както к нему приходит парень, уже не первый раз, и находится «под дозой». Ему физически пока хорошо. И он, понимая разумом, что скоро будет плохо, говорит: «Отче, у меня скоро начнется „гон“ (когда он снова захочет уйти из монастыря). Сделай все, чтобы я не ушел из монастыря. Я сам буду просить меня отпустить, но не дай мне уйти!». Через пару дней действие дозы кончается, и у него начинается ломка. Он говорит: «Все, это не для меня! Я пошел!» Ему отвечают: «Брат, извини, ты сам предупреждал об этом. Мы тебя не отпускаем». — «Нет, отпустите меня, это все неправда!..» В итоге, его просто взяли, привязали к стулу за руки и за ноги, он там брыкался и бесновался очень долго. В конце концов один священник обнял его и просидел с ним всю ночь: «Брат, все хорошо, ты с нами!» А тот все время кричит, уговаривает, ругается, представляете, ему очень плохо — страшное дело... Но когда он пережил это, когда его организм стал сам восполнять нужные вещества, то ломка уходит — организм возвращается в свое прежнее состояние... Я видел этого человека, и он говорил: «Слава Богу, что вы не дали мне уйти!»
Вообще, что касается физической составляющей зависимости, то тут должен действовать специалист. Не беритесь лечить людей, которые находятся в состоянии физической зависимости в момент этой самой ломки. Это практически бесполезно. Поэтому физическая зависимость не совсем наш профиль. И целиком и полностью мы полагаемся на врачей, специалистов.
Радость бывает разной...
Конечно, первую стопочку, перед тем как попасть в запой, всегда пьют на трезвую голову. И здесь мы переходим ко второму этапу нашего обсуждения — психологической зависимости. Психологическая зависимость включает в себя и задействует два основных фактора: привычку и удовольствие. Через удовольствие человек подпитывает свою эмоциональночувственную сферу положительными эмоциями. Например, радостью, которая бывает разной. Она может быть греховная, когда мы радуемся греху брата своего. Это же тоже радость, но какая — радость «ветхого» человека. Или злорадство: «Ага! Я тебе говорил, что так будет! Не послушала меня — вот и получай!..» Мы же получаем удовольствие оттого, что были правы; приятно же осознавать свою значимость, свою истинность.
А если говорить о привычке, то вспомним Иоанна Лествичника: систематическое повторение того или иного греха приводит к страсти. Ведь единичный грех еще не делает человека страстным. Если человек один раз обманул, это еще не делает его неисправимым лжецом. Может, он один раз обманул, а потом долгое время будет каяться, поститься. Он этот грех повторять не будет. Но и единичный добрый поступок не делает человека добродетельным. Добрые поступки, возведенные в систему, — это добродетель. Может ли лживый насквозь человек сказать правду? Может. Но это не сделает его добродетельно правдивым. Так и здесь.
В психологические аспекты любой зависимости включается как физическая, так и душевная составляющая. Вот алкоголь. Человек начинает привыкать получать удовольствие только в состоянии опьянения. И он искренне разучивается, как говорят, «расслабляться» без принятия спиртного. Что рабочий человек делает в пятницу вечером? Приходит домой и «расслабляется». Была тяжелая неделя — надо «расслабиться». Вопрос: а он может расслабиться иначе? Теоретически — да, но он не умеет подругому. Причем это касается не только алкоголиков.
Корень любого греха находится не в теле, а в душе
Удовольствия очень сильно подсаживают человека на то, чтобы сделать привычкой какието вещи. Причем удовольствия могут быть греховными, а могут быть вполне хорошими. Не всякое удовольствие является грехом.
Ктото сказал, что тело является источником греха. Давайте посмотрим на любой грех, например, на чревоугодие. Вашему телу есть разница, что ему кушать или нет? Нет. Когда ваше тело через желудок требует: «Хозяин, хочу есть!» — вы его просто гречкой без масла, без соли накормите или креветочками, — вашему телу и желудку все равно. Голод будет утолен и в одном, и в другом случае. Поэтому корень чревоугодия находится в душе. Вообще корень любого греха находится не в теле, а в душе.
Родители сами подталкивают детей к зависимости
Один из видов зависимости — игромания. В Калуге один папа спросил: «Я не знаю, как мне быть с моим ребенком: в любое свободное время он бежит к компьютеру». — «Сколько ребенку лет?» — «Шесть». — «Хорошо. Вопрос в корень: сколько времени вы играете с ним?» И оказывается, что крайне мало. Выходит, если родитель не научает ребенка играть, а подсовывает ему, например, компьютер или телевизор с мультиками, то ребенок естественным способом привыкает к тому, чтобы проводить свободное время только сидя за компьютером. Кто в таком случае подталкивает ребенка к определенной зависимости? Родители. Им удобно усадить ребенка перед телевизором или компьютером, чтобы освободить себе время. Итак, привычка не может уйти бесследно. Вы не можете оставить одно, не заменив это другим. Поэтому выход здесь один: вредную привычку заменять полезной. То есть одна привычка должна заменять другую. Например, молодому человеку, который привык ходить по выходным в клуб, нужна альтернатива. Если это нельзя, то что можно?
Я раньше был атеистом, у меня не было возможности прийти к Богу с детства. И я, к сожалению, в своей жизни совершил много ошибок изза того, что был неверующим. Не факт, что мой сын пойдет по пути верующего человека, но я хочу дать ему такую возможность и показать, как можно жить полноценно. Подчеркиваю, возможность — он остается свободной личностью. Часто ребенок выбирает плохой путь, потому что ему не показывают хороший.
Проблема не в самой компьютерной игре
Компьютерные игры дают человеку иллюзию жизни, особенно современные онлайнигры, где человек может себя реализовать, где его уважают, слушают... А все это изза недостатка любви. Очень много проблем у детей, потому что их мало любят. Почему девочки начинают искать любви у мальчиков — потому что они недополучают ее дома.
Заметьте, проблема не в самой компьютерной игре. Это просто способ развлечения, как и любая другая вещь. Но проблема в границе. Так как вы как родитель над ребенком имеете власть, то с ним нужно договориться и сказать: «Мне кажется, что ты много играешь, давай ограничим это до одного часа». Таймер поставить, время ограничить. По крайней мере, у ребенка будет дисциплина. Это не значит, что проблема будет решена сразу, но это лучше, чем ничего. Но тогда будьте готовы, что когда он не будет играть, ему нужно уделять время.
Например, когда я говорю своему сыну: «Пойдем, поиграем!» — он сразу забывает про все свои мультики, планшеты, телефоны и бежит играть с папой. Он даже про маму забывает. Когда папа играет с ребенком, мама не нужна.
Причина духовных болезней
Что есть в жизни человека? Семья, работа и так далее. С христианской точки зрения в жизни нет равновесия — есть иерархия: что должно быть сначала, что — потом. Если на первом месте в вашей жизни одно, а Бог на другом, то отсюда происходят духовные болезни. Если же Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своих местах.
Поэтому необходимо самоопределение на пути познания Бога. Наша цель — стать святыми, нас к этому Бог призывает. Работа этому не будет мешать, если она не будет главной в нашей жизни, не станет идолом. Кстати, трудоголизм — тоже признанная медициной зависимость от работы...
«Я дам тебе „рецепт“, но исполнить его за тебя не могу...»
Есть определенные принципы духовной жизни. Они незыблемы, неизменны. И для вас, и для меня, и для всех святых — они одинаковы. Надо лишь тот духовный рецепт, который вам «доктор» дал, реализовывать полностью. Например, люди из моего прихода, которые страдали алкогольной зависимостью, были абсолютно далеки от Церкви, совершенно не воцерковленными. Но в силу обстоятельств им надоело так жить, и они пошли на «консультацию». Обычно в таких случаях говорю: «Я могу тебе помочь, дам тебе „рецепт“, но исполнить его за тебя не могу». И даю человеку этот «рецепт» из пяти основных моментов со словами: «Если ты будешь все выполнять, то даю высокую степень гарантии, что ты
- избавишься от своей зависимости, по крайней мере, найдешь ей достойную замену,
- ты начнешь воцерковление, причем активное,
- ты обретешь настоящий смысл твоей жизни.
И если человек принимает это с верой — он же может это проверить, то у него все налаживается. Когда вам доктор выписывает лекарство, то вы не знаете, поможет ли таблетка. Вы верите доктору. То же самое здесь. И результатом является то, что люди уже через месяцы ходят ошеломленные, что их жизнь изменилась кардинальным образом, и говорят: «Как мы жили раньше в той „канализации“, непонятно...» Так получается потому, что человек начинает выполнять то, что ему посоветовали. Если он не действует, то я не даю никакой гарантии.
Когда человек в церкви встречается со Христом, у него никаких вообще вопросов больше не возникает. Я был атеистом. Почему я стал верующим человеком? После ряда событий я попросил Бога о том, чтобы Он пришел в мою жизнь, хотя я был неверующим человеком. И Господь пришел. Он изменил меня изнутри, и уже через неделю я сидел и думал: «Господи, как же я жил вообще?» Просто я встретился с Богом, и никаких доказательств того, что надо менять свою жизнь, работать над собой, было не нужно.
Описать эту встречу со Христом словами очень сложно. Представьте себе слепого от рождения человека, который никогда не видел зеленый цвет. Как ему объяснить, что такое зеленый цвет? Никто не может дать ответ на этот вопрос. Слепому от рождения человеку вы не объясните, что такое зеленый цвет. Это познается только личным опытом. То же самое здесь: личный опыт общения с Богом нельзя передать, о нем можно только рассказать, но это не будет понятно слушающим. Многие из вас, я уверен, переживали то же самое. И словами это выразить сложно, они слишком сужают этот опыт.
Духовный «рецепт» избавления от любой зависимости
Тут есть пять основных моментов. Это принципы духовной жизни, которые дает нам Православная Церковь. Если человек начинает их исполнять, то его жизнь действительно меняется.
Первое — участие в Таинствах Церкви: Евхаристии и исповеди.
Второе — чтение Священного Писания, пища для нашей души. Если наша душа ослаблена, то не имеет сил на борьбу с грехом.
Третье — молитва. Без общения с Богом мы не можем узнать, Кто Он есть. Не общаясь с человеком, мы можем сколько угодно спрашивать его знакомых, какой же он, надо с ним лично общаться.
Четвертое — пост. Речь здесь не идет лишь о посте в среду и пятницу. Пост есть ограничение себя, своей жизни. Я должен осознать свои желания и научиться их ограничивать. Это не сразу происходит, но нужно постепенно учиться это делать. Начать с малого, как ребенок, когда начинает поститься: потихонечку откажитесь от одного, другого, третьего, что вы любите. Если человек этому не учится, то скатывается к скотскому состоянию. Он потакает своим инстинктам и, в итоге, оказывается на одном уровне с животными.
И пятое— нужно быть частью духовной среды, твоя жизнь должна проходить в духовной среде. Ты должен быть частью Церкви, не формальной, а реальной. Частью церковной общины. Чтобы люди, которые тебя окружают, призывали тебя не ко греху, а к святости, и чтобы с этими людьми ты был един в пространстве Церкви.
«У человека в душе дыра, размером с Бога...»
Через дух Господь действует в нас. То есть все потенциальные силы, которые подпитывают нашу душу, идут через наш дух. Один христианский писатель сказал: «У человека в душе дыра, размером с Бога...» И это действительно так. У каждого из нас в душе находится «черная дыра», которую невозможно заполнить ничем другим, кроме Бога. Но человек в своей повседневной жизни пытается эту «черную дыру» чемто заполнять, точнее, создавать иллюзию ее заполнения. И тут «на помощь» ему приходит дьявол. Он ему говорит: «Смотри, я сейчас дам тебе чтото — на время ты будешь чувствовать, что ты полноценен». Например, если это спиртное, то человекалкоголик, принимая его, уходит из этой реальности в состояние опьянения, чтобы не чувствовать боль пустоты, которая постоянно его преследует. При этом, поверьте, он чувствует себя там хорошо. Наркоману под кайфом тоже хорошо. Может, в какойто момент и бывает плохо, но в тот момент ему хорошо. Создается временная иллюзия того, что дырыто не существует и все в жизни хорошо. Но возвращаясь в мир реальности, где он (человек далеко не самый хороший, и жизненный путь у него тоже не самый простой, зависимый), естественно, будет хотеть уйти снова туда.
Мне сложно это понять, потому что я уже, слава Богу, живу пятнадцать лет с Богом. Но если представить, что человек живет без Бога, то разве эта дыра кудато девается? Пластырем заклеивается? Нет. Человек может другим в глаза говорить о том, что он счастлив, а внутри себя чувствовать пустоту.
Честно скажу: в своей жизни не видел ни одного человека без духовной жажды. Люди часто пытаются свою духовную жажду прикрывать чемто, выставлять маску успешного человека, красивого, умного человека. Но это маска.
По роду своей деятельности общаюсь с разными людьми: и с нищими и с богатыми. И столько в жизни я видел богатых людей, которые могут ни в чем себе не отказывать, но они живут с этой же самой «черной дырой» в душе. Когда они возвращаются в свой дом и остаются наедине с собой, то понимают, что у них внутри пустота, которую невозможно заполнить ни деньгами, ни дорогим коньяком, ни собственным бизнесом — ничем.
Главный вопрос, который здесь возникает, — это вопрос смысла жизни. Он является ключевым в духовной составляющей зависимости. Поэтому если человеку дать настоящий смысл его жизни, то все основные моменты будут пересмотрены.
Чтобы изменить привычку, надо волевым решением выйти из зоны комфорта, переломить себя. Как сказал К. Льюис, «сначала Бог говорит к нам шепотом любви, потом голосом совести, а потом криком страданий». Не доводите свою жизнь до того, чтобы она вас пинками гнала в Церковь.
Впервые опубликовано в «Вестнике Свято-Пафнутьева Боровского монастыря»
Опубликовано: 08/01/2015